Благовещение


Благовещение - общее значение этого слова: - добрая, радостная весть
(еuаngеliоn) благовестие, тоже что и Евангелие, а частное указывает на
праздник Благовещения (ЕuаngеlisмоV, аnnunтiатiо), бывающий 25 марта. В
этот праздничный день церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом
в галлилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии, недавно пред сим
обрученной Иосифу, тайны воплощения от Ней Бога-Слова (Лук. 1. 26 - 38).
В церковной службе этого праздника изображаются разные обстоятельства
этого события. Тропари канона представляют как бы беседу архангела
Гавриила с Пресвятою Девою. Так как от времени бессемянного зачатия Сына
Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день
Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и
еже от века таинства явление... " (тропарь). Праздник этот церковь
причисляет к великим двунадесятым. Еще св. Иоанн Златоуст называет его
первым праздником (рrwтн еоrтн) и корнем (riха) праздников. Крайние
термины, с которыми совпадает праздник Благовещения: четверг З-й недели
Великого Поста и среда Светлой Седмицы. Церковное празднование зависит
от времени, в которое случится этот праздник. Если он случится прежде
Лазаревой Субботы, церковь празднует его три дня; если в эту субботу -
два; если в Страстную или Светлую Седмицы - один день. Но по величию
праздника он не отменяется даже и в Пасху, и пост ради этого праздника
ослабляется. По этому шестой Вселенский собор 52-м правилом постановил в
день Благовещения совершать литургию св. Иоанна Златоуста, и не прежде
освященных даров. которая совершается в Великом посту. И в народе день
Благовещения считается величайшим праздником, в который должен быть
общий покой и радость. Праздник Благовещения принадлежит к древнейшим
праздникам в честь Богородицы. Мы имеем указания на него от IV века.
Прежде всего празднование этого дня установилось, предполагают, в
Константинополе или в Малой Азии. 0пределение времени праздника
Благовещения, может быть зависело от праздника Рождества Христова:
Рождество бывает 25 дек., а Благовещение 25 марта. Некоторые древние
писатели время этого праздника, 25 марта, ставят в некоторой связи с
сотворением мира, конечно, без твердых к тому оснований. "Сотворение
человека было в 25-ый день марта; а посему и Гавриил в этот день послан
был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и
предвозвестить ей имеющее совершиться чрез Нее спасение человеков. Ибо
прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое
создан". Так рассуждал в VI в. архиепископ антиохийский Анастасий.