Большой


Большой Петровский театр в Москве. - Основание его относится к 1776
г. В этом году Гроти уступил свои права и обязанности кн. Урусову,
обязавшемуся построить каменный публичный театр в Москве. При содействии
известного М. Е. Медокса было выбрано место в Петровской ул., в приходе
церкви Спаса, что в Копье. Неусыпными трудами Медокса в 5-ть месяцев, по
плану архитектора Розберга, был построен Б. П. т., стоивший 130000 руб.
Спектакли начались в 1780 г. под дирекциею того же Медокса, которому
дана была привилегия представлений до 1796 г. Внутреннее устройство было
таким, каким оно сохранилось до пожара 1853 г., потерпев в новейшее
время лишь небольшие изменения. Сильным пожаром в 1805 г. здание театра
было до тла уничтожено; представления были перенесены в деревянный театр
у Арбатских ворот, сделавшийся одною из первых жертв пожара 1812 года.
Блестящею эпохою театра в Москве должно считать ту пору, когда он
состоял под непосредственным ведением просвещенного кн. Д. В. Голицына.
При нем сгоревший театр был возобновлен (увеличен) по плану архитектора
Бове. 6-го января 1825 г. состоялось открытие Б. т. два дня
продолжавшимся прологом: "Торжество муз" М. А. Дмитриева и великолепным
балетом "Сандрильона". В 1843 г. театр значительно изменен и улучшен.
17-го марта 1853 г. театр сгорел до тла. Убытки оценены в 10 милл. руб.
(см. ст. П. Басистова в "Спб. Вед. " 1856 г., ©220). Через 16 месяцев, к
20-му августу 1856 г., театр был заново перестроен (стоимость - 900000
руб.) по плану архитект. Кавоса. Театр представляет два фронтона, один
над колоннадой, другой над верхним ярусом. Над колоннадой 4-е бронзовых
коня, запряженных в колесницу Аполлона; модели коней работы барона
Клодта. По бокам театра - чугунные подъезды, состоящие из изящных
чугунных колонн, поддерживающих навесы. Каждая пара колонн опирается на
общий четвероугольный пьедестал. При освещении колоннада весьма красива,
особенно издали. Главный подъезд и парадная лестница устроены со стороны
Театральной площади. Сени имеют почти 18 саж. длины и 4 1/2 саж. ширины.
Направо и налево широкие мраморные ступени ведут на первую площадку, пол
которой выложен венецианской мозаикой. Отсюда направо налево две
лестницы ведут в фойе с зеркальными стенами в золоченых рамах, лепными
карнизами и расписанными простенками. Из фойе ведет вход в Императорскую
ложу. Потолок залы театра имеет 14 саж. в поперечнике, следовательно
зала Б. т. превосходит своей величиной залы театров: Сан-Карло (в
Неаполе), дела-Скала (в Милане) и др. Сцена имеет более 10 саж.
протяжения. В партере 17 рядов кресел (470), позади кресел амфитеатр
(150) мест, лож в пяти ярусах - 136, 6-й ярус - дешевые места; вмещает
до 2300 человек (считая на ложу 5 чел. ); кресла сделаны из некрашеного
дуба. Ложи внутри роскошно драпированы, а снаружи убраны резьбой. На
плафоне залы изображены музы, предводимые Аполлоном; скульптурные работы
исполнены Шварцем, резьба и лепка - Ахтом; стенная живопись - Титовым.