Как построить композицию фрагментов малого сада?

Успех организации малого сада и превращения его в некую функционально-эстетическую целостность (то есть в то, что мы и называем композицией) зависит от многих факторов, неоднакратно упоминавшихся в нашем журнале ("Сад своими руками"). "Можно ли решить сад, использую лишь принципы симметрии?" - спросит любитель строгих форм и порядка. Да, можно. "Можно ли вовсе не использовать принцип симметрии, а решить план участка нерегулярным, лишенным всякой очевидной логики, с причудливо прорисованными дорожками и неожиданно расположенными растениями?". Да, можно. "А если вообще не думать о принцыпах решения формы сада и делать как получиться?". Хорошо не получиться. Надо признать, что достигнуть успеха возможно лишь тогда, когда продумываются все вероятные пространнственные ситуации сада.

Красоту сада нельзя описать лишь с помощью языка геометрии. Нам мало, что говорит, например, такая фраза: <квадратная площадка с изумительной композицией посередине>. Красота пространства сада рождается лишь в результате работы взаимосвязей между человеком и садом, домом и садом, отдельными его частями и садом в целом, между сооружениями и деталями, между группами растений и растениями в группе и, наконец, между людьми, находящимися в саду. Эти взаимосвязи, их мера и качество выражаются в величинных отношениях (масштабность), формальных (единство формы и ее частей), колористических, стилевых и многих других.

1.gif (2451 bytes)<Восприятие взаимосвязей, - писал Дж.О.Саймондс, известный американский ландшафтный архитектор, - создает переживания. Если взаимосвязи неприятны, переживание также неприятно. Если ощущаемые взаимосвязи соответственны, если они удобны и упорядочены, переживание становится приятным, а степень удовольствия зависит от степени соответствия, удобства и порядка>. (Дж.О.Саймондс <Ландшафт и архитектура>).

Простым поимером неудачной взаимосвязи

2.gif (2235 bytes)ка, упирающаяся в забор, дерево или другое препятствие, или заканчивающаяся тупиком. Возникает ощущение нецелесообразности движения к чему-то незаслуживающему внимания или вовсе к ничему. Чувство бесцельности движения не возникнет, если дорожка будет завершена видовой площадкой, скульптурой, красивой композицией из растений и другими элементами, вызывающими интерес, удивление, то есть вещами или пространствами, на которые приятно смотреть и которыми удобно пользоваться.

3.gif (2178 bytes)Говоря о композиционных взаимосвязях в пространстве сада, мы не упоминаем о возможностях фантазии его создателя. Фантазия и те удивительные вещи, которые появляются как ее результат, не подвластны логическому анализу. Она неожиданна. Мы не упоминаем также о естественных материалах и конкретных видах растений, которые, конечно же, играют огромную роль в эстетике сада. Мы также не говорим о философии видения формы, которая определяет построение и эстетику знаменитых японских садов.

4.gif (2743 bytes)Нас интересуют лишь те взаимосвязи, которые связаны с движением в саду, его восприятием и логикой формы. Рассмотрим несколько примеров. Перемещение по саду определяется рисунком пути, по которому движется человек, то есть системой дорожек. Функциональная взаимосвязь главных элементов сада (красивой видовой площадки, пространства для отдыха и общения, входной площадки) с второстепенными его частями будет также и композиционно-художественной, если форма, ширина и направление дорожек поддержат главную композиционную идею пространства сада. К наиболее значимому объекту ведет самая широкая дорожка, к потаенным частям сада, таким, как небольшое пространство для отдыха и созерцания, достаточно одного ряда бетонных плиток, уложенных с интервалом (вразрядку). Таким образом, мы соблюдаем важнейшую композиционную взаимосвязь пространства и формы - отношение главного и второстепенного.

5.gif (2679 bytes)Поскольку речь идет о малом саде на индивидуальном участке, следует предостеречь от чрезмерного дробления его пространства и формы. Если мы сможем удержаться от соблазна устройства в своем саду всего того, что нам нравится - большого количества маленьких пространств, каскадов и ступенек на каждом шагу, дорожек сложной формы, разнообразных растений и т.п., а выберем из обширного перечня возможностей лишь некоторые, но необходимые в конкретных условиях (рельефа, климата, величины и очертаний участка), у нас есть шанс получить еще одно ценное композиционное качество сада - его масштабность.

6.gif (2582 bytes)Представим себе ситуацию, когда главная дорожка ведет к полянке (лужайке), за которой имеется склон большого оврага и с которой открывается прекрасный вид на окрестные холмы. На рисунках 1, 2 и 3 представлены три варианта решения фронтальной композиции. Фронтальной называется композиция, имеющая развитие по горизонтальной координате и рассчитанная на восприятие или в движении вдоль фронта, или на доминанту, то есть главный элемент композиции. Наши варианты построены из элементов разной формы с выраженной доминантой. Нетрудно заметить, что наиболее выразительна композиция на рисунке 2. Это объясняется тем, что форма доминирующей массы кустарников вписывается в треугольник, в результате чего получается так называемая <сильная форма>. Два других варианта слабее, в них меньше выражена целостность композиции.

Колористическое решение фронтальной композиции не должно нарушать ее целостности, что может произойти, если ввести в композицию резкий цветовой акцент. В этом случае она может быть разрушена. Чтобы этого не произошло, акцент должен быть поддержан более мягким переходом к нюансу (Рис.4 и 5).

7.gif (3481 bytes)В том случае, если в плане сада выделена небольшая территория (полянка), окаймленная дорожкой, дающей возможность кругового обзора, в центре поляны может быть размещена композиция, которая называется объемной. В отличие от рассмотренной нами фронтальной композиции, воспринимаемой преимущественно с одной стороны, объемную композицию мы рассматриваем со всех сторон, двигаясь вокруг поляны или площадки, поэтому со всех сторон композиция должна быть эстетически равнозначной. Так же, как и фронтальная, объемная композиция содержит доминанту и соподчиненные элементы. Чтобы форма была целостной и сильной, композиция должна вписываться в пирамиду, сферу, вертикально поставленный параллелепипед или куб. Вместе с поляной она составит активный, композиционно значимый элемент сада (Рис.б и 7).

8.gif (3564 bytes)Композиционным центром такой поляны может быть не только компактная масса кустарников, скульптурная группа, композиция из камней или комбинация этих элементов. Роль композиционного центра в этом случае играет пространство. Расположенный в центре поляны декоративный водоем в сочетании с обрамляющими его невысокими растениями составит небольшую пространственную композицию, форма которой будет слабой, но не в негативном смысле, а потому, что здесь не нужна выразительная, сильная доминанта. Достаточно постоянно изменчивой поверхности зеркала водоема (Рис.8).

9.gif (3139 bytes)Сильная форма не нужна также и для акцентирования поворотов дорожки, имеющей плавные криволинейные очертания. Здесь более уместно свободное размещение растений, подчеркивающих значимость того или иного направления движения (Рис.9).

Принципы организации отдельных частей малого сада могут быть использованы с применением самой широкой палитры средств.

Г.И.Иванова,

архитектор <Дюбрель>.

logom.gif (2319 bytes)
Офис: Москва, 4-й Новомихалковский пр., д.10
Питомник: Москва, ул.Прянишникова, д.37
тел/факс (095)1533962, (095)1548406