Брюллов


Брюллов (Карл Павлович), род. в Петербурге 12 дек. 1799 г. Отдаленные
его предки были французы, но отец - немец с французской фамилией
Вrullеаu; который был скульптор резчик и живописец миниатюр. Сын уже с
малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые
уроки в этом искусстве от отца. Десяти лет, Карл был отдан в Академию
художеств и скоро стал удивлять всех своими успехами в рисовании; но был
слаб в науках, которых преподавание в то время велось в академии. Что же
касается искусств, то в этом отношении Б. во все время пребывания в
академии считался первым между сверстниками; его наставниками были А.
Иванов (Старший), А. Егоров и В. Шебуев. В 1821 г. молодой Б. получил
золотую медаль за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба
Мамврийского", и вместе с тем право на отправку заграницу на казенный
счет. Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художники
были отправляемы заграницу лишь спустя три года по окончании ими курса в
академии. Общество поощрения художников пришло на помощь молодому Б.,
постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать его на свой
счет заграницу, что и было сделано в 1822 г. По высочайшему повелению он
должен был изменить свою фамилию Брюлло в Брюллова. В то время русские
художники проводили значительную часть своей жизни заграницей,
обыкновенно в Риме, где и писали свои лучшие картины. Бруни и Басин уже
три года работали в Риме, когда прибыл туда Б. Басин всего прожил
заграницею 11 лет, Б. - 13, а Бруни и гораздо более. Первое время
пребывания своего в Италии Б. писал картины из римской жизни; между
прочим, он написал две женские поясные фигуры, известные под названием:
"Утро и Полдень", и скопировал для петербургской академии художеств
"Афинскую школу" Рафаэля. Лучшее и колоссальное его произведение:
"Последний день Помпеи" было написано в промежуток времени 1830 - 33
года по заказу А. Демидова. В Италии эта картина произвела фурор и в
честь ее был устроен настоящий триумф. Потом она была выставлена в
Париже, где ее приняли, хотя и с меньшим восторгом, но все же с большим
одобрением. Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Б. большую гравюру
черной манерой с подправкою резцом. В Россию эта картина прибыла в 1834
г. и была вознесена художниками и публикой на такую высоту, какой
достигали лишь лучшие произведения лучших художников прежнего и нового
времени. Когда в 1836 г. Б. возвратился в Петербург, совершив из Италии
путешествие чрез Грецию, Турцию и Малую Азию на юг России и оттуда в
Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная встреча в недрах академии,
члены которой устроили ему торжественный обед в той самой зале, где была
выставлена его знаменитая картина. Впоследствии, когда наступила пора
преобладания реализма в живописи, критика старалась унизить произведение
Б., не находя в нем ни исторических, ни даже характерных черт
человеческих страстей, которые бы соответствовали событию; но пора этой
второй крайности тоже миновала. "Последний день Помпеи" (в русской школе
Эрмитажа), как и "Медный змий" Бруни, составили эпоху в русской
живописи. Картина Б. получила широкую известность и в тех местах, где
она никогда не была видана, благодаря прекрасной большой гравюре, о
которой было упомянуто выше. Один петербургский художник писал масляными
красками с "Посл. дня Помпеи"в уменьшенном виде много раз и тем
существовал несколько лет. Из других больших произведений Б.:
"Распятие", находится в Петропавловской лютеранской церкви в Петербурге.
Торс распятого Христа был почти окончен в один день; присутствовавший
при этом бывший учитель Б., профессор А. Егоров, в удивлении от
искусства своего ученика, воскликнул: "Карл, ты кистью Бога хвалишь!" В
Казанском соборе находится большой запрестольный образ работы Б.:
"Взятие Божией Матери на небо", рядом с нею "Покров Божией Матери" -
Бруни и "Введение Богородицы во храм" - Васина. В Сергиевской пустыни
(близ Петербурга) "Св. Троица" - Б. Кроме того, он написал несколько
образов для церкви на Аптекарском острове, "Спаситель во гробе" (в
домовой церкви гр. Адлерберга). Большие работы религиозной живописи в
Исаакиевском соборе, порученные Б. в 1842, а именно - плафон, двенадцать
фигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были сочинены
и нарисованы Б. в виде картонов, но по причине его болезни были написаны
Басиным. Только живопись плафона была начата Б.; эта огромная картина в
1600 кв. аршин (около 800 кв. м.), тоже оконченная Басиным, изображает
молящуюся Богоматерь, окруженную св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном
Богословом и сонмом святых, соименных членам Императорской фамилии. По
исторической живописи Б., кроме "Последнего дня Помпеи", написал еще
"Смерть Инесы де Кастро", и "Осаду Пскова" (оставшуюся только начатою);
обе картины находятся в Академии художеств. Он сделал также эскиз
картины: "Нашествие Гензериха на Рим". Большая часть фигур его
исторических картин изображены им в сильном движении и в техническом
исполнении видны скорость и решительность. Б. был сильный колорист и
превосходный рисовальщик; в последнем отношении - благодаря своим
учителям, профессорам академии, и требовательности отца, заставлявшего
его многократно рисовать с античных статуй. В картинах неисторического
содержания отчасти продолжается та же особенность, как напр. в Эндимионе
и Диане, также в бытовых итальянских, но в других - покой. Б. был также
замечательным портретистом; из произведений этого рода упомянем про
портреты: кн. А. Голицына во весь рост (гравирован на стали Ройтом),
герцога М. Лейхтенбергского и собственный портрет художника, писанный им
во время болезни, - в особенности последний. Этот портрет был
литографирован Тиммом в его русском "Художественном Листке"; но более
замечательна гравюра, исполненная резчиком по меди Пожалостиным. Б.
писал не только масляными красками, но был и отличным акварелистом.
Сюжеты акварели были жанровые, но Б. иногда унижался и до грубо
эротических произведений. Болезнь заставила Б. в 1849 г. отправиться для
лечения на остров Мадеру, где он был одновременно с герц. М.
Лейхтенбергским. Пребывание на этом острове восстановило было его силы,
но с приездом в Италию, он опять почувствовал себя худо и 12 июня 1852
умер в местечке Марчиано, близ Рима. Он похоронен на кладбище
МонтеТестаччио в Риме. Б. при жизни имел, конечно, обширнейшие
знакомства, особенно в обществе служителей искусства, но особенно близок
он был к писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру В.
Самойлову. В числе учеников Б. некоторые получили впоследствии большую
или меньшую известность. Федотов - жанрист-сатирик, ничем не похожий на
своего учителя; Петровский, умерший почти в начале своего
художественного поприща; Моллер - автор картин "Поцелуй" и "Проповедь
Иоанна на острове Патмосе"; Михайлов ("Девушка ставит свечу перед
образом"); Капков ("Вдовушка" и "Татьяна, читающая свое письмо к
Онегину"), известный выразительностью своих головок, и Шевченко. Но Б.,
несмотря на силу своего таланта, не создал школы. Было упомянуто о
портрете Б., писанном им самим; в "Последнем дне Помпеи" он изобразил
себя на втором плане в виде художника; в Академии художеств в Петербурге
находится гипсовый снимок с бюста Б., работы И. Витали. Несмотря на
крупную художественную личность Б., его полная биография не написана и
точная оценка его значения для русского искусства еще не сделана.
Критич. этюд Стасова о Б. ("Рус. Вест.", 1861), во многих отношениях для
него неблагоприятный, недостаточно определяет его значение. Однако, надо
признать, что результаты художественной деятельности Б. не находятся в
соответствии с его большим талантом.