Бьеф


Бьеф, или плес - так называется горизонтальная часть русла
канализованных рек и каналов, отделяющаяся одна от другой изменениями
уровня воды; в таковых местах находятся обыкновенно гидротехнические
сооружения, служащие для прохода судов с одного уровня к другому, за
которыми и образуются бьефы такой глубины, что суда могут в них плавать
совершенно свободно. Назначая длину бьефов, следует помнить, что самое
большое сбережение воды получится при нескольких более коротких бьефах
на длине данного уклона канала, чем при одном длинном бьефе с
многокамерным шлюзом. Каждый бьеф канала, для того, чтобы вода не могла
подняться слишком высоко в канале, должен иметь удобное место для
выпуска лишней воды. Когда длина бьефа более трех верст, то в таком
случае надо делать несколько затворов для возможности осушать или
исправлять канал по частям Э. Ф. Бэр (Карл Максимович, Карл Эрнест) -
один из самых многосторонних и выдающихся естествоиспытателей нового
времени, в особенности знаменитый эмбриолог, Он родился 28 февраля 1792
г. в отцовским имении Пин, Эстляндской губернии; посещал ревельскую
гимназию; в 1810 - 1814 изучал в дерптском университете медицину и в
1812 - 13 г. имел возможность заняться ею практически в большом военном
лазарете в Риге. Для дальнейшего усовершенствования в науках Б. поехал в
Германию, где под руководством Дёллингера занимался в Вюрцбурге
сравнительною анатомиею; в это время он познакомился с Неес фон
Эзенбеком и знакомство это оказало большое влияние на его умственное
направление. С 1817 г. Б. состоит прозектором Бурдаха в Кенигсберге, в
1819 г. назначен экстраординарным, а вскоре после того ординарным
профессором зоологии; в 1826 г. принял вместо Бурдаха и руководство
анатомическим институтом, а в 1829 был приглашен академиком в
петербургскую Акад. наук; но уже в 1830 по семейным обстоятельствам
сложил с себя звание академика и возвратился в Кенигсберг. Приглашенный
снова в Академию он через несколько лет опять переехал в Петербург и с
тех пор оставался и был здесь одним из самых деятельных членов Академии
наук. Он предпринял на счет правительства несколько путешествий для
исследования России, и результаты их публиковал частью в "Мемоirеs",
частью в "Вullетin" петербургской Академии наук. В 1851 - 56 г. он по
поручению правительства занялся исследованием рыболовства на озере
Пейпусе, на русских берегах Балтийского моря и на Каспийском море, и
результаты изложил во втором томе сочинения "Исследования о состоянии
рыболовства в России" (Спб, 1860); в 1862 г. он вышел из Академии и был
избран почетным членом ее. Б. умер в Дерпте 28 ноября 1876 г. Сочинения
его отличаются философскою глубиною и по своему ясному и точному
изложению настолько же привлекательны, на сколько и общепонятны. Он
занимался преимущественно эмбриологиею, и наука обязана ему главнейшими
данными по истории развития органических тел. Начиная с "Ерisтоlа dе оvi
маммаliuм ет номinis gеnеsi" (Лейпциг, 1827), он продолжал свои
исследования по этому предмету. "Еnтwiскеlungsgеsснiснте dеr Тнiеrе" (2
тома, Кенигсберга, 1828 - 37) - сочинение, составляющее эпоху в
эмбриологии; "Unтеrsuснungеn Uвеr diе Еnтwiскеlung dеr Fisсне" (Лейпц.,
1835). Позднее он издал сочинение "Uевеrdорреllеiвigе Мissgевurтеn" (С.
Петербург, 1845). Потом, кроме ряда статей по антропологии и особенно по
краниологии, Б. издал еще "Sеlвsтвiоgrарнiе" (Петербург, 1866 г. ) и
"Rеdеn, gенаlтеn in wissеnsснаfтliснеn Vеrsаммlungеn und кlеinе Аufsатzе
vеrмisснтеn Inнаlтs" (3 тома, 1864 - 75). В издававшихся им и
Гельмерсеном "Веiтrаgе zur Кеnnтniss dеs Russisснеn Rеiснs" (томы 1 -
26, Петербург, 1839 - 68) находятся многие работы Б., особенно отчеты о
научных путешествиях для исследования России (т. 9, Петербург, 1845 -
55). После смерти Б., Штида издал его сочинение "Uевеr diе номеrisснеn
Lосаliтатеn in dеr Оdуssее" (Брауншвейг, 1877); О Б. см. Штида "К. Е.
vоn Ваеr. Еinе вiоgrарнisсне Sкizzе" (Брауншвейг, 1877).

других важны следующие: "Uевеr Меdusа аurеа" (Мескеl's Аrснiv, 1823. Вd.
VIII); "Uевеr diе Кiемеn und Кiемеngеfаssе in dеn Емвrуоnеn dеr
Wirвеlтнiеrе" (там же, 1827); "Unтеrsuснungеn uвеr diе Gеfаssvеrвindung
zwisснеn Мuттеr und Fruснт" (Лейцциг, 1828); "Nосн еin Wоrт uвеr dаs
Вlаsеn dеr Сетасееn" (Isis, 1828); "Uевеr diе Wаndеrungеu dеr Zugvоеgеl"
(Рrеuss. Рrоv. Вlатт, 1834, Вd. IХ и ХII); "Веiтrаg zur
Еnтwiскеlungsgеsснiснте dеr Sснildкrоетеn" (Мullеr's Аrсн. 1834); "Uевеr
dаs Grеfаssуsтем dеs Вrаunfisснеs" (Nоvа Аст. Асаd. С. L. nатurае
сuriоs. 1834. Вd. ХVII); "Вемеrкungеn uвеr diе Еnтwiскеlungеsgеsснiснте
dеr Мusснеin" (Frоriер's Nотiz., Вd. ХIII); "Еnтwiскеlungsgеsснiснте dеr
ungеsснwаnтеn Ватrаснiеr" (Вull. sс. I. © 1);"Dеlрнini рносаеnа аnатоме
Sестiо рriма" (там же, I ©. 4. 1836); "Ехреdiтiоn nасн Lаррlаnd und
Nоwаjа Sемljа" (там же III т. ); "Uевеr dаs Sкеlет dеr Nаvаgа" (там же,
III т. 1838); "Аnатомisсне und Zооlоgisсне Unтеrsuснungеn uвеr dаs
Wаllrоss". (Мем. VI Sеr. Т. IV 1838); "Uевеr dаs Аussтеrвеn dеr
Тнiеrаrтеn" (Вull. dе l'Асаd. dе S. Ретеrsв. Т. VI); "Uевеr еin nеuеs
Рrоjект Аusтеrn-Ваnке аn dеr Russisснеn Оsтsее-Кusте аnzulеgеn" (там же,
т. IV); "Еin Wоrт uвеr еinеn вlindеn Fisсн" (там же, т. IV); "Человек в
естественноисторическом отношении" ("Русская фауна" Юл. Симашко, С.
Петербург, 1851); "О каспийском рыболовстве" (Журн. Мин. Гос. Им. 1853.
ч. I); "Почему у наших рек, текущих с севера на юг, правый берег высок,
а левый низмен?" ("Морской Сборник" 1858 кн. 5,); "Сrаniа sеlеста" (Мем.
Ас. S. Ретеrsв. VI Sеr. Т Х. 1858); "Действительно ли киты выбрасывают
водяные столбы?" ("Натуралист", 1864); "Место человека в природе" (там
же, 1865 г. ). Э. Б. Бюджет. - Слово это заимствовано из Англии, где в
старину канцлер казначейства приносил ежегодно в парламент мешок с
деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась старинным
норманским словом "Вudgет" (т. е. кожаный мешок). В России многие
отождествляют бюджет с государственной росписью, но понятие его гораздо
шире. Бюджет в собственном смысле вовсе не есть роспись доходов и
расходов государства и, наоборот, роспись вовсе не есть бюджет. Под
бюджетом, с государственной точки зрения, разумеется общий финансовый
закон, на котором эта роспись основывается; во Франции он так и
называется lоi dе finаnсеs, да и у нас, в России, он имеет значение
закона, как основа для общегосударственной росписи, утверждаемой
верховной властью, в отличие от смет отдельных ведомств.
финансовой науки разумеют под бюджетом законопроект, определяющий
государственную смету и утверждаемый законодательной властью при участии
народных представителей. Благодаря такой санкции, Б. получает значение
закона, направляющего дальнейший ход государственного хозяйства. У
Лоренца Штейна Б. представляет собою основной элемент
государственно-хозяйственного законодательства (Sтаатswirтнsснаfтliсне
Gеsетzgевung). Он приходит к тому выводу, что Б. есть вместе с тем
процесс, путем которого государство выясняет свои задачи, проверяет свои
наличные силы для осуществления последних и устанавливает объективное
отношение между теми и другими, при чем каждый отдельный момент в
составлении и утверждении Б. имеет свое содержание и свои формы. Другой
корифей финансовой науки - Рау, также настаивает на необходимости строго
различать Б., как финансовый закон (Finаnzgеsетz), от росписи., Б.
является ближайшим критерием для суждения как о положении
государственного хозяйства, так и о способе и характере финансового
управления. Выводы финансовой науки сводятся к тому, что государственное
хозяйство есть живой внутренний процесс государственной жизни,
выполняющий свое назначение в определенные промежутки времени, при чем
функции его устанавливаются путем бюджетного закона, с помощью которого
осуществляется главная задача - фактическое сопоставление потребностей
государственного организма и средств для их удовлетворения; утверждение
и признание этих потребностей в известном размере совершается в форме
бюджетного закона, согласно с общими принципами действующего
государственного права; самое же наблюдение за выполнением этого закона
относится уже к области финансовой администрации и государственного
контроля. Таким образом Б. отражает в себе, как в фокусе, все отдельные,
частные финансовые законоположения, на которых основаны отдельные статьи
росписи, и, в свою очередь, дает основание не только для новых кредитов,
но и для новых финансовых законов, вносящих изменения в систему
государственного хозяйства Кроме научных оснований, для ознакомления с
существом Б. необходимо выяснить его финансовые нормы, законодательное
значение, порядок его составления и характерные особенности в главных
государствах. При изучении же государственной сметы, служащей не более
как только практическим применением бюджетного закона, достаточно
ознакомиться с ее составными частями, с перечнем отдельных статей, с
изменениями цифр, с результатами выполнения ее отдельными ведомствами,
что уже относится к области финансовой техники и административных
распоряжений.
государственного хозяйства, которые представляются абсолютно
необходимыми для непрерывной деятельности правительства при нормально
рутинных условиях. Что же касается Б., то, по утверждении его, он
становится основою для более обширного приложения правительственной
заботливости, т. е. для финансовых норм, выходящих за пределы обычных
сметных назначений; так, путем бюджетного закона установляются новые
займы, вводятся новые налоги, повышаются, уменьшаются и отменяются
старые, утверждаются кредиты на многомиллионные общегосударственные
сооружения, на новые учреждения, на реформы прежних учрежд. и на другие
назревшие потребности постепенно усложняющегося государственного строя.
Кроме того, широкое юридическое значение Б. заключается в том, что он
дает постоянные нормы для классификации государственных доходов и
расходов. Входящие в состав его нормальные статьи, представляющие собою
постоянные величины, повторяющиеся из года в год (напр. содержание
двора, штатные оклады и т. п. ), впредь до изменения их законодательным
путем, составляют его твердую, так сказать, консолидированную часть.
Другая часть Б. ежегодно изменяется на основании вероятности, по
среднему расчету прежних лет, а также в силу новых государственных
потребностей, вызывающих новые сборы, чрезвычайные расходы,
дополнительные кредиты, сверхсметные ассигнования и т. п.; она-то и
составляет главное содержание бюджетного закона. Соотношение между этими
двумя отделами Б. определяется в каждом государстве различно, сообразно
с условиями его финансового хозяйства. Обсуждению законодательных сфер
подлежит почти исключительно вторая часть, первая же почти всегда
принимается как готовое, как существующий факт. В среде некоторых ученых
и практиков-финансистов существует убеждение, что такой двойственности в
Б. быть не должно, что всякие ежегодные изменения следует устранить,
установить все расходные статьи, в определенных цифрах, на целый ряд лет
( т. наз. нормальный Б.); но это оказалось утопией.Опыты введения таких
максимальных неизменных ассигновок делались в разных государствах, а в
России в период с 1878 г.по 1880 г. для смет военного и морского
ведомств; но все эти "нормальные Б. " оказывались невыполнимыми уже в
силу нарождения новых настоятельных нужд, удовлетворить которые нельзя
было без дополнительных кредитов.Оказалось, что нельзя живой организм
государственного хозяйства приводить к одному знаменателю,к неизменным
безжизненным нормам.
котором приводятся отдельно полные цифры государственных доходов и
полные цифры издержек по их взиманию; 2) чистый (нетто- бюджет), где
поступления показаны за вычетом расходов взимания. С точки зрения
финансовой науки предпочитается первая форма, т. е. брутто-бюджет, при
котором всего яснее представлена степень производительности каждой
отрасли государственного хозяйства и полнее развертывается общая его
картина, что так важно для соображений министра финансов и для
законодательной власти.
государствах, в том, что все отдельные ведомства, выработав свои частные
сметы, представляют их министерству финансов, где составляется уже
общегосударственный бюджет, который, с приложением объясни тельных
записок и других материалов, вносится заблаговременно, как всякий другой
законопроект, на рассмотрение высшего законодательного учреждения:
государственного совета в России и палат в конституционных государствах,
при чем при поступлении в последние обыкновенно передается, для
предварительного анализа, в специальные финансовые комиссии; затем - с
заключениями этих комиссий бюджет представляется на рассмотрение палат
и, по одобрении с их стороны, поступает на окончательное утверждение
главы государства, а по утверждении обнародывается, как всякий другой
закон, после чего всем отдельным ведомствам, на основании его,
открываются подлежащие кредиты на предстоящий финансовый год.