Бенедиктинцы


Бенедиктинцы и Бенедиктинки в Польше. Уже в самом начале
государственной жизни Польше бенедиктинские монахи приходили туда в
качестве миссионеров; так членами этого ордена были: Адальберт или
Войтех, брат его Гауденций и др.; первые монастыри, основанные в Польше
, принадлежали бенедиктинцам. Относительно числа этих монастырей до 1025
г. существует разногласие: самое распространенное мнение, имеющее
некоторое основание в средневековых хрониках и поддерживаемое
большинством историков до последнего времени, таково, что уже во времена
Болеслава Храброго (992 - 1025) и даже раньше его бенедиктинцы имели
монастыри в Тынце и на Лысой Горе. Между тем с полною уверенностью можно
сказать только о двух монастырях, что они существовали до 1025 г., а
именно: в Медзыржеце и Тржемешне; первый из этих монастырей упоминается
Титмаром под 1005 г. После смерти короля Мечислава II (1034 г.) началась
реакция среди народа против христианства: тогда все монастыри были
разрушены, в особенности в Великой Польше, а монахи перебиты. Только
Казимиру I (1041 - 1058) удалось восстановить христианство и основать
новые монастыри: в это время между прочим были построены бенедиктинские
монастыри в Тынце, Могильне, Лэнчице и Любине; затем в половине ХII в.
на Лысой Горе (Св. Креста), в Сецехове, Бреславде и Ежове. Второй не
разъясненный вопрос заключается в том: откуда пришли бенедиктинские
монахи в Польшу? По преданию, первые бенедиктинцы времен Мстислава и и
Болеслава Храброго пришли из Монте Кассино. Другие говорят что во
времена Казимира и монахи пришли из Клюньяка (Клюньи?), но с этим не
соглашаются новейшие историки, которые указывают на Жамблю леодйской
льецезии (теперешний Льеж) в Бельгии, как на место происхождения
польских бенедиктинцев. По всей вероятности уже в ХII в. все польские
бенедиктинцы признавали главенство тынецкого аббата, который носил
название архиаббата, но в скором времени монастыри стали самостоятельно
управляться, богатеть и вследствие этого орден стал нравственно падать.
содержать школы. Бенедиктинские аббатства были в следующих местностях
Польше: и в Тынце, от которого зависели монастыри: орловский в Силезии,
в Старых Троках в Литве (с 1410) в Костельной Вей в окрестностях Калиша
(с 1209) в Унееве (с 1370 г. 1) в Тухове; 2) аббатство Св. Креста на
Лысой Горе с монастырями: в Конемлотах, Вонводьнице и Слупе; 3)
Сецеховское аббатство с монастырями: в Сецехове, Радоме, Пухачове,
Стенжице. 4) аббатство в Могильне (1065 г. ) близ Гнезна 5) Люблинское
аббатство с монастырями: в Ежове, Гостыне, Хойнатах и Киссове 6) Плоцкое
аббатство (1166 г. ) с монастырями: равским, пржибытовским, замским и
лентовским; 7) в Городище близ Пинока (1659 г. ); 8) в Несвиже (1673 г)
и 9) в Минске (1700 г. ). Не смотря на то, что в 1709 г. образовалась
бенедиктинскопольская конгрегация, соединившая все монастыри в одну
организацию, орден не поднялся из своего упадка. В нынешнем столетии Б.
монастыри совсем исчезают: так, в 1815 г. Тынецкое аббатство, перешедшее
к Австрии, было упразднено, потом были закрыты монастыри: на Лысой Горе
и в Сецехове (1819 г. ) и другие; остались бенедиктинцы только в
Пултуске, куда они переселились в 1802 г. из Плоцка; до 1830 г. они
имели свою школу. Окончательное упразднение пултуского бенед. монастыря
последовало в 1864 г. Бенедиктинки до сих пор имеют несколько
монастырей, так напр.: в Серпце, Ломже, Минске, и кроме того в Галиции:
в Статонтках близ Кракова (с 1240 г. ). В Пржемышле с женской школой и в
Пруссии, в Хелмне (с 1274 г.).

(Краков, 1623); Стан. Шигельский, "Аquilа роlоnо Веnеdiстinа" (Краков,
1663); Вацлав Зиолковский "Rеgulа s. Веnеdiстi" (Вильно, 1792),
"Еnсусlореdiа коsсiеlnа" (т. II, Варш., 1873); Владислав Абрагам,
"Оrgаnizасiа Коsiоlа w Роlsсе" (Львов, 1890).