Болонская


Болонская школа Карраччи. - Обыкновенно принято относить название
болонской школы всецело к академии, основанной в конце ХVI столетия
братьями Каррачи. Это не совсем правильно. Уже в ХIV в. Frаnсо Воlоgnеsе
и Jасоро Аvаnzi, а в ХV - Lоrеnzо Соsта и Frаnсiа подарили миру
замечательные произведения, находящиеся в церквах Болоньи и ее
многочисленных дворцах. Не останавливаясь, однако, здесь на характерных
особенностях этих художников, о которых будет сказано в своем месте,
сделаем здесь исключительно обзор школы Каррачи.
в Италии наивысшего совершенства. Каррачи не искали новых путей; они
желала лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить
себе все их лучшие качества. На произведениях болонских художников не
лежал какой-либо особенный отпечаток. Но они успешно изучали и
прогрессировали в искусстве, в их работах сказывается известная манера и
последовательность. Образовавшаяся после Франчья школы Фонтаны и
Кальварта характеризуют собою период упадка в истории живописи; в школе
Каррачи наоборот начинается возрождение. Лодовико Каррачи получил свое
художественное образование путем долгого и терпеливого изучения старых
мастеров: в Венеции он изучал колорит в картинах Тициана и Тинторетто,
во Флоренции он проникся изяществом письма Андреа дель-Сарто. Копируя и
сличая копии с оригиналами, он пришел к мысли, что единственный путь к
возрождению искусства - это брать от каждого из старых мастеров лучшие
отличительные особенности его письма: "если бы возможно было сочетать в
одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджио с энергией
Микель-Анджело, строгость линии в картинах Веронэзе с идеальной
нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к
совершенству". Таково было основное положение новой школы.
двоюродных братьев Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою
высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое
он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и
научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал
правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая
иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с
учениками о мифологии, истории и религии, словом касался всего того, в
чем художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики, в
доказательство правильно понятых уроков учителя, воспроизводили в
рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто
отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их
приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которые не умели в
таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были ее
уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками
устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали
наиболее известных живописцев Италии и Болоньи. Так было поставлено
образование в школе Карраччи. Их школа называлась сначала академией
Dеsidеrоsi, чем означалось их стремление достичь совершенства старых
мастеров; впоследствии они получили название Inсаммinатi, т.е. идущих по
пути к достижению этого совершенства. Несомненно, что болонский
эклектизм, сам по себе, не подарил миру ни одного настоящего гения. Но в
его питомцах никогда не исчезало то знание искусства старых мастеров,
которое они выносили из школы; нельзя не согласиться с тем, что
благодаря своей методе художественного образования, школа Каррачи в
совершенстве научила технике искусства. Тот, кто выходил из нее, умел
обращаться с карандашом и кистью, понимал значение тонов, знал законы
перспективы и умел ценить произведения искусства. "Вот почему", говорит
Lаnzi, "болонская школа, позже других явившаяся на свет, может быть
поставлена первой в деле художественного образования, вот почему она,
изучив предварительно все другие, могла в свою очередь реформировать
их".
учеников. Лодовико Карраччи (1555 - 1619) известен картинами, которыми
он украсил паллацо Фавы, Маньяни, Грасси, Марескальки и множество
церквей. Его "Св. Франциск", "Преображенье Господне", его последующие
произведения: "Поход аргонавтов", "Путешествие Энея" и др. обличают в
художнике, если не истинный гений, то по крайней мере благородство стиля
и редкий навык в исполнении. Известные его произведения: "Св. Семейство
под пальмою", ошибочно считавшееся прежде работой Аннибале Карраччи,
"Св. Семейство со св. Варварой и св. Лаврентием", "Положение во гроб",
"Св. Севастиан", "Несение креста" находятся в настоящее время в
петербургском Эрмитаже. Что же касается находящейся там же картины,
изображающей св. мученика Севастьяна привязанным к дереву и пронзенным
стрелами палачей, то она, вероятно, представляет эскиз картины, которая
находится в палаццо Дориа в Риме.
вначале своей деятельности был гравером; его гравюры, все больше
непристойного содержания, пользовались огромной популярностью. Как
живописец, он не шел дальние посредственности. Тем не менее его
"Исповедь св. Иеронима" и "Купанье Дианы", находящиеся в Болонье, "Св.
Дева, кормящая грудью младенца Иисуса" (в Парме) указывают на то, что
Аг. Карраччи присущи были тонкое и правильное понимание экспрессии; мы
уже знаем, что как учитель он оказал крупные услуги своим ученикам.
одним из очень выдающихся художников. Без сомнения, его первые
произведения не все одинакового достоинства, вследствие его заведомого
подражанья различным мастерам прежнего времени. Но в последующие годы
творчества он успел освободиться от такого рабского подражания; тут он
вполне самостоятелен и достигает верности и силы выражения в своих
картинах. Как и его знаменитый брат Аннибале Карраччи, оставил после
себя память в многочисленных произведениях искусства. Его живопись во
дворце Фарнэзе считается одной из капитальнейших его работ "Св.
Екатерина и св. Клара" (в Болонье), "Св. Дева в молчании" (в Неаполе)
дышат необыкновенной силой. Целый ряд картин Аннибале Карраччи находится
в петербургском Эрмитаже. Здесь имеются его: "Св. Семейство", "Отдых Св.
Семейства на пути в Египет" - копия с нее находится в Бернском музее и
выдается там за оригинал, "Христос почивший, оплакиваемый ангелами",
"Жены-мироносицы у гроба Спасителя", "Явление воскресшего Христа
Мироносицам", "Спящая молодая девушка" (Венера изображенная в
совершенной наготе, спит на ложе, под навесом малиновой драпировки),
"Мрачный пейзаж", портрет самого художника, "Св. Иоанн Креститель", "Св.
Семейство" (повторение этой картины, относимое лишь к школе Аннибале
Карраччи находится во Флоренции в музее Уффициев, "Св. Карл Борромей"
(знаменитый миланский архиепископ), "Снятый со креста Спаситель,
оплакиваемый св. Марией Магдалиною и ангелами".
Наиболее замечательным из них был Гвидо Рени (1575 - 1642) - живописец и
гравер, ученик Дениса Кальварта и Лодовико Карраччи; картины его,
написанные на сюжеты, взятые из св. истории и мифологии, обличают в нем
больше совершенства техники, чем настоящий творческий гений. Гвидо Рени
был одним из самых известных художников своего времени, но к концу жизни
утратил в значительной степени свое обаянье. Пользуются известностью
его: "Самаритянка", "Распятый Христос", "Св. семейство", "Аврора и
Фортуна", находящиеся за границей, а у нас в Эрмитаже - "Давид с головою
Голиафа" (картина эта находилась некогда в галерее Цампьери, в Болонье,
и была куплена для Эрмитажа в 1839 г. Точно такая же картина Гвидо Рени
находится в Лувре; третий экземпляр ее - в галерее Спадо Колонна, в
Риме. Копия же, в уменьшенном виде - в Венской галерее); "Поклонение
Пастырей" (наход. некогда в галерее де-ла-Врильера; повторение этой
композиции - в церкви картезианского монастыря в Неаполе); "Поклонение
волхвов", "Св. семейство на пути в Египет" (картина эта, пользующаяся
особенным вниманием посетителей Эрмитажа, куплена была из галереи
нидерландского короля Вильгельма II в 1850 г.); "Св. Петр" - этюд с
головы ап. Петра для мастерской картины художника, находящейся в палаццо
Цампьери, в Болонье; в 1650 г. этюд принадлежал кардиналу Савелли в
Риме; другой подобный этюд имеется в венском Бельведере; "Отцы церкви,
рассуждающие о бессемянном зачатии" (картина эта находилась, во времена
Пассери, в одной из церквей Перуджии; затем она перешла в Рим, в галерею
маркиза дельиАнджели, продавшего ее лорду Вальполю, но она была
задержана папским правительством в Чивита-Векии, и только из уваженья к
покупщику папа Иннокентий ХIII разрешил отправку ее в Англию); "Св.
Иероним"; "Юность Богоматери" (картина изображает Пресвятую Деву, в
возрасте лет 16 или 17, сидящую в кругу восьми молодых девушек, занятых
шитьем, на полу - несколько корзин с работою; слева - маленькая собачка,
болонка); "Спящий младенец Христос" (копия с оригинала, находящегося в
венском Бельведере, по мнению Вагена принадлежит кисти Карло Маратти;
подобные же копии, неправильно считаемые подлинными произведениями Гвидо
Рени, имеются в галерее Дориа, в Риме, и в коллекции гр. Шпека
Штернбурга, с Лучене; есть еще копия в венской академии художеств). Из
картин не религиозного содержания, принадлежащих кисти Г. Рени или его
учеников, следующие находятся в Эрмитаже: "Похищение Европы" - картина,
изображающая дочь Агенора, которая сидит на Юпитере, принявшем образ
быка, по мнению Вагена представляет только часть большой картины,
композицию которой Гвидо Рени повторял несколько раз; картины того же
сюжета находятся в Дульвиче, в палаццо дел-Консерватори, в Риме и в
музее гор. Тура, во Франции (очевидно представляющие собою копии);
"Клеопатра" - написана была художником, вдохновившимся, по мнению
Вагена, бюстом одной из дочерей Ниобеи; картина находилась некогда в
галерее Кувеа, португальского посланника при дворе французского короля
Людовика ХV; во Флоренции, в галерее Питти имеется картина Гв. Рени того
же содержания, но она представляет, в отношении композиции, значительное
отличие от эрмитажной. "Беатриче Ченчи" (по всем вероятиям исполнена
одним из учеников Гв. Рени с знаменитого портрета его работы,
находящегося в палаццо Барберини, в Риме. Куплена была картина для
Эрмитажа в 1784 г., вместе с другими картинами, из собраний Бодуэна.
Картина эта, считавшаяся сначала произведением Тициана, а затем П.
Бордоне, художника Венецианской школы, по преданию написана была Гв.
Рени с наброска, сделанного им в то время, когда несчастную Беатриче
вели на казнь; по другому преданию, портрет этот написан художником в
тюрьме Беатриче, накануне ее казни; однако, эти рассказы не
подтверждаются никакими положительными историческими данными, и даже
подлежит сомнению: точно ли Беатриче изображена в портрете галереи
Барберини.
(1578 - 1660 г.), бывший сначала учеником Дениса Кальварта, а потом
академии Карраччи. В своих произведениях он изображал преимущественно
красоту, грацию и любовь. Его картины, написанные на сюжеты, взятые из
мифологии, как "Аполлон и Дафна", "Богиня Земли", и находящаяся в
Эрмитаже "Похищение Европы" (повторение этой картины с некоторыми
изменениями имеется в Петербурге же, в Лейхтенбергской галерее) и др.
пользуются большой популярностью, нежели его работы на религиозные темы.
Из этих последних в петербургском Эрмитаже находятся две его картины:
"Благовещенье", перешедшее сюда в 1779 г. из галереи Вальполя
(повторение этой картины, с значительной разницей в колерах, находится в
Парижской галерее) и "Крещенье Господне" (принадлежала знаменитому Дж.
Ло, и была куплена для Эрмитажа из галереи Вальполя). Живопись Альбани
отличается нежностью и красотой, но уже слишком приторной. В Альбани еще
ярче обнаружились недостатки его учителей.
другой художник из школы Карраччи, если бы он не жил в эпоху упадка
искусства, когда вкусы в Италии, к концу ХVII века, в значительной
степени были извращены. Мы говорим о Доменикино Цампьери, прозванном
Доменикино (1581 - 1441), сначала ученик Кальварта, затем академии
дельи-инкамминати, он одно время был в большой моде в Италии и, к
сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики. Шедевром
его считается "Исповедь св. Иеронима", о которой Пуссэн говорил, что она
принадлежит к числу трех наилучших картин Рима. В ней много простоты,
величия, она вся проникнута чувством благоговения. Нигде в других
произведениях художник не выразил более сильно этого чувства. Его "Св.
Иероним в пустыне", "Св. Цецилия", "Торжество любви"; находящиеся в
Лувре, прекрасные фрески в церкви Сан-Луиджи де Франчези в Риме, в
аббатстве Гротта-Феррата в вилле Альдобрандини во Фраскатти, отличаются
свежестью, возвышенностью стиля и силою выраженья. Обращают на себя
внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: "Св. евангелист Иоанн",
причисляемый к замечательнейшим произведениям Доменикино. Картина эта в
течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в
начале нынешнего столетия была куплена от него Д. А. Нарышкиным, от
которого приобретена была императором Николаем I для императрицы
Александры Федоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете
в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице Марии
Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, сделалась
собственностью Эрмитажа в 1881 г. Точно такая же картина Доменикино,
бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля,
в замке Гоуард, в Йоркшайре, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной
картины, сделанная Брюловым, имеется в музее Императорской академии
художеств в Спб.; "Взятие Св. Марии Магдалины на небо", "Ликование
израильтянок по переходе Моисея через Чермное море" - картина,
перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась
произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино
относится находящаяся в Эрмитаже картина, "Персидская Сивилла", прежде
считавшаяся работой самого художника, между прочим потому, что в лице
Сивиллы узнавали портрет его дочери.
один из последних представителей Болонской школы - Джованни-Франческо
Барбьери (1591 - 1666), прозванный Гверчино, т.е. косоглазый, сначала
ученик Барт. Бертоцци, Дж. Б. Кремонини и Паоло Дзаньони, впоследствии
подражатель Лодовико Карраччи и Микеланджело. Хорошим образцом первой
манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже; она
изображает "Св. Анну, обучающую Младенца Христа чтению". К первым же
работам Барбьери относится его " Взятие Богородицы на небо"
исполнена художником, по возвращению в Рим, в 1623 г., для Александра
Танари, в семействе которого она хранилась до 1844 г., когда была
приобретена для Эрмитажа. В галерее Дориа, в Риме, имеется картина
Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное
повторение фигуры этого апостола на эрмитажном "Взятии Богородицы на
небо", для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком
случае, до 1623 г., во время первого пребывания художника в Риме. Другой
манерой письма отличается так же находящаяся в Эрмитаже картина
Гверчино, изображающая "Видение св. Клары" и находившаяся сначала в
галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с нее,
выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини
(Sемinаrе раrтiсоlаrе). К произведениям второго рода причисляют еще одну
эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую:
"Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу Христу" - картина эта
находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для
Эрмитажа в 1810 г. Образцами третьей, последней манеры художника,
служит: во 1-х его превосходнейшее произведение "Мучение св. Екатерины",
написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся
прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была
приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи, в 1850 году, во 2-х
"Св. Иероним в пустыне", работа представляющая вероятно тот образ
святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори ("Viта
di Fr. Ваrвiеri") в 1641 г. для Ридольфо Струми, в Римини, и ныне
находящаяся в Эрмитаже. Небольшая копия с нее, также выдаваемая за
оригинальное произведете Гверчино, имеется в Венеции, в Пинакотеке
Манфредини. Картины Гверчино славятся своим ярким, выразительным
колоритом.
Джованни Ланфранко, называвшийся также кавалером Джованни да-Стефано
(1580 - 1647), гравер и живописец, ученик Агостино и Аннибале Карраччи.
Образцами его произведений, отличающихся мужественной силою кисти,
служат две картины, находящиеся в Эрмитаже: 1) "Благовещение",
написанное для одной из мальтийских церквей и приобретенное для Эрмитажа
из коллекции Троншена около 1780 года и 2) "Предвечный отец" - картина
эта поступила в Эрмитаж в 1832 г. из коллекции кн. Евгения Сапеги, в
Гродно, и одно время ошибочно приписывалась кисти Гверчино. С Ланфранко
завершается блестящая эпоха Болонской школы, которая во 2-й половине
ХVII столетия начинает приходить в безнадежный упадок.
Чиньяни воскресить искусство болонских художников. Чиньяни (1628 - 1719)
ученик Дж. Б. Капри и Альбани, подражал Корреджио и Карраччи. Его
"Материнская любовь" находится в Эрмитаже. Чиньяни удалось добиться
того, что в Б. учреждена была на средства города академия художеств. Он
был назначен ее пожизненным директором. Чиньяни успел заручиться для
академии покровительством папы Климента ХI, утвердившего ее уставы, и
согласившегося дать свое имя новому учреждению, которое с тех пор (1708)
получило название: "Климентинской академии". Но поздно было уже в эпоху
полного падения искусства вдохнуть в него новую жизнь. Италия
истощенная, словно почва, подвергшаяся усиленному возделыванию,
перестала производить великих живописцев, и болонская школа впала в тот
же напыщенный тон, в ту же изнеженную вычурность, которые характеризуют
собою все итальянские школы ХVIII столетия.
Блан следующими немногими словами: "болонские художники, взятые вместе,
образуют некоторый род буржуазии в искусстве. В крови у них нет
благородства истых аристократов, нет с другой стороны крепкой и смелой
энергии простого парода. Их главное качество заключалось в отсутствии
слишком заметных недостатков. Подобно среднему классу общества, они
занимали середину в искусстве, при том на одинаковом расстоянии от
крайних точек и на этой средней высоте они поддерживали искусство, не
давая ему опуститься низко, но зато и не подымая его на более высокую
ступень". Литература: Маlvаsiа, "Fеlsinа рiттriсе" (Болонья, 1678 г., 2
тома in 4); Filiрро Ваldinuссi, "Nотiziе dеi рrотеssоri dеl disеgnо dе
Сiмавuе in quа" (Флоренция, 1681 - 1688); Luigi Lаnzi, "Нisтоirе dе lа
реinтurе iтаliеnnе" (франц. перевод Париж, 1825 г., 5 т.); Сн. Вlаnс.,
"Нisтоirе dеs реinтrеs. Есоlе Воlоnаisе" (Пар., 1874. in f.); G.
Lаfеnеsтrе "Lа Реinтurе iтаliеnnе" (Париж, 1870); Р. Маnтz, "Lеs
Снеfs-d'оеuvrе dе lа реinтurе iтаliеnnе" (Париж, 1870, in fоl.); W.
Lевке, "Gеsснiснте dеr Iтаliеnisснеn Маlеrеi" (Штутгардт, 1878 г., 2
т.).