Боярская


Боярская дума. - Наименование: "боярская дума" не встречается в
древних памятниках и образовано искусственно на основании сходных
терминов ("бояре думающие"). Боярскою думою назывался постоянный совет
лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие
земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе
земли. Советы старейших были и в пригородах, во они пользовалась не
политическою, но лишь судебною и административною властью. Совокупность
лиц, составлявших совет, называется нередко в летописях дружиною (по
отношению к князю). При киевском князе в конце Х в. встречаем
правительственный класс или круг людей, которые служат ближайшими
правительственными сотрудниками князя. Эти люди наз. то боярами, то
дружиной князя и составляют его обычный совет, с которым он думает о
разных делах, об устроении земли. Владимир Мономах поучает детей каждый
день ходить утром в церковь, затем "седше думати с дружиною, или люди
оправливати" (судить). Эта боярская или дружинная дума была обычным,
постоянным советом князя по делам военного и земского управления. Со
времени принятия христианства подле князя являются новые советники,
епископы. Рядом с боярами и епископами в составе думы Владимира
замечается еще третий элемент. Он появляется в рассказе начальной
летописи раньше принятия христианства князем. Когда возникал вопрос,
выходивший из ряда обычных дел княжеского управления, советниками князя
вместе с боярами являлись еще старцы градские. Так, в 987 г, Владимир
созвал "бояры своя и старцы градские", чтобы посоветоваться о мерах,
которые предлагали ему разные иноземные миссионеры. До Владимира
летопись не говорит и о совете бояр, как о постоянном правительственном
учреждении, каким она изображает совещания этого князя со своей
дружиной. Однако, в этой же летописи остались следы, указывающие на то,
что совет бояр был таким учреждением и до Владимира: начальная летопись
не помнила отчетливо событий того далекого времени. Другое значение
имеет ее молчание об участи городских старцев в совете бояр после
Владимира, во времена к ней близкие и ей хорошо известные: это значит,
что тогда старцев уже не призывали в думу киевского князя, или иначе -
присутствие старцев в боярской думе не началось, а кончилось при
Владимире.
думы (Х в.) двойственный. В нее входят: бояре - высшие служилые люди.
Всякий боярин был непременным членом думы, и именно в этом состояло его
боярское отличие; летопись, рассказывая о потерях, понесенных русскими в
войне Половецкой, восклицает: "где бояре думающие? где мужи
храборствующие?". Князь не мог, в замен бояр, пригласить других лиц - не
бояр. Старцы или старейшины составляют вторую половину древнейшей думы -
это земские бояре; по поводу вопроса о принятии новой веры Владимир
"созва бояры своя и старцы градские... И решили бояре и старцы: веси,
княже, яко своего никто же не хулит, но хвалит...". Кроме этого
постоянного состава думы, в ней участвовали (не всегда) высшие духовные
сановники: епископы и игумены (главнейших монастырей): епископы советуют
Владимиру Св. казнить разбойников; они же вместе с боярами дают потом
противоположный совет. Особенно важное значение в совете киевского князя
занимал митрополит (по тому влиянию, какое он мог проявить на други
русские земли). При общем решении какого либо вопроса князьями двух или
нескольких земель, происходили соединенные заседания и советов их. С
высшим земским советом нельзя смешивать фактов совещаний князя временных
и случайных, напр. военных советов во время похода, не только со своими
военачальниками, но с союзниками и даже варварами. Число имеющих право
участвовать в думе равняется числу бояр известной земли;. обыкновенный
же состав думы равняется числу бояр, находящихся в данную минуту в месте
совещания и нарочно вызванных из пригородов. При издании законов Русской
Правды Ярославичами участвовали 5 советников (см. ак. сп. Р. Пр., ст.
18); при дополнении ее Владимиром Мономахом - 6 (см. Р. Пр. Кар. 66). С
течением времени во многих землях число думцев возрастало (в В.
Новгороде дошло до 300 - приблизительно).
постоянно (каждодневно). Но обыкновенно решения высших земских дел
совершались не каждодневно, а по мере возникновения их. Обыкновенные
заседания происходили во дворце князя. Дума составляет необходимый
составной элемент власти в каждой земле. Боярская дума была не личным
советом князя, который мог обратиться к нему или нет по произволу, -
напротив, факты указывают на обязательность для князя совещаний с
боярами, - обязательность, утвердившуюся обычаем (который тогда заменял
закон). Тесная связь боярской думы с князем сохранилась лишь до тех пор,
пока дума состояла главным образом из дружинников (дворян) князя,
переезжавших с ним из одной земли в другую. С усилением в думе земского
элемента, совет бояр получает все большую самостоятельность и становится
ближе к вечу, чем к князю.
дел. А именно: дума участвует в решении религиозных вопросов (ею при
Владимире решено введение человеческих жертв, вопрос о посылки для
исследования веры, вопрос о принятии христианства греческого
исповедания). Она участвует в решении законодательных вопросов; Владимир
рассуждал с дружиною о "строе и уставе земленем"; восстановление вир и
отмена казни при Владимире совершены по совету бояр. Дума участвует в
решении вопросов внутреннего государственного устройства, бояре
участвуют в решении вопросов о распределении столов между князьями.
Боярской думе принадлежит (вместе с вечем) право приглашать князя и
рядиться с ним. Дума по преимуществу участвует в решении вопросов
внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от имени князя и
его "светлых бояр". Думе (иногда вместе с вечем) предоставляется высший
суд над князьями и членами их семейств, образцом чего может служить суд
над Рогнедою, женою Владимира Св. за покушение на убийство мужа.
и ХII вв. (старейшинами и княжими мужами-боярами) отношения между ними
облеклись в своеобразные политические формы, которые существенно
изменили состав правительственной думы при князе и самое ее значение. В
Киеве, стольном городе великого князя, и в областных городах, где сидели
его младшие родичи, при преемниках Ярослава, как и при его предках,
князь с советом своих бояр стоял во главе управления. Но прежде этот
совет был единственным высшим правительственным учреждением; теперь он
должен был считаться с вечем, сходкой стольного города, деятельность
которой до ХI в. не оставила заметных следов в уцелевших памятниках
нашей истории.
институты и не разные правительственные инстанции, а два общественных
класса, две различные политические силы, друг с другом соперничавшие.
Эти учреждения различались между собою не столько правительственными
функциями, сколько социально-политическими интересами. Отношения между
обоими классами, интересы которых находили себе выражение в думе и на
вече, в ХII в. основывались на взаимном соглашении, на договоре или
"ряде". Князь, садясь на какой-либо стол, должен был прежде всего
"утверждаться с людьми" обоюдным крестоцелованием. По понятиям веча, все
отношения князя должны были держаться на крестном целовании, на договоре
с политическими силами времени, среди которых он вращался. К числу этих
сил принадлежали и старшие стольные города: князь должен был "взять ряд"
с горожанами, чтобы укрепить свой стол за собою. Необходимость этого
вытекала из положения, какое занимали тогда обе стороны, старшие города
и князья со своими дружинами. Первый опыт политического объединения
русской земли был делом дружных усилий торгового населения больших
городов и военного класса, созданного в его среде внешними опасностями
русской торговле IХ в. Но это объединение разъединило прежних союзников
и поставило их друг против друга. Указанная перемена тотчас отразилась
на составе правительственного совета при князе; представителей торговой
знати, в Х в. сидевших в думе рядом с боярами, не видим там в ХI и ХII
в. Но политическая роль этой знати не пала, а только переместилась на
другую сцену: перестав давать князю советников из своей среды, она стала
заправительницей городского веча. При таком положении обеих
соперничавших сил договор, "ряд" оставался единственным средством
поддержания разрушившихся земских связей. Так, правительственный совет
при князе стал чисто боярским, служилым. Общественное мнение тогдашней
Руси давало большую политическую цену боярскому совету и считало его
необходимым условием хорошего княжеского управления. Если князь не
советовался с своими боярами, если он "думы не любяшет с мужми своими",
летописец ХII в. отмечал это, как признак недоброго князя. Советоваться
с боярами было для князя не столько формальной обязанностью сколько
практической необходимостью. Боярин был не столько слуга, сколько
правительственный сотрудник князя, ответственный свидетель и участник
его политических дум и предприятий. Князь должен был "являть" ему свою
думу; в каждом важном деле предварительное соглашение князя с боярами
предполагалось само собою. Бояре считали себя в праве отказать князю в
своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя,
действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием. Князю
принадлежал выбор советников; он мог изменять состав своего совета, но
не считал возможным остаться совсем без советников, он мог разойтись с
лицами, но не мог обойтись без учреждения. Трудно сказать, каково было
административное положение членов думы, занимали ли все они какие либо
должности вне думы или правительственное значение некоторых
ограничивалось званием княжих советников. В думе князя ХII и ХIII вв.
занимали важнейшие места должностные лица, служившие органами княжеского
центрального и дворцового управления, а именно: дворецкий, печатник,
стольник, меченоша, главный мечник и казначей.
польско-литовской радой и боярским советом господарства молдавского,
куда из Галиции проникало русское влияние, не прекратившееся и после
падения княжества Даниила Романовича. Там и здесь в госуд. совете
присутствуют должностные лица, напоминающие советников древних киевских
и галицких князей значением и даже иногда названиями своих должностей.
Но в польско-литовской раде, как обозначается ее обычный состав в актах
ХV в., преобладали областные управители, воеводы, наместники и старосты,
иногда соединявшие с этими должностями и придворные звания. Среди
"жупанов", составлявших совет молдавского господаря ХV в., самым
значительным элементом был сложный штат собственно дворцовых сановников.
Тот же элемент получает решительное преобладание в боярской думе
Северной Руси ХIV и ХV в. Следовательно не столько иноземное влияние,
сколько постепенное изменение княжеского хозяйства и связанного с ним
управления действовало на состав боярской думы в старых княжествах
Юго-Западной Руси. На верхней Волге ХIV и ХV вв. как и на Пруте и нижнем
Дунае тех же веков, склад боярского совета был развитием того, что
завязывалось в области среднего Днепра и верхнего Днестра ХII вв. Уже
при дворе Владимира Мономаха, как видим из его Поучения, существовали
эти "наряды": ловчий, сокольничий и др., из которых состоял дворцовый
штат московского князя удельного времени.