Бетховен


Бетховен (Людвиг vаn Веетноvеn) - величайший композитор ХIХ стол.,
род, 16 дек. 1770 г. в Бонне, где его дед Людвиг фан Б. был
капельмейстером, а отец Иоганн фан Б. - тенором в курфюрстской капелле.
В. проявил очень рано поразительный музыкальный дар, но тяжелая семейная
обстановка имела большое влияние на характер Б. и сделала его смолоду
мрачным и замкнутым. Для его умственного развития было сделано лишь
самое необходимое, а музыкальное образование велось неправильно; с
другой стороны, однако, Б. встретил участие и поддержку людей
посторонних, именно в семействе Брейнинга (начиная с 1783 г.).
Пфейфер. Музыкальные успехи Б. вскоре обратили на него всеобщее
внимание, особенно же приводила всех в изумление его уже в то время
блестящая игра на фортепиано, соединенная с необыкновенною способностью
к импровизации. В игре на органе Б. усовершенствовали придворный
органист фан дер Эдень и капельмейстер Нэфе, и уже в 1785 году с
восшествием на престол курфюрста Макса Франца II он был назначен
придворным органистом, оставаясь в то же время альтистом в оркестре.
Усердно занимаясь композицией, Б. Пробовал уже свои силы и в создании
более крупных сочинений, из которых особенную известность получили
рыцарск. балет и большая кантата. Путешествие его в Вену весною 1778 г.,
которое доставило Б. мимолетную встречу с Моцартом, было
непродолжительно. Вскоре после возвращения Б. из Вены скончалась его
мать (Мария Магдалина В., рожденная Кевериг, из Кобленца), и домашние
дела сложились еще хуже. Тогда по ходатайству графа Вальдштейна,
курфюрст рушился осенью 1792 г. отправить Б. на несколько лет в Вену,
чтобы дать ему возможность докончить свое музыкальное образование под
руководством Гайдна. Кроме Гайдна, Б. получал указание в от Шенка,
автора комической оперы "Деревенели цирюльник", а после отъезда Гайдна в
1794 г. в Англию, Б. прослушал теоретический курс у Альбрехтсбергера, в
области же вокальных сочинений пользовался руководством Сальери.
Благодаря рекомендации курфюрста, В. был принят в аристократическом
обществе. Князь Лихновский взял его к себе в дом, граф Разумовский
предоставил в его распоряжение свой квартет,. а князь Лобковиц
одного выезда в Прагу и Берлин в 1796 году, он никогда более не покидал
ее. Лето Б, проводил где-нибудь в окрестностях Вены, среди скромной
обстановки и в постоянном общении с природой, которую страстно любил и
которая его вдохновляла когда он отдыхал от обычных трудов.
что он имел неоспоримое право, особенно благодаря своему уникальному
дару импровизации, Бетховен, после выхода в свет в 1795 г. первых своих
значительных произведений, трех фортепианных трио, приобрел и славу
первостепеннейшего композитора. С того времени он не переступал
проявлять прирожденную ему уникальную творческую силу, которая
развивалась в целом ряде разнообразных сочинений, отличавшихся как
глубиною, новизною формы и содержания, так и неистощимым богатством
изумительной изобретательности. В последовательном ходе творческого
процесса Бетховен сначала овладел разнообразными формами камерной
музыки, работал над сонатою (для одного фортепиано и с сопровождением
других инструментов), которую он развил до ее полного художественного
значения, над квартетом (всего квартетов Б. сочинил шестнадцать), и
затем выработанные в этой области приемы он перенес в оркестровую
музыку, став таким образом создателем инструментальной музыки в широком
стиле. Уверенной рукой он овладевал всеми средствами музыкального
выражения, которые были завещаны Моцартом и Гайдном, развил и обогатил
их. С полнейшею свободою в выражении своей Индивидуальности и с
замечательным пониманием музыкальных форм Б. соединял тонкое понимание
характерной полноты и выразительности звука.
(1805) и трех русских квартетов (1806), направление Б. определилось
вполне, и с того времени стало своеобразно проявляться в каждом новом
его произведении. Симфонии В (1806), С -моll, пасторальная (1807 - 08) и
затем Аdur (1812) могут служить указателями пути великого композитора. К
этим симфониям примыкают большие концерты. Но и в области вокальной
музыки, Б. не оставался бездеятельным. Кроме песен (Liеdеr) и мелких
вокальных произведений, он написал в 1803 году кантату "Христос на горе
Елеонской" и вслед затем, в 1805 г., оперу "Фиделя", которая в то время
особенным успехом не пользовалась, но вновь переработанная в 1814 году
была оценена музыкальным миром, и с того времени заняла прочное место на
всех германских оперных сценах. После моцартовской "Волшебной флейты"
это была первая немецкая опера, получившая широкое распространение. К
сожалению, не смотря на стремление и обширные планы Б. в этой области,
ему не пришлось создать другой оперы. Написанные им два "Fеsтsрiеlе" для
торжественного открытия театра в Пеште в 1812 г., "Король Стефан" и
"Афинские развалины" не могут быть названы операми. К театральной музыке
принадлежат также балет Б.: "Создание Прометея" (1801), музыка к
гётевскому "Эгжонту" (1810) и увертюра к "Королану" Коллинса (1807).
Когда в 1809 г. Б. было предложено место королевского капельмейстера в
Касселе (Вестфалии), эрцгерцог Рудольф (ученик и друг Бетховена), князь
Лобковиц и граф Кинский сложились и предложили ему ежегодное содержание
в 4000 фюр. под единственным условием, чтобы он отказался от
предлагаемого ему места и не покидал Австрии. Хотя содержание это и
уменьшилось вследствие государственного банкротства в 1811 г.,
учреждение вслед затем конкурса над имениями князя Лобковица, а также
вследствие последовавшей кончины графа Кинского, все же оно обеспечивало
независимое положение великому композитору, находившемуся в то время в
поре полной творческой силы. Год конгресса (1811) застал Б. на высоте
его славы. Грандиозное исполнение его 7 и 8 симфоний, симфонии "Битва
при Виттории", и сочиненной по поводу событий этого времени кантаты
"Минута славы" (Glоrrеiсне Аugеnвliск), а также возобновление "Фиделю",
доставили Б. величайшую популярность в Вене. Однако он не мог вполне
наслаждаться всеобщим признанием своих заслуг, так как начавшееся еще в
1802 г. ослаблено слуха усилилось почти до подпой его потери. Эта
болезнь, не поддававшаяся никакому лечению, омрачала его настроение
духа, сделала В. недоверчивым, и заставляла искать уединения. Новым
источником неприятностей и разного рода огорчений послужили принятые Б.
на себя в 1815 г. заботы о воспитании сына его умершего брата Карла.
Денежные обстоятельства Б. ухудшились и одно время даже самое творчество
его как будто приостановилось. Но вот назначение эрцгерцога Рудольфа
епископом Ольмкциа (в 1818 году) подает Б. мысль написать торжественную
мессу; он отдался ей со всею силою своего вдохновения и она заняла его
до 1822 г. Б. в прежде сочиненной им в честь князя Эстергази (1808)
Сdurной мессе в значительной степени придерживался стиля Моцарта и
Гайдна; в этом же новом произведении, которое по обширности плана
превосходит обычные размеры сочинений подобного рода, религиозные
впечатления выражены от одной стороны с необычайным экстазом, а с
другой, вполне субъективно. По окончанием этой "торжественной мессы"
(мissа sоlемnis), Бетховен с таким же жаром приступил к выполнению давно
лелеянного им намерения написать симфонию, последняя часть которой
заключается хором на текст шиллеровский "Оды к радости". К началу 1824
г. было окончено и это произведение, обширное по своим размерам и
чрезвычайно трудное в техническом отношении, в особенности в вокальных
партиях. Затем были написаны, среди тяжелых физических страданий; и,
четыре больших квартета, которые и по ныне составляют предмет изучения
для каждого знатока, по своему глубокому содержанию и сложности не
вполне доступные массе. Б. умер после продолжительных страданий 26 марта
1827 г. и похоронен в Вене. Ему воздвигнуты памятники в Бонне (бронзовая
статуя работы Гэнеля, в 1845) и в Вене (работы Цумбуха, 1880 г.). -
Полное собрание сочинений Б. было издано в Лейпциге Брейткопфом и
Гертелем (24 серии, 1862 - 64). Хронологический указатель произведений
Б. составлен Тайером (Берл., 1865 г. ), тематической же, с историческими
ссылками на время их появления в свет, издал Ноттебом (Лейпциг, 1868 г.,
2 изд. Брейткопфа и Гертеля).

1838); Sснindiеr, "Вiоgrарнiе vоn L. vаn В." (Мюнстер, 1838, 3 изд.,
1860); Lеnz, "Б. и его 3 стиля" и "В., еinе Кunsтsludiе" (6 частей,
Гамбург, 1860); Маrх, "L. vаn В. Lевеn und Sснаffеn" (Берл., 1859, 3
изд., 1875); Uliвisснеff, "В., sеs сriтiquеs ет sеs glоssатеurs"
(Лейпц., 1857; немецкий перевод Вisснеffа, Лейпциг, 1859); Nонl, "В. s
Lевеn" (3 т., Вена и Лейпц., 1864 - 77); его же, "В., пас dеn Sснildеrun
gеn Sеinеr Zеiтgеnоssеn" (Штутг., 1877); Nоттевонм, "Еin Sкizzеnвuсн vоn
В." (Лейпциг, 1865); его же, "Веетноvеniаnа" (Лейпц., 1872), его же, "В.
s Sтudiеn" (часть 1, Лейпц., 1873); Тнауеr, "Ludwig vаn В. s Lевеn" (в
нем. переводе Dеiтеrs'а, 3 т., Берл., 1866 - 79); vоn Вrеuning, "Аus dем
Sснwаrzsраnlеrнаnsе" (воспоминания о Б., Вена, 1874); Серов "9 симфония
Бетховена" ("Музык. театр. Вестник", 1856 г., ©© 15 и 17); его же,
"Девятая симфония Б., ее склад и смысл" ("Современная Летопись", 1868
г., © 16); в этих статьях Серов обратил внимание на исследование
тематизма 9-й симфонии. См. также о жизни Б. в "Репер, и Пантеоне"
(1844, кн. 9 и 10).