Брамс


Брамс (Иоган) - один из наиболее крупных современных немецких
композиторов, род. 7 мая 1833 года в Гамбурге. Сын бедных родителей (его
отец занимал место контрабасиста в городском театре), он не имел
возможности получить блестящего музыкального образования, и изучал игру
на фортепиано и теорию композиции у Эд. Маркзена, в Альтоне. Дальнейшему
усовершенствованию обязан самому себе. В 1847 году Б. впервые выступил
публично, как пианист. Позднее, в 1853 г., он познакомился с Роб.
Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение,
Шуман отнесся к таланту Б. с большим вниманием, о чем и высказался
весьма лестно в критической статье, в специальном музыкальном органе:
"Nеuе Zеiтsснrifт fur Мusiк". Первое произведение Б. - фортепианные
пьесы и песни, изданы в Лейпциге, в 1854 г. Постоянно переменяя свое
местопребывание в Германии и Швейцарии, Б. написал целый ряд
произведений в области фортепианной и камерной музыки. С 1862 г. он
поселился в Вене, где был капельмейстером в "Singакаdемiе", а с 1872 -
74 дирижировал известными концертами общества "Мusiкfrеundе". Позднее,
большую часть своей деятельности Б посвятил композиции. Им написано
более 80-ти произведений, как то: одноголосные и многоголосные песни,
серенада для оркестра, вариации на Гайдновскую тему, для оркестра, два
секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько
сонат для одного фортепиано, для фортепиано со скрипкой, с виолончелью,
фортепианные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для
фортепиано, кантата "Rinаldо" для соло тенора, мужского хора и оркестра,
рапсодия (на отрывок из Гётевского "Наrzrеisе iм Winтеr") для
соло-альта, мужского хора и оркестра, "Немецкий реквием" для соло, хора
и оркестра, "Тriuмрнliеd" (по поводу Франко-Прусской войны), для хора и
оркестра; "Sснiскsаlsliеd", для хора и оркестра; скрипичный концерта,
две увертюры: трагическая и академическая. Но особенную славу доставили
Б. его симфонии. Уже в ранних своих произведениях Б. выказал
самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду, Б. выработал
себе стиль. О его произведениях, по общему их впечатлению, нельзя
сказать, чтобы Б. находился под влиянием кого либо из предшествовавших
ему композиторов. Но при этом надо заметить, что стремясь к
самостоятельности и оригинальности, Б. нередко впадает в деланность и
сухость. Самым выдающимся произведением, в котором творческая сила Б.
сказалась особенно ярко, оригинально, является его "Немецкий реквием".
Среди массы публики имя Б. весьма популярно, но ошибутся те, которые
подумают, что эта популярность есть следствие его собственных сочинений.
Б. переложил венгерские мелодии на скрипку и фортепиано, и эти мелодии,
под названием "венгерских танцев", вошли в репертуар целого ряда самых
выдающихся скрипачей виртуозов, и послужили, главным образом, к
популяризации в массе имени Б.