Бьёрнсон


Бьёрнсон Бьёрнстьерне (Вjоrnsоn Вjоrnsтjеrnе) - знаменитый северный
писатель и народный деятель Норвегии, сын священника, род. 8 дек. 1832
г. в местечке Квикнэ. Отроческие годы провел в Ромсдалене (где в то
время служил его отец), одной из самых населенных, живописных и цветущих
местностей Норвегии, что имело большое влияние на развитие пламенной
фантазии и поэтических задатков его натуры; последнему способствовала
также рано пробудившаяся страсть мальчика к чтению, преимущественно
народных песен, сказаний, древних саг и наконец лучших поэтов.
Семнадцати лет Б. приехал в Христианию, где сдал экзамен при
университете и затем прожил еще года два, занимаясь изучением датской
литературы и посещая прекрасный в то время датский театр, который оказал
не малое влияние на развитие художественных сторон натуры Б. Первыми
литературными попытками Б. были песни в народном духе, настолько
подходящие к народному складу души, что крестьяне охотно заучивали и
распевали их. Затем он выступил в качестве критика, причем, благодаря
своей пылкости, не замедлил нажить себе массу врагов. Первое
драматическое произведение Б. "Меllем Slаgеnе", - которое впоследствии
имело такой огромный успех и в литературе, и на сцене, - было принято не
только публикой, но и литературными собратьями с холодным недоумением:
могучий, энергичный и необыкновенно сжатый прозаически стиль Б.
представлял слишком резкий контраст с установившимися образцами
стихотворной исторической драмы Эленшлегера. Почти также были встречены
и первые его рассказы в народном духе ("Sуnnоvе Sоlваккеn", 1857;
"Fаdеrn", "Оrnеrеdеn" и другие), в которых, казалось, воскрес величавый
стиль древней саги. Скоро однако задушевная, нежная поэзия этих
рассказов в соединении с превосходной, точно окристализованной формой и
силой языка, заставила признать яркий талант молодого писателя. Вообще
Б. принадлежит к числу немногих литературных счастливцев: он сразу стал
на настоящую дорогу и его могучее дарованье могло вылиться в надлежащих
формах, без всяких внешних помех и внутренних колебаний; произведения
его следовали одно за другим и слава автора быстро упрочивалась. В 1858
- 59 г. Б. состоял директором театра в Бергене, в 1865 - 67 г. в
Христиании, а 1870 - 72 основал собственный театр. Здесь Б. поставил ряд
своих комедий и драм: "Гульда Хромая" (1858), трагедия "Sigurd Slемве"
(1862) и др. Особенной известностью пользуются историческая драма "Маriа
Sтuаrт in Sкотlаnd" (1864 года) и комедия "Новобрачные" (Dе Nуgifте) -
1865 г. Затем наступило время, когда казалось, что талант Б., достигший
высшей точка своего развития, как бы застыл; но тут на север пахнуло
новыми веяньями европейской мысли, и Б. прервал свое молчание, длившееся
уже несколько лет под ряд, выступив с пьесой "Банкротство" (Еn Fаlliт,
1875 г., шла в Спб. на немецкой сцене с большим успехом под назв. "Еin
Fаllissемеnт"). Этой пьесой начался второй период творческой
деятельности Б., новый цикл пьес, романов и повестей, отражающих
современное общество, его деятельность и волнующие его вопросы. Таковы,
напр. : вышедшая почти одновременно с "Банкротством" драма "Редактор" -
беспощадная сатира на журнальное дело на севере; затем драма "Король";
рассказы: "Мангильд", "Капитан Манзана"; комедии: "Леонарда", "Новая
система", рассказ "Пыль"; комедии: "Через силу", "Перчатка", "География
и любовь"; романы: "Город и гавань украсились флагами" (на русск, языке
в "Северн. Вестн. ", 1891, перев. под загл. "Новые веяния") и "Путями
Божьими". Собрание его стихотворений: "Digте оg Sаngе" изд. в 1870 и
1880. Множество их переложены на музыку, а одно из них "Да мы любим эту
страну" с музыкой Нордрака сделалось народной норвежской песней.
Собрание сочинении Б. издано в Копенгагене фирмой: Gуldеndаlsке
Воgнаndеl. Многие сочинения Б. переведены почти на все европейские
языки, а драматические произведения игрались с успехом на лучших сценах
столичных городов Европы. Произведения второго периода, хотя и уступают
произведениям первого в художественном отношении, зато безусловно выше
их по богатству идей, широте задач и общему направлению.