Балет


Балет (от ваllаrе - танцевать). - Так называются сопровождаемые
музыкой театральные представления, в которых действующие лица
посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры,
мысли и страсти. Б. принадлежит к разряду пластических искусств,
основные элементы которого: танцы, пластика и мимика. Б. есть своего
рода драма, за отсутствием живого слова выраженная в грациозных или
выразительных движениях, игре лица, красивых жестах и, наконец, танцах.
Начало Б. теряется в глубокой древности. Многие писатели видят его
происхождение в религиозных танцах евреев и египтян, которыми
сопровождались их религиозные торжества: танцами египтяне изображали
движение небесных светил, у евреев царь Давид танцевал с левитами, когда
скинию Завета переносили из Обедедона в Иерусалим. До ХIII в. танцевали
в латинских и греческих церквах, да и до сих пор танцуют в религиозных
процессиях не только на Востоке, но даже в Испании и Португалии. Б. у
греков всегда сопровождал их комедии и трагедии, но общей связи с
главным действием не имел, а был только дивертисментом. У римлян
существовали религиозные пляски, по преданию, установленные Нумой
Помпилием в честь Марса (известны пляски салийских жрецов), но в этих
плясках не было той целомудренности, которой отличались греческие танцы.
Вот как описывает Тацит пляску сбора винограда: в великолепных садах,
при свете тысяч факелов, прикрытые звериными шкурами, римские жены и
девы дикими кликами призывали Бахуса, топаньем босых ног изображая
выжимание винограда; среди них Мессалина с распущенными косами махала
тирсом в то время, когда ее любовник Силий венчал себе голову плющем.
Всем действующим лицам в этих празднествах имп. Клавдий приказал
отрубить головы. В царствование Августа мимы Батилл и Пилад завоевали
всеобщее внимание своими балетными представлениями. Пиладу из Киликии
приписывают изобретение патетического и трагического балета. Б. Батилла
Александрийского отличался комизмом и веселостью. Ни у греков, ни у
римлян Б. не имел самостоятельного значения, а являлся интермедией в
драматических зрелищах. С падением Рима Б. искусство замирает на тысячу
лет и возрождается только к концу ХV и началу ХVI вв. в Италии. В 1489
году герцогу миланскому был дан Б. по случаю женитьбы его на Изабелле
Арагонской. Во Франции Б. введен Бальтазарини, капельмейстером Екатерины
Медичи. В 1581 г. он поставил в Лувре Б. "Цирцея и ее нимфы", стоивший
3600000 ливров. С тех пор Б. вошел в большую моду. Редкий праздник
обходился без балета, в котором нередко участвовали сами короли и их
вельможи. Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в Б., сочиненном
сестрой короля. В ХVII в. введены в Б. значительные усовершенствования
Оттавио Ринуччини, который пользовался поддержкой Марии Медичи и
Ришелье. Последний ставил при С. Жерменском дворе роскошные Б. и на
одном из них (1625) танцевал сам Людовик ХIII. Тринадцатилетний Людовик
ХIV танцевал в Б. "Кассандра", и впоследствии любил участвовать в
балетах. Когда во Франции появилась опера, то балет вошел в ее состав.
Первая попытка в этом роде сделана Кино (Quinаulт) в его "Fетеs dе
Васснus ет dе l'Амоur" (1671). В произведениях Кино Б. подчинен
музыкальной части и входит в оперу как вставной элемент под именем
"Divеrтissемеnт" и "Fетеs". До Кино женские роли в Б. исполнялись
мужчинами, а при нем в первый раз в Б. "Триумф любви" (1681) появились
четыре миловидных танцовщицы. Балет сам по себе имел мало драматического
выражения и нуждался еще в пояснениях посредством пения и речитативов. В
1697 г. Ламот преобразовывает Б., вводя в него драматическое действие и
страстные положения. Его Б. "L'Еurоре gаlаnте" послужил прототипом
современных балетов. Самостоятельное значение придал Б. Новерр из
Штутгарта с 1763, окончательно отделив его от оперы постановкой акта из
балета "Меdее ет Jаsоn". Новерр первый поставил Б. в связи с античной
пантомимой и дал танцам центральное значение в Б., подчинив им
мимикопластический элемент. Мифологические Б., остаток версальского
величия, пришел в совершенный упадок во времена консульства, будучи
вытеснен комическими Б. вроде: "Lа fillе маl gаrdее", "Аrlеquinаdеs" и
т.п. В ХIХ веке новую жизнь в Б. вдохнул Галеотти, в Копенгагене,
который сделал попытку вернуть Б. к чисто драматикопластическому
принципу и в противоположность Новерру подчинил ему и танцы, не давая им
перевеса, отчего Б. принял характер ритмическо-пластической пантомимы,
но этот опыт, за раннею смертью Галеотти (1817), не получил
распространения дальше Копенгагена. Опыты в этом направлении дольше
всего продолжались на миланской сцене, где посредством пантомим пытались
изобразить трагические сюжеты, переделав в Б. даже "Гамлета".
Блистательная эпоха балетов началась с 30-х годов нынешнего столетия и
роскошь постановки их почти на всех европейских сценах обусловливается
правительственными субсидиями.
ХIХ ст. Как на пример, можно указать на Б. "Прометей" Бетховена, на
французские Б. Адана, Делиба, на балетную музыку в очень многих новейших
операх: Мейербера, Обера, Галеви, Николаи, Гуно, Бизе, Тома, Масснэ,
Бойто, Верди, Понкиелли, Монюшко, Гроссмана и друг., на ту же музыку в
симфонических сочинениях Берлиоза ("Dамnатiоn dе Fаusт"), Мендельсона
("Sоммеrnаснтsтrаuм"), на знаменитый "Inviтатiоn а lа dаnsе" Вебера
(вальс этот с оркестровкой Берлиоза вставлен в оперу "Фрейшютц") и проч.
В большинстве русских оперных произведений балетная музыка занимает
видное место, как напр. в операх Глинки, Верстовского, Даргомыжского,
Серова, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Рубинштейна,
Направника, Соловьева и друг.
и пишут: Серов (народные танцы), Пуньи ("Конек Горбунок", "Дочь фараона"
- лучшие балеты), Минкус ("Роксана"), Чайковский ("Лебединое озеро",
"Спящая красавица"), Рубинштейн ("Виноградная лоза"), М. Иванов
("Весталка"), Фитингоф-Шелл ("Гарлемский тюльпан") и проч.
существовали у нас с первобытных времен, о чем можно судить, отчасти, по
фрескам КиевоПечерского собора ХII в., на которых сохранились
изображения танцующих. Духовенство считало пляски делом зазорным,
бесовским и всячески осуждало танцы: "како зла вещь есть плясание,
колико есть мерзко перед Господом от видения является" (Великое
зерцало); на картинках страшного суда (см. Д. Ровинский, "Русские
народные картинки") пляшущие показаны в аду. По свидетельству
Рейтенфельса ("Dе rевus Моsскоviтis", Ратаv., 1680, р. 105) первый Б. в
России был поставлен в царствование Алексея Михайловича в субботу на
масленице 1675 г. И.Е. Забелин ("Домашний быт русских цариц", Москва,
1872, 2-ое изд. ) относит это "комедийное действо" к масленице 1672 г.,
когда суббота этой недели приходилась на 17-е февраля, с которого дня,
по его мнению, и должна начинаться история нашего театра (стр. 479).
пропел немецкие куплеты, переведенные царю толмачами, в которых
превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. По обе
стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные
разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали
танцевать. Описанные Рейтенфельсом подвижные пирамиды, вероятно, те
самые, которые в числе театральных вещей перевозились из комедийной
хоромины села Преображенского (по указу Алексея Михайловича от 23 января
1673 г.) во вновь устроенное для театра помещение в Кремлевском дворце,
что "над аптекою"; в перечне вещей сказано: "выкрашены голубцом четыре
балеты" (Забелин, стр. 485). Подобное зрелище вряд ли может быть названо
Б., так как только при Петр I Великом на Руси появляются танцы в
настоящем значении этого слова: были введены менуэты, контрдансы и т.п.
Настоящий Б. у нас заводится в царствование Анны Иоановны, когда в 1735
г. был приглашен в столицу композитор Франческо Арайя. Раз в неделю
представлялись итальянские интермедии с Б., в котором танцевали кадеты
сухопутного корпуса (ныне Павловское военное училище и 1-й корпус), под
руководством балетмейстера Р. Фузано (Фоссано), с 1736 г. Между
воспитанниками лучшим танцором был Чоглоков, впоследствии камергер.
Танцам обучал знаменитый танцовщик Ланде, ловко сумевший приобрести
расположение всесильного Бирона и через то пользоваться милостями и
вниманием императрицы. С особенною роскошью Б. ставились в царствование
Елисаветы Петровны. Кадеты: Бекетов, Мелисино, Свистунов, Остервальд и
др. были весьма искусны в танцах. Бекетов, впоследствии фаворит
Елисаветы, пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая
сама одевала красивого юношу, превосходно исполнявшего женские роли.
1-го августа 1759 г. в день тезоименитства императрицы и по случаю
победы над пруссаками при Франкфурте был торжественно поставлен
балет-драма: "Прибежище добродетели", имевший огромный успех. Вся
балетная труппа обходилась тогда 33810 р. в год, не считая оркестра. В
царствование Екатерины II Б. был в большой моде. По случаю коронации
императрицы был дан в московском дворце роскошный балет: "Радостное
возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны", в котором
участвовали знатнейшие вельможи. Из записок Порошина (1765) видно, что
Павел Петрович, наследник престола, нередко танцевал в придворном театре
в балете; о представлении 18 января он пишет: "от хлопанья в ладоши, в
танцовании его высочество несколько сбился и оробел". В описываемую
эпоху балет пользовался большой популярностью. Помещики стали обучать
балетным танцам своих крепостных девок и устраивать крепостные балеты.
Особенно славился в то время балет помещика Нащокина. В балетах, как и
во всем, господствовало пасторальносантиментальное направление, как об
этом можно судить по одним уже их названиям: "Радостное возвращение..."
и т.п. Опера была немыслима без балета, который вовсе не входил в
действие, а приплетался механически в антрактах. В 1766 г., выписанный
из Вены "совершенный балетмейстер" и "великий сочинитель музыки"
Анжолини вводит национальный русский балет и "вместя в музыку оного
(балета) русские мелодии, сим новым ума своего произведением удивил всех
и приобрел всеобщую себе похвалу", так писал тогдашний историк театра
Штелин ("Краткое известие о театральных в России представлениях", "С.
Петербургский Вестник", 1779, октябрь, 258), по словам которого балет
был тогда весьма любим.
балеты ставились с особенным великолепием и русская труппа имела уже
отличных танцовщиков и танцовщиц из русских, каковы: Ив. Вальбрех, Вас.
Балашов, Зорина, Софья Вальбрехова и др. Вначале царствования Павла
Петровича балет еще в моде. Труппа обходилась только в 24110 р. в год.
Особую приманку балетов составляли волшебные декорации искусного
Гонзаго, перспективная живопись которых необыкновенно восхищала
зрителей. Талантливый Вальбрех, воспитанник театрального училища,
является первым балетмейстером из русских людей (с 1794 г.). При Павле I
изданы были особые правила для балета: императору наскучили прыжки и
танцы мужчин в Б. и потому приказано было, чтобы на сцене не было ни
одного мужчины; роли мужчин танцевали Колосова и Берилова до приезда
Огюста, известного сочинителя русских танцев, которым он впоследствии
обучал в Бозе почившего императора Александра II. Следующее царствование
было эпохой расцвета балета. Никогда Б. в России не достигал такого
блеска, как в 1-ую четверть нынешнего века. И всем этим успехам Б. был
обязан Дидло, знаменитому балетмейстеру; 30 лет он украшал петербургскую
сцену (с 1802 - 1831 года) и, вероятно, составил бы гордость лучшей
европейской сцены. Вольф в своей "Хронике петербургских театров" (Спб.,
1887 года, ч. I, стр. 29) говорит о Дидло, как о полубоге и об уходе его
замечает, что "публика потеряла в Дидло балетмейстера, каких ни прежде
ни после у нас не бывало". Этот неутомимый, преданный своему искусству
до фанатизма, труженик и до суровости строгий и грозный учитель
образовал для нашей сцены много первостатейных танцовщиков и танцовщиц,
прославивших себя и своего учителя, каковы: грациозная и талантливая
Мария Данилова (вып. 1808), о которой современный театрал писал, что она
"была превыше всего, что в этом роде Петербург дотоле видывал", Истомина
(1816), Лихутина (1820), Дидье (1821), Гольц (1822), Телешова и Зубова
(1823). Дидло возвел балеты на высшую ступень совершенства; они были
поэтическими созданиями и много лет восхищали петербуржцев. Пушкин и
Грибоедов воспевали его балеты и его учениц - Истомину и Телешову,
старец Державин изумлялся искусству Дидло, в балетах которого отражался
господствовавший тогда романтизм. Б. оставил мифологию и начал брать
сюжеты из действительной жизни. Высокие порывы были даровитым Дидло
обличены при помощи пластики и мимики в лучшие вымыслы романтизма.
Танцы, главный элемент балета, были им применяемы умеренно и всегда
кстати. В балетах этого времени разыгрывались даже целые трагедии, как
"Федра" Расина. "Северная Пчела" писала в 1815 г. по случаю постановки
балета "Ацис и Галатея" в день именин государя, что все творения Дидло
"равно прекрасны и все приводит в отчаяние настоящих и будущих
балетмейстеров". В 20-х годах, по свидетельству кн. И.А. Вяземского,
балет в Спб. пользовался большим уважением; в большом ходу был балет
"Семик", чисто народная забава, как наз. его кн. Вяземский -
"разнохарактерный дивертисмент", в который кроме Б. входила русская
пляска и пение на народные мотивы. Балетная труппа Петербурга занимала
одно из первых мест среди балетных трупп сцен Европы. О том, во что
обходился дирекции балет, можно судить по гонорару некоторых артистов:
славный танцовщик Дюпор (1808) получал в год 45000 руб. (180000 фр.) или
900 руб. за каждый выход. Вигель в своих записках пишет, что дебют
Дюпора вызвал восторг и удивление; французский танцовщик Антонин получал
25000 р. (1815), Кастильон 18000 р. (1821). В царствование Николая
Павловича наш балет еще продолжает блистать и все, благодаря тому же
Дидло, занимает первенствующее место. Все другие виды сценического
искусства оставались в пренебрежении. Б. поглощал все внимание
театральной администрации. Император Николай Павлович очень любил
балетные преставления и почти не пропускал ни одного; иногда он садился
в кресла, чтобы лучше наблюдать весь ансамбль Б. В 1831 г. Дидло оставил
пет. сцену из за неприязненных отношений к нему директора театров кн.
Гагарина. Уход его сильно отразился на положении балетного дела. Вскоре
вниманием столицы овладевает Мария Тальони. Эта 4-я грация как ее
называли, дебютировала в балете "Сильфида" (6 сент. 1837) и вызвала
неописуемый восторг. Такой легкости, такой целомудренной грации, такой
необыкновенной техники и мимики еще не видывали ни у одной из танцовщиц.
В 1841 г. она распростилась с Петербургом, протанцевав за это время
более 200 раз. В 1848 г приезжает Фани Эльслер, соперница Тальони
знаменитая своей грацией и мимикой. Вслед за Эльслер посетила Петербург
Карлотта Гризи. Дебютировала она в Б. "Жизель" (1851 г.) и имела большой
успех, выказав себя первоклассной танцовщицей и прекрасной мимической
актрисой. Танцевала она в Спб. до 1853 г., когда взамен ее были
ангажированы 3 прима- балерины: Флери, Гиро и Иелла, которых с Гризи
даже сравнивать нельзя. Балетмейстеры: Огюст, Блаш, Титюс, Тальони
(отец), Перро, Петипа, Мазилье последовательно ставили роскошные балеты
и привлечением талантливых артистов старались выдвинуть балетные
представления, к которым начинали охладевать, благодаря итальянской
опере; балеты в 1850 годах давались только по воскресеньям на сцене
Большого театра и посещались, главным образом, только присяжными
балетоманами. Из танцовщиц этой эпохи отметим: Прихунову, Ришар,
Амосовых 1-ую и 2-ую, Санковскую, Макарову, Никитину, Радину, Снеткову,
Шлефохт, Суровщикову, также и др.; из танцовщиков выдавались: Алексис,
Фредерик, Флери, Гольц, Герино (1834 - 36), Иогансон, Стуколкин, Петипа
(с 1847), Перро (1848), Кшесинский (1853) и др. О балетах 40-х годов наш
знаменитый критик В. Белинский нередко писал критические статьи; так, он
писал: о Тальони, Герино и Санковской. В царствование Александра II в
направлении балета замечается стремление выдвигать отечественные
таланты. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц украшали
балетную сцену, многие из них еще и теперь продолжают с успехом
выступать. Хотя в постановки Б. начала соблюдаться большая экономия, все
же опытность и энергия нашего известного балетмейстера Мариуса Петипа
давала возможность и при небольших затратах прилично и изящно обставлять
балеты, успеху которых не мало способствовали превосходные декорации
наших известных художников: Бочарова, Шишкова и Антония Вагнера (род.
1810, умер 1886). Танцы берут верх над пластикой и мимикой и превосходно
ставятся балетмейстерами: Перро (1849 - 1859), Сен-Леон (1859 - 1869) и
Петипа (с 1869 г.). Сен-Леон сюжеты своих балетов заимствовал из русских
сказок, таковы: "Конек Горбунок" (1864), выкроенный из сказки Ершова, и
"Золотая рыбка" (1867), а Петипа по случаю войны 1878 г. поставил балет
"Роксана", на славянский сюжет. Из первых танцовщиц отметим: Надежду
Богданову, Муравьеву, Петипа, Прихунову, Кеммерер, Мадаеву, Канцыреву,
Вазем, Вергину, Евг. Соколову, Горшенкову, Никитину, Иогансон, Петипа (с
1879 г. ); выдающихся танцовщиков хотя и было менее, но все же между
ними было не мало даровитых, таковы: Фредерик, Иогансон, Кшесинский,
Петипа, Стуколкин 1-й, Гольц, Гердт, А. Богданов и др. Из иностранных
знаменитых балерин в Спб. с успехом танцевали: Черито, Феррарис,
Гранцова, Сальвиони, Стефанская и др. Ныне балеты даются в Спб.
Мариинском театре два раза в неделю (по средам и воскресеньям).
Балетмейстером состоит по прежнему талантливый Мариус Петипа. Дирижируют
оркестром по очереди: Папков и Дриго. В последнее десятилетие дирекция
обратила особенное внимание на постановку Б. Прима-балерины, одна другой
талантливее, украшают нашу балетную сцену. Заслуженным успехом в
Петербурге пользуются: Никитина, Вазем, Евг. Соколова, Горшенкова,
Петипа, Недремская, Жукова, Оголейт, Иогансон, Андерсон и др. Столицу
также посетили многие иностранные балерины, из которых выдающихся
успехом пользовались: Бессонэ, Корнальба и Виржиния Цукки. С 1888 г. на
вашей сцене танцует весьма талантливая итальянская балерина Брианца,
которая пользуется ныне (сезон 1890 г., осень) значительным успехом в
новом балете: "Спящая красавица", музыка к которому написана нашим
знаменитым композитором Чайковским. Успех с ней в этом балете делит г-жа
Никитина, столь же прекрасная танцовщица, как и мимистка. На характерные
и мимические роли приглашена французская балерина театра "Grаndе Ореrа"
г-жа Лаус. Из иностранных танцовщиков отметим гг. Чекетти и Бекефи
(характерные танцы). Мужской персонал балета, хотя и имеет видных
представителей, но большинство артистов те же, что и в минувшее
царствование. В Москве балетмейстером состоит г. Мендес (ученик Тальони)
- весьма умелый и знающий хореограф. Из танцовщиц отметим, пользующуюся
значительным успехом г-жу Гейтен, а также грациозных: Калмыкову и
Бармину, а из танцовщиков - гг. Гельцера (мим) и Домашева. От балета
начинают теперь требовать серьезной мимики, без которой он не может быть
введен в сферу драматического искусства. На одних танцах, очевидно,
оставаться нельзя, нужна еще искусная игра.

1682); Кагюсак, "Тrаiте dе lа Dаnsе аnсiеnnе ет моdеrnе" (Париж, 1753, 3
тома); Nоvеrrе, "Lеттrеs sur lеs аrтs iмiтатеurs ет sur lа dаnsе еn
раrтiсuliеr" (Париж, 1807); еrо же, "Lеттrеs sur lа dаnsе, sur lеs
Ваllетs ет sur lеs аrтs" (Спб. 1804); Саsтеl Вlаzе, "Lа dаnsе ет lеs
Ваllетs, dерuis Васснus jusqu'а мllе Таgliоnis" (Париж, 1832); Фосс,
"Dеr Таnz und sеinе Gеsснiснте" (Берлин, 1868); "Lеs оriginеs dе
l'Ореrа, lе Ваllет dе lа rеinе" (Париж, 1869); Сноuquет, "Нisтоirе dе lа
мusiquе drаматiquе" (Париж, 1873); Сzеrwinsкi, "Вrеviеr dеr Таnzкunsт"
(Лейпц., 1880), Воugin, "Diстiоnnаirе Нisтоriquе du тнеатrе етс."
(Париж, 1884); также см. "Lа Grаndе Еnсуlореdiе" (Париж, т. 6, стр.
155).
и Пантеон", 1842, VIII и ХII); М. К., "Б. у римлян и Б. в настоящее
время" (iвid., 1843, Х); "История танцевания и Б. по розысканиям
французов и англичан" (iвid., 1850, III, 1 - 16; IV, 1 - 20, VII, 23 -
42); Ф. Кони, "Б. в С.-Петербурге" (iвid., 1850, кн. III); П.
Глушковский, "Б. в России и знаменитый хореограф К. Л. Дидло" (iвid.,
1851 года, © © IV, VIII и ХIII); В. Зотов, "Б. в Спб. Беглый взгляд на
его историю" (сезон 1853 - 1854; iвid., 1854, III); П. Арапов, "Летопись
русского театра" (Спб., 1861); А. Вольф, "Хроника петербургских театров"
(Спб., часть 1 и 2, 1877; часть З, 1884); Скальковский, "Балет, его
история и место в ряду изящных искусств" (Спб., 1882; 2-е изд. 1886).