Бородин


Бородин А. П. как композитор. Музыкальные способности Бородина
обнаружились очень рано; девятилетним ребенком он по слуху играл на
фортепиано всевозможные пьесы, слышанные им в исполнении военных
оркестров, а 13 лет написал первое сочинение: концерт для флейты, на
которой довольно бойко играл; следующим его сочинением было небольшое
трио (G-dur) для струнных инструментов, на темы из оп. "Роберт
Дьявол"Мейербера. В 1850 г. шестнадцати лет Б. поступил вольнослушателем
в Медико-хирургическую академию, в которой считался одним из блестящих
учеников. Ко времени пребывания Б. в академии относятся следующие
сочинения: "Трио" на известную песню "Чем тебя я огорчила" и "скерцо"
(В-моll) для фортепиано, в котором впервые встречается у Б. русский
пошиб. В музыкальном развитии Б., в разные поры его жизни, играли
большую роль две личности: это были: М. Р. Щиглев, известный
впоследствии в музыкальном мире пианист педагог и автор многих изящных
вещиц, и М. А. Балакирев. Влияние Щиглева связано с детским и юношеским
возрастом Б., когда оба мальчика, будучи товарищами однолетками,
совместно занимались музыкою. В первый же год своего знакомства, юные
друзья успели переиграть в четыре руки все симфонии Бетховена, Гайдна, и
знали их чуть ли не наизусть, но в особенности увлекались они
Мендельсоном, ярым поклонником которого был Б. в годы своей молодости. В
тоже время они усердно посещали павловские концерты Гунгля,
университетские симфонические концерты, дававшиеся под управлением
известного виолончелиста Карла Шуберта, знакомились с камерной музыкой,
для чего оба они выучились, без посторонней помощи, играть на
инструментах: Щиглев на скрипке, Б. на виолончели.
заграницу для усовершенствования в избранной им специальности. Эти
поездки принесли Б. огромную пользу и в музыкальном отношении, знакомя
его с заграничной музыкальной деятельностью, вводя его в кружки
тамошнего артистического мира, объединяющим центром которого служил
знаменитый Ф. Лист. Отношения последнего к Б. нашли себе характеристику
в письмах, помещенных в книге В. В. Стасова: "А. П. Бородин, его жизнь,
переписка и музыкальные статьи". Лист, путем своего личного,
авторитетного влияния способствовал к непосредственному ознакомлению
иностранной публики с оригинальным и живым дарованием русского
композитора. Во время первого пребывания Б. заграницей (1859 - 62 года),
его научные занятия перемешивались с музыкальными. Там он
написал:"квинтет", "секстет" (для струнных) и "скерцо" для фортепиано в
4 руки. По возвращении в 1862 г. в Россию, в его музыкальной жизни
произошла очень крупная перемена, которой он был обязан своим
знакомством с М. А. Балакиревым. Как даровитый и знающий музыкант,
Балакирев имел сильное на него влияние, вследствие которого Б. из
области дилетантизма перешел на почву серьезного композиторства. У
Балакирева Б. усовершенствовал технику письма, изучил оркестровку, формы
сочинений; благодаря этим занятиям, у Б. развился критический взгляд на
музыку, более широкое и разностороннее понимание ее задач и требований.
Около Балакирева в то время группировались молодые русские композиторы:
П. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков; к их кружку
присоединился и Б. Тесный кружок названных музыкантов имел весьма
благотворное влияние на Б., так как они, страстно любя искусство,
постоянно сходились для обмена мыслей, изучения различных музыкальных
сочинений и для взаимного ознакомления со своими произведениями.
Благодаря соревнованию, чуждому всякой зависти, Б., скоро по вступлении
в кружок, начал писать свою первую симфонию (Еsdur), которая, однако,
была окончена только в 1867 г., а исполнена в первый раз 4 янв. 1869г. в
симфоническом собрании русск. музык. общества под управлением
Балакирева. Позднее, Б. перешел к сочинению романсов и опер. Так, им
написаны романсы: "Спящая княжна" (1867); "Старая песня" (песнь о темном
лесе); "Фальшивая нота", "Морская царевна", "Отравой полны мои песни"
(1868); баллада "Море" (1870); "Из слез моих". К более позднему периоду
относятся романсы: "У людей то в дому" (на слова Некрасова, 1884); "Для
берегов отчизны дальней", написанный на смерть Мусоргского (1881);
"Чудный сад", "Арабская мелодия" (1885); "Спесь" (на слова гр. А. К.
Толстого). Все эти романсы изданы музыкальными фирмами П. Юргенсона
(Москва), В. Бесселя и К°" (Спб.) и М. Беляева (Лейпциг). По совету
Балакирева, Б. принялся за сочинение оперы на сюжет драмы "Царская
невеста" Мея; после нескольких номеров, предпринятый труд был, однако,
оставлен и Б. принялся в начале 1869 г. за сочинение своей второй
симфонии (Нмоll), которую он писал семь лет; эта симфония впервые была
исполнена 2 февр. 1877 г. в симфоническом собрании И. Р. М. О. под
управлением Э. Ф. Направника. Рядом с симфонией, Б. был занять
сочинением оперы "Князь Игорь", сюжет и сценарий которой были предложены
автору В. В. Стасовым; в апреле 1869 г. сценарий был существенно
видоизменен самим композитором, который в начале очень живо
заинтересовался сюжетом своей оперы, и принялся за ревностное изучение
относящихся до него литературных памятников нашей старины; так, в него
введены весь пролог, комические сцены гудочников Скулы и Ерошки; многие
же из первоначально вошедших в либретто сцен, были вовсе исключены из
него автором.
либреттистом, а в разбивку; раньше всех был сочинен "Сон Ярославны"; в
1874 г. "Половецкий марш" и "Плач Ярославны"; в 1875 г. "Половецкие
пляски с хором", "песнь Владимира Галицкого"; в 1876 г. ариозо Ярославны
- "Как уныло все кругом"; около 1877 г. "каватина" Владимира Игоревича;
в 1878 году хоровая сцена и песня Скулы и Ерошки в 1 дейст., в 1879 г.
почти все сцены 1-й картины 1-го действ. и финал 2 карт.; в 1880 г.
женский хорик в 3/4 и т.д. Многое из первоначального материала для
"Князя Игоря" вошло во 2 симфонию, так как Б. отказался было от
намерения продолжать свою оперу. Только в начале 70-х годов, Б. вновь
принялся за "Игоря", неожиданным толчком к чему послужила "Млада". Эту
оперу-балет тогдашний директор театров Гедеонов предложил написать
коллективно четырем русским композиторам: Кюи, Мусоргскому,
Римскому-Корсакову и Б. Хотя заданная работа была окончена вовремя, но
постановка нового произведения на Императорской сцене не состоялась. Б.
написал к "Младе" весь 4-й акт, куда входили сцены между князем Яромиром
и верховным жрецом, явление теней древних славянских князей, сцены
страсти и ревности между Яромиром и Войславой, подъем вод моря от
прилива, затопление Храма и общая гибель. Этим материалом Б.
воспользовался для своего "Князя Игоря". Почти все, как говорит В. В.
Стасов в своей книге о Б., предназначенное для "Млады"", вошло теперь в
состав оперы "Князь Игорь": "идоложертвенный хор" жрецов и народа в
храме Радегаста послужил основой началу пролога в "Игоре"; сцена
"Яромира и жреца" вошла в состав некоторых сцен самого Игоря; дуэт
"Яромира и Войславы" лег в основание сцены Игоря, князя Владимира и
Кончаковны (терцет) в 3 д. "Игоря" и т.д.
писать оперу "Саламбо", воспользовался ее материалом для оперы "Борис
Годунов". Сочинение "Игоря" затянулось на долгие годы, в продолжение
которых Б. написал два квартета (А-моll и А-dur), одну часть (аndаnте)
квартета под названием В-LаF (Вilаеff) в 1886 г., фортепианную сюиту,
состоящую из семи пьес, названных "ретiт рокме d'амоur d'unе jеunе
fillе" (1885г.); романс "sертаin" (семистишие) на слова одного
бельгийского поэта (1886 г.); последние два сочинения Б. посвятил
покойной графине де Мерси-Аржанто, проявлявшей большие симпатии к
молодой русской школе, произведения которой она ревностно распространяла
на своей родине (Бельгии). Ею же, между прочим, переведены на
французский язык все романсы Б. и три отрывка из "Игоря". В промежутке
этих лет Б. написал, кроме того, фортепианное скерцо Еsdur (1885 года),
посвященное бельгийскому капельмейстеру Жадуль и, наконец, начал свою
третью симфонию (А-моll), сочинив две первые части, законченные и
инструментованные А. К. Глазуновым. Симфонии Б. изданы фирмою В. Бессель
и К° (Спб.). Что касается "Князя Игоря", то Б. писал его с большими
промежутками времени, в продолжение 18 лет. Начатая в апреле 1869 г.
опера уже значительно подвинулась вперед в 1887 г., когда неожиданная
кончина Б., последовавшая 15 февр. 1887 г., прервала его обширный труд.
Последними страницами "Игоря", написанными Б. в феврале 1887 г., были:
хор половецкого дозора и речитатив Игоря с Кончаком. Насколько в опере
Б. постороннего элемента, не принадлежащего перу автора, мы не беремся
судить, а ограничиваемся помещением примечания, приложенного к
клавираусцугу "Князя Игоря", изданному М. П. Беляевым в Лейпциге, на
русском, французском а немецком языках. Вот что в нем напечатано:
"оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера "Князь Игорь"
закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Первым
наоркестрованы оставшиеся неинструментованными ©© пролога, 1-го, 2-го и
4-го действий, а также половецкий марш (©18) из 3-го действия; вторым
докончены, по оставшимся материалам, и инструментованы остальные ©© 3-го
действия и увертюра. В начале каждого © партитуры означено, кому
принадлежит инструментовка или окончание его. Первое представление
"Князя Игоря" на сцене Мариинского театра состоялось 23-го октября 1890
г. под управлением капельмейстера К. А. Кучера. В первый же сезон, опера
Б. выдержала 13 представлений, и как на первом, так и на последующих
спектаклях имела большой успех. В области русской музыки, Б. является
композитором с редким дарованием к национальному колориту; обладая
самобытным талантом, Б. не был чужд влиянию некоторых композиторов. В
симфонической музыке наибольшее влияние оказали на Б. сочинения Шумана,
которого, впрочем, не заметно в камерной музыке. В опере Б. заметно
влияние Глинки (ему он посвятил своего "Игоря"), отчасти Серова и
Мусоргского. Как колорист, в смысле национального элемента в
симфонической музыке, Б. высказался в "Средней Азии" (восточный и
русский элементы); те же два элемента широко разработаны в его опере
"Князь Игорь". Гармония Б. отличается большой своеобразностью, красотою,
хотя автор порою и страдает изысканностью.