Британский


Британский музей в Лондоне - замечательнейшее в свете собрание книг,
рукописей, монет, произведений древнего искусства и др. редкостей.
Возникновением и быстрым ростом своим обязан главным образом щедрости
частных лиц. Происхождение сокровищ его связано прежде всего с именем
Роберта Коттона, внук которого в 1700 г. подарил стране "на общее
пользование" библиотеку и коллекцию монет, медалей и других редкостей,
собранную его дедом; парламентским актом управление этими коллекциями
поручено было особым попечителям (тrusтееs), причем с 1730 г. они
помещены были в Аsнвurnнам-Ноusе (Wеsтмinsтеr). Следующее имя, с которым
связана история Б. музея, - имя Ганса Слона: в 1702 году богатый
лондонский судохозяин Куртон завещал свои драгоценные коллекции
(минералогическую, ботаническую, картинную, гравюрную и скульптурную)
Слону, лейб-медику короля и второму (после Ньютона) президенту Rоуаl
Sосiету, который и сам был обладателем богатого музея. Последний,
соединив все эти коллекции со своим музеем, поместил их в принадлежащем
ему замке Чельси. В завещании своем (умер в 1753 г.) он укрепил за
своими согражданами право вечного пользования его замком и музеем, под
условием уплаты наследникам его 20000 ф. ст. Как раз в то же время
герцогиня Портлендская, последняя владетельница рукописей Роберта
Гарлея, предложила парламенту купить их за 10000 ф. ст. Парламент актом
1753 г. постановил приобрести музей Слона, рукописи Гарлея и, соединив
их с упомянутой уже библиотекой Коттона в одно целое, открыть к ним
доступ публике. Этим положено было основание Б. музею. За недостатком
средств оказалось необходимым прибегнуть к лотерее, которая и дала
100000 ф. ст. Помещение в замке Чельси оказалось недостаточным,
вследствие чего и приобретено было в Grеат-Russеl-Sтrеат громадное
здание Моnтаgu-Ноusе, окруженное парком в 7 акров (покупка стоила 10000
ф. ст., переделка 12000 ф. ст.). В 1759 г. музей был открыт.
Парламентским актом 1853 г., положившим основание музею, управление им
поручалось 41 попечителю; 6 из них должны были быть представителями
семейств Коттона, Слона и Гарлея (fамilу-тrusтееs), 20 должны были быть
замещены известными должностными лицами (к ним принадлежали архиепископ
кентерберрийский, лорд-канцлер, спикер палаты общин и другие);эти 26
человек избирали затем 15 остальных членов из известных ученых и лиц,
содействие которых так или иначе могло быть полезным для музея. Директор
учреждения назначался правительством и назывался рrinсiраl liвrаriаn,
так как библиотека (liвrаrу) была важнейшею частью учреждения с самого
его основания; у него были три помощника (кеереrs): для печатных книг,
для рукописей и для естественно-исторических коллекций, к которым позже
присоединены были древности. По уставу 1759 г. музей должен был быть
открыт для публики ежедневно, за исключением субботы и воскресенья; но
публичным, в обширном смысле этого слова, он сделался только в начале
следующего столетия, так как до этого времени для получения входного
билета приходилось очень долго ждать очереди. Бюджет музея был в первое
время очень не велик; чиновники получали ничтожное содержание и
относились к делу очень небрежно; коллекции не умножались и находились в
беспорядке. Только в начале текущего столетия, по вступлении в должность
4-го директора музея, сэра Иосифа Планта (1799 - 1827), музей начал
быстро развиваться. 4 отделения его (печатные книги, рукописи,
древности, естественно-исторические коллекции) были приведены в порядок
и открыты 3 раза в неделю в течение 40 недель в году. Интерес публики к
учреждению быстро возрастал: так, в 1807 г. выставки музея осматривали
13000 чел., в 1827 г. - 80000; читателей было в 1800 г. - 200, в 1825 г.
- 22000. В 1812 г. парламент вотировал добавочный кредит по 1000 ф.
стерл. на 4 года для пополнения важнейших пробелов. Кредит этот сделался
вскоре постоянным и стал в то же время быстро увеличиваться. Еще при
жизни Планта решена была перестройка МоnтаguНоusе, которая закончена
была только в 1852 г., и производилась по планам архитекторов, братьев
Роберта и Сиднея Смирке. В это то время воздвигнут был и знаменитый,
лучший в мире читальный зал Б. музея: круглая, с куполом, зала (43 метра
в диаметре и 32 метра вышиной), в которой легко могут работать 300 чел.;
места для читателей расходятся радиусами, в центре же устроено
возвышение для дежурных чиновников. Постройка зала стоила более 150000
ф. стерл. (подробности о нем см. в книге Собольщикова: "Обзор больших
библиотек Европы" (Спб., 1859 г.). Быстрым последующим развитием своим
музей обязан исключительно двум непосредственным преемникам Планта -
Неnrу Эллису (до 1856) и Антонио Паницци (до 1866 г.), в особенности же
последнему, который поставил себе целью жизни поставить Б. музей выше
парижской Национальной библиотеки (его доклады попечителям представляют
замечательные проекты систематизации покупок книг и ряд остроумных
соображений по вопросу о составлении каталогов печатных книг). Особенно
важны были для развития музея ревизии, которые парламент через
нескольких своих членов производил почти каждые десять лет. Результаты
парламентских ревизий (1835, 49, 50, 60, 75 и т.д.) изложены в громадных
томах, составляющих часть Раrliамеnтаrу Рареrs; каждая из них влекла за
собой какую либо реформу в организации управления музея, или же
расширение его бюджета. В особенности замечательны в этом отношении
ревизии 1849 - 50 гг., после которых преобразован был совет попечителей.
Он должен был состоять отныне из 50-ти членов: 25 мест в совете
принадлежат по прежнему известным должностным высокопоставленным лицам,
9 - представителям семейств, оказавших особые услуги музею своими
пожертвованиями; остальные 15 членов избираются пожизненно, и 1
назначается правительством. Эти 50 членов собираются каждые две недели
во время парламентских сессий и один раз в месяц во время вакаций. С
1850 же года, на основании заключения ревизионной комиссии, эти 50
членов стали выбирать из своей среды постоянный комитет
(sтаnding-соммiттее), который, состоя из 18 членов, должен вести текущие
дела, директор музея исполняет обязанности секретаря комитета. Вторая
крупная реформа произошла в 1875, когда Б. музей разделен был на 12
следующих отделов, и каждый под управлением особого хранителя: 1)
печатные книги, 2) рукописи, 3) древности восточные, 4) древности
средневековые и этнография, 5) древности греческие и римские, 6) монеты
и медали, 7) карты и топографические рисунки, 8) эстампы, 9) ботаника,
10) зоология, 11) палеонтология, 12) минералогия. Этот чересчур
смешанный характер коллекции музея, который, как говорили, грозил
превратить его в базар, изменился коренным образом, когда в 1881 г. 4
последние отдела его перенесены были в знаменитый, воздвигнутый между
1873 - 80 г. Кенсингтонский естественно-исторический музей. В настоящее
время Б. музей имеет громадный штат служащих (число их превышает 300): в
каждом отделе, кроме главного хранителя (Кеереrs Dераrтмеnтs) имеется
несколько помощников (аssisтаnт кеереrs) и прикомандированных
(аssisтаnтs), которые опять таки подразделяются на старших и младших.