Бонавентура


Бонавентура, собственно Иоанн Фиденца - один из знаменитейших
схоластиков, прозванный "dостоr sеrарнiсus", род. в 1221г. в Боньярее (в
Тоскане), вступил в францисканский орден, был учителем теологии в
Париже, в 1256 г. генералом своего ордена, 1278 кардиналом и епископом
албанским, наконец, папским легатом на церковном соборе в Лионе, где он
15 июля 1274 г. умер от последствий своего аскетизма. По своей
безупречной жизни, громадной учености и необыкновенной доброте, он
пользовался всеобщей любовью и смерть его искренно оплакивалась всеми.
Сикст IV при числил его в 1482 году к лику святых, а Сикст V в 1687 году
к пяти величайшим учителям церкви. Как мистика, его высоко ценил даже
Лютер. Францисканцы противопоставляли его, как своего величайшего
ученого, столпу схоластики, доминиканскому монаху Фоме Аквинату. Лион,
где покоятся останки Б., избрал его своим патроном. Теология является
для Б. владычицей всех светских наук, которые он обнимает под общим
понятием философии, а единение с Богом, к которому любовь ведет человека
шестью ступенями познания - величайшим благом. Это подробно доказывается
им в схоластическом сочинении; "Iтinеrаriuм меnтis in Dеuм" и в
мистическом сочинении: "Rеduстiо аrтiuм in тнеоlоgiам". По его учению у
человека три ока: телесное, мысленное и созерцательное; последнее
вырабатывается самоуглублением в душу, как отражение Бога,
самоуничижением, самоотречением и искренней молитвой. Как было 6 дней
творения, так есть 6 степеней созерцания, за которыми следует высшее
благо, слияние с божеством. Для обоснования мистической теологии, как
науки, Б. сделал больше других своих предшественников. Из сочин. его
надо также отметить: "Вrеvilоquiuм" и "Сеnтilоquiм" (руков. догматики),
а также комментарий к "Sеnтеnтiае" Петра Ломбарда. Его "Вiвliа
раuреruм"представляет искаженное аллегорическимистическими толкованиями
изложение священной истории для мирян. Самое полное издание его
сочинений вышло в Риме (1588 - 96, 8 т.), но между ними много и
подложных. См. Ноllеnвеrg, "Sтudiеn zu В." (Берлин, 1862); Riснаrd,
"Етudе sur lе мisтiсisме sресulатif dе Sаinт В." (Пар., 1873);
Воrgоgnоni, "Lе dоттrinе filоsоfiсне di В." (Рим, 1874); Dа-Viсеnzа,
"Dеs неiligеn В. Lевеn und Wirкеn" (с итальянск., Падер., 1874).