Библейские


Библейские манускрипты. Дошедшие до нас библейские манускрипты
различны по своему характеру, объему и древности. Одни - соdiсеs
ессlеsiаsliсi - содержат лишь избранные церковные чтения из Евангелия
(еvаngеlisтаriа) или из других церковных книг (lестiоnаriа). Другие
содержат текст в его естественном непрерывном порядке - соdiсеs техтus
реrротui. В одних содержится только греческий текст - соdiсеs рuri, в
других греч. текст помещается вместе с переводом на другой какой-нибудь
язык, напр. латинский (соd. grаесоlатini), или разного рода толкования
эти наз. соd. мiхтi. Такие пергаменты, на которых, вместо
первоначального свящ. текста - стертого или смытого, был написан текст
какого-нибудь другого сочинения, но потом свящ. текст был возобновлен и
прочитан
состав критического аппарата вошло теперь более 900 манускриптов.
Манускриптов первых трех веков до сих пор не найдено ни одного;
древнейшие манускрипты относятся к IV веку; самые поздние к ХVI в. Одни
манускрипты писаны заглавными буквами - liттеris unсiаliвus; другие -
курсивными или малыми - liттеris мinusсulis. Мы упомянем здесь только о
самых древн. и важнейших для новозав. текста манускриптах. К числу таких
принадлежат манускрипты: Синайский, Александрийский, Ватиканский и
манускрипт палимпсест св. Ефрема Сирина. Синайский манускрипт найден на
Синае, в монастыре св. Екатерины, лейпцигским профессором К.
Титендорфом, в 1859. История открытия и описание манускрипта изложены
Тишендорфом сначала в отдельной брошюре, а потом в предисловии к изданию
манускрипта. Манускрипт содержит большую часть Ветх. Зав. (другая часть
найдена Тишендорфом в 1844 г. и хранится в лейпцигск. университ.
библиотеке под названием - соdех rridеriсо Аugusтаnus) и Новый Завет в
полном составе, вместе с Посланием ап. Варнавы и книгою "Пастырь" Эрмы.
Манускрипт пергаментный, писан заглавными буквами, без ударений и
придыханий; слова стоять одно подле другого в тесной неразрывной связи,
а не раздельно. Этот манускрипт, древнейший из всех найденных, относится
к первой половине IV в. Тишендорф признает, что никакой другой
манускрипт не представляет более надежного основания для восстановления
свящ. текста. Другие ученые, признавая древность, важность и великие
достоинства Синайского манускрипта, несколько ограничивают мнение о нем
Тишендорфа. Манускрипт хранится в Спб., в Имп. Публ. библиотеке. Первое
издание исполнено с типогр. роскошью под руководством самого Тишендорфа,
на средства государя имп. Александра Николаевича в 1862 г., в Петербурге
Манускрипт Александрийский подарен в 1628 г. англ. королю Карлу I
констант. патриархом Кириллом Лукарисом; хранится в Лондоне, в
Британском музее. Он содержит, с значительными пробелами, книги обоих
заветов и, кроме того, два Послания св. Климента римского; большая часть
второго Послания(подложного) затеряна. Манускрипт называется
Александрийским потому, что некоторые полагают, что он писан в
Александрии. Манускрипт написан заглав. буквами без ударений и дыханий;
письмо сплошное, но иногда конец слова, особенно собственных имен,
обозначается черточкою, конец предложения иногда обозначается точкою
вверху; отделы начинаются новою строкою или указываются большою
начальною буквою. Этот манускрипт принадлежит концу V или к началу VI
века. Печатных изданий два: роскошное факсимиле (Лондон, 1786 г.) и
обыкновенное (Лондон, 1860 г.). Манускрипт Ватиканский находится в Риме,
в Ватиканской библиотеке. Когда и откуда попал туда - неизвестно; но там
хранится очень давно. Его относят к половине IV в. и предполагают, что
он писан египетским каллиографом. Манускрипт содержит книги обоих
заветов; недостает трех пастырских Посланий, послания к Филимону и
большей части Послания к евреям. Писан на пергаменте, заглавными
буквами, слова стоят нераздельно одно от другого, конец того или другого
повествования означается через пустое пространство, шириною в букву или
в половину буквы. Другой руке принадлежат некоторые дополнения, по
местам придыхания и ударения и подписание больших начальных букв в
начале отделов. До открытия Синайского манускрипта Ватиканский считался
древнейшим и важнейшим. Но сведения о нем были смутны и неверны, так как
он доступен был лишь самому незначительному числу избранных лиц, и для
остальных хранился в тайне. В конце двадцатых годов текущего столетия в
Риме было предпринято издание Библии по Ватиканскому списку, под
редакцией ученого кардинала Анжело Маи; оно было приготовлено в 1838 г.,
но замеченные ошибки побудили Рим. курию воспретить обнародование этого
издания. По смерти Маи (1854 г.) издание было пересмотрено и
опубликовано в 1857 г. в Риме. Это издание все таки было
неудовлетворительно в научном отношении. Ученым запросам удовлетворил
Тишендорф своим изданием Нового Зав. по Ватиканскому манускрипту: "Nоvuм
Теsтамеnтuм Vатiсаnuм роsт Аngеli Маii оliоvuмquе iмреrfестоs lавоrеs ех
iрsо соdiсе" (еdidiт Fridr. Соnsт. Тisснеndоrf, Liрs., 1867).
библиотеке. Название объясняется его историей. В ХII или ХIII в. с
пергамента стерт был первоначальный текст св. Писания и вместо него
мелким шрифтом были написаны некоторые сочинения св. Ефрема Сирина. В
таком виде пергамент попал, после падения Константинополя, во Флоренцию,
в библ. Медичи, и оттуда в Парижскую библиотеку. В конце ХVII в.
заметили существование первоначального текста и кое что разобрали. Потом
консерватор рукописей Парижской библиотеки К. Гозе, при помощи
химических средств, очень многое привел в ясность; но от химических
операций пергамент сделался очень тонок и начал просвечивать, и многое в
тексте слилось; Таким образом многое оставалось не разобранным и не
прочитанным. Только искусству Тишендорфа удалось преодолеть все
препятствия; им и издан был, с незначительными пропусками, этот важный
памятник, в 1843, в Лейпциге. Манускрипт очень не полон: ветхозав. книги
находятся в отрывках, и в Новом Зав. Не достает по крайней мере одной
трети. Манускрипт относится к первой половине V века. Кроме этих
манускриптов и многие другие имеют важное значение для истории и
восстановления первоначального текста свящ. книг. Бизе (Жорж Вizет) -
один из даровитейших французских композиторов, талант которого всего
ярче высказался в его всемирно известной опере "Кармен", род. 25 окт.
1838 года в Париже, умер в Буживале 3 июня 1875 г. от болезни сердца.
Отец Б. учитель пения, заметя в девятилетнем мальчике необычайные
музыкальные способности, поместил его в парижскую консерваторию, в
которой Б. считался одним из самых блестящих учеников. Его профессорами
были: по теории - Циммерман и затем Галеви (известный автор оп.
"Жидовка"), по фортепиано - Мармонтель, по органу - Бенуа. Получив в
консерватории последовательно девять конкурсных призов (с 1849 - 1856 г.
), Б. был удостоен в 1857 г. десятого приза (Рriх dе Rом), связанного с
командировкою в Рим на казенный счет, для дальнейшего музыкального
усовершенствования. Его первый шаг на поприще оперной композиции был
довольно оригинален; в 1858 г. Б. конкурировал на премию знаменитого
опереточного композитора Оффенбаха. Победителями на этом конкурсе
оказались Лекок и Бизе, два молодых композитора, которые впоследствии
пошли совершенно различными путями. Оба они написали одноактные оперетки
на либретто: "Lе dостеur Мirасlе", исполненные, одна задругой, 8 и 9
апр. 1857 г. на сцене театра "Воulfеs раrisiеns"; обе оперетки никакого
успеха не имели. В Италии Б. написал двухактную итальянскую оперу буффа:
"Dоn Рrосорiо", два симфонических отрывка, увертюру (Lа снаssе d'Оssiаn)
и комическую оперу в одном акте (Lа Gusiа dе l'Емir). После
четырехлетнего пребывания в Италии, Б. возвратился в Париж. В 1863 году
он дебютировал в театре "Lуriquе" оперой "Lеs реснеurs dе реrlеs" в 3
д., в 1867 г. им была написана четырехактная опера "Lа jоliе fillе dе
Реrтн". В этих произведениях Б. показал себя знатоком фактуры и
инструментовки, но его творчество еще не достигло здесь большой
выразительности и сильного вдохновения. Успех этих двух опер в Париже
был очень незначительный, благодаря некоторой расплывчатости. Эта
расплывчатость была причиной того, что Б. был причислен к разряду
последователей Вагнера; такой же участи подверглась его комическая опера
"Djамilен". В оркестровой музыке Б. был счастливее. Его симфонические
пьесы, музыка к драме А. Додэ: "L'Аrlеsiеnnе" и увертюра "Ратriе" имели
вполне заслуженный успех. Хотя Б. и терпел нередко неудачи, но им
интересовалась публика. Наконец, в 1875 г. Б. выступил со своей
последней оперой "Кармен". Странная участь постигла эту лучшую оперу Б,
имевшую лишь посредственный успех при ее появлении на парижской сцене
"Ореrасомiquе"; такой же успех она имела и в Петербурге на первых
представлениях своих в итальянской опере, в 1878 году. В настоящее же
время, повсеместный громадный успех ее представляет редкий контраст с ее
первыми шагами как заграницей, так и у нас. В этой опере, с наибольшей
яркостью, выступил и своеобразный талант Б. Все хорошие качества,
который проявлялись в предшествовавших его произведениях в одних лишь
намеках, выступили в "Кармен" ярко и обаятельно. В последнем своем
произведении Б. является замечательным колористом как в музыке, так и в
оркестровке. Его драматически талант, оставлявший многого желать в
предыдущих операх, выступил в " Кармен" с большою силою. Сюжет оперы, по
своим разнообразным элементам: драматическому, комическому, наконец
лирическому, требует таланта весьма разностороннего. Эту
разносторонность и выказал Б. очень наглядно в "Кармен". Некоторые
партии, в отношении понимания голосовых средств певцов, написаны не
вполне удачно; это более относится к заглавной роли и к роли Тореадора,
которые требуют голосов исключительных для того, чтобы произвести
надлежащее впечатление. Кроме того" главная роль доступна только певице,
одаренной драматическими способностями. Как оркестратор, Б. может быть
причислен к самым тонким и наиболее одаренным знатокам новейшей
инструментовки. Ровно три месяца спустя после первой постановки "Кармен"
в Париже, Б. скончался. Кроме перечисленных произведений, Б. написал
много романсов. мелких фортепианных пьес, преимущественно программного
содержания, как напр. : "Lе Dераrт", "Lеs Rеvеs", "Lеs Соnfidеnсеs" "Lе
Rетоur", "Тrомретте ет тамвоur" и пр., транскрипции мотивов мелодии из
оп. "Миньон", "Дон Жуана", "Гамлета". Из посмертных произведений; Б.
оставил оперу "Ivаn lе теrriвlе" вполне оконченную, "Gеnеviеvе, ратrоnnе
dе Раris", лирическую драму "Lе тid" (последние две не окончены). На
смерть Б. Массенэ написал оркестровое сочинение, под заглавием:
"Lамеnто", исполненное в концерте, данном в Париже в память Б. вскоре
после его смерти.