Баженов


Баженов (Василий Иван.) - художник-архитектор, сын церковника одной
из придворных кремлевских церквей, воспитанник И. А. Х. с основания ее и
первый ее пенсионер отправленный заграницу. Род. и марта 1737 г. в
Москве и умер в Спб. 2 авг. 1799 г., в должности вице-президента
академии художеств. Б. имел природный талант к искусству, который
обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней
столице. Эта страсть к рисованию обратила на Б. внимание архитектора
Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Б.
перешел в акад. худож. Здесь он оказался знающим архитектуру на столько,
что учитель этого искусства С.И. Чевакинский сделал талантливого
молодого человека помощником своим при постройке Николаевского морского
собора. В сент. 1759 Б. был отправлен для окончательного развития
таланта в Париж. Поступив в ученики к профессору Дювалю, Б. занялся
деланьем моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил
несколько моделей знаменитых зданий. В Париже, напр. сделал он, со
строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме
модель храма св. Петра. Изучение архитектуры на моделях привело Баженова
к изучению труда римского архитектора Витрувия. По возвращении в Россию,
живя в Москве, Б. составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры
Витрувия, напечатанный в 1790 - 1797 гг. в Петербурге, в типографии И.
А. Х. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Б. был
одним из лучших практиков строителей своего времени, отличаясь столько
же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых
зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству
"инавгурации" здания академии художеств (29 июня 1765 г.). Ему
принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания
нынешнего дворца в екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем,
каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Б. по
академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было
советом академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании
академика, которое получено им три года раньше, в бытность заграницею.
Эта несправедливость заставила Б. взять увольнение от академической
службы и князь Г.Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство
главным архитектором, с чином капитана. В этой должности, Б. построил в
Петербурге здание арсенала, на Литейной ул. (теперь здание судебных
учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке,
дом Пашкова (теперь московский румянцевский музей), а в окрестностях
столицы - дворец в Царицыне и Петровский дворец строенный Казаковым -
его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградою святынь и
дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана
торжественная закладка, но воле Екатерины II, на самом деле, однако, и
не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце
Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка
миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на
модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился
надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же
судьба постигла и Царицынский дворец Б. Екатерина, летом 1785 года,
приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению
дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку.
Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к
существованию, открыл художественное заведение и занялся частными
постройками. Перемена в его служебной карьеры и немилость Екатерины
объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему
доложить наследнику цесаревичу о выборе его московскими масонами в
верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала
политические цели и гнев ее на Б. обрушился раньше чем на других, но
дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принять
вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в
Петербург.