КАК ДЕЛАЮТСЯ САЙТЫ
практическое пособие и полезные советы Хранителя рукописей


Обновленная версия этой страницы находится по адресу:

www.fmoon.da.ru/web.htm

Зачем делаются сайты
Как они делаются
Где они живут
Как стать большим и сильным
Charset или игры фанатиков

Они опять скажут, что я лезу не в свое дело и что лучше мне писать стихи, а не учебники по сооружению и раскрутке сайтов. И будут правы, потому что гениальным поэтом меня иногда называют (близкие друзья, когда очень пьяны), а вот гениальным веб-дизайнером меня еще никто не называл даже в бреду.

И однако же у меня на сайте "Звездная Радуга" Rambler за полтора года насчитал 3300 посетителей, и аккуратно продолжает считать - от семи до десяти каждый день. А многие сайты в сети за такое же время не могут перевалить за тысячный рубеж.

Конечно этого мало, но учтем ради справедливости, что я сооружаю свои страницы на машине, которая морально устарела еще в момент покупки три года назад, без модема, в отрыве от сети. А загружаю их в сеть из всяких интернет-кафе и клубов, где овес (то есть коннект), как правило, дорог, и три-четыре часа в месяц для меня предел. Причем сюда входит не только загрузка страниц на сервер, но и их реклама, обмен линками и все прочее, что принято объединять под словом "промоушен". А сверх этого я еще выкраиваю время, чтобы просто погулять по Интернету в поисках чего-нибудь нового и интересного.

Кстати, именно по этой причине я не рискну учить начинающих сайтостроителей тому, как заработать деньги на Интернете. Я сам их пока не заработал - а следовательно, не мне об этом говорить. Впрочем, в разделе "Как стать большим и сильным" я собираюсь пересказать вкратце несколько чужих советов - от тех людей, которые либо сами зарабатывают деньги на Интернете, либо знают тех, кто такие деньги заработал.

И вот в таких условиях мой базовый сайт имеет порядка десяти посещений в день. Осмелюсь предположить, что у того, кто отдает обновлению сайта и промоушену не пару часов в месяц, а пару часов в день, эти десять легко превратятся в сто, если подойти к делу с умом.

Опыт, добытый в тяжелых условиях, особенно ценен, и поэтому я решил написать пособие по сайтостроительству и промоушену - такое, которое будет полезно всем: и тем, кто, подобно мне, терзает восемь мегабайт RAM и не имеет на дому даже электронной почты, и тем, кто наслаждается прелестями Pentium III и сидит на мегабитном канале.

Зачем делаются сайты

Цель оправдывает средства- говорили иезуиты. Если перевернуть эту фразу - то как раз и получится девиз любого уважающего себя сайтостроителя. Ибо если нет конкретной цели, то и вся затея не имеет смысла.

Итак, для чего же создаются сайты в интернете?

Как правило, они создаются ради рекламы, самовыражения или зарабатывания денег.

Вообще все сайты в Сети можно условно разделить на две группы - "эгоистические" и "альтруистические". При этом в слово "эгоизм" здесь не вкладывается никакого отрицательного смысла. Просто "эгоистический" сайт уделяет основное внимание интересам своего владельца, а "альтруистический" - интересам посетителей.

Это, однако, не значит, что сайты второго рода создаются из чисто альтруистических побуждений. Их владельцы могут преследовать вполне эгоистические цели - например, нагнать посещаемость и зарабатывать деньги на платной рекламе. Более того, для зарабатывания денег с помощью баннеров, которые платят за клик, нужно строить именно альтруистический сайт - потому что у таких сайтов обычно выше посещаемость.

Поясню на примере. Если некий писатель - неважно, гений или графоман - выкладывает на своем сайте собственные произведения, всячески рекламирует их и дает почитать, то этот сайт - эгоистический. Если же некто создает в сети сборную библиотеку и стремится собрать в ней как можно больше произведений разных авторов на любой вкус, чтобы завлечь в эту библиотеку как можно больше посетителей, то этот сайт - альтруистический.

Веб-мастер журнала "Компьютерра" Шипилов делит интернет-сайты на корпоративные и сайты СМИ. Но критерий у него тот же самый. Корпоративный сайт - то же, что эгоистический, а сайт СМИ - то же, что альтруистический.

Можно использовать и другие термины - например, назвать эгоистический сайт "представительским - но суть дела от этого не меняется.

Как уже сказано, посещаемость на альтруистических сайтах, как правило, выше. Но отдача от них для владельца, наоборот, ниже. Рекламировать свой роман лучше на собственной представительской страничке, а вот искать интересное чтиво удобнее в большой библиотеке.

Сказанное, однако, не означает, что представительские сайты обречены плестись в хвосте рейтингов. Все зависит от того, что они представляют. Если некто посвятит сайт исключительно себе, любимому (как это делают создатели многих персональных страничек), то большой посещаемости ожидать не приходится. А на представительской странице братьев Стругацких счетчик крутится, как заведенный.

Или вот, например, некто FnKey. Он очень любит девушек, которые ходят босиком, и этому увлечению он посвятил свой сайт. И оказалось, что его страсть разделяет множество сетян - как девушки, которые сами ходят босиком, так и мужчины, которые их любят. Сейчас на его счетчике 40000 посетителей, и я завидую ему белой завистью.

И все-таки желательно с самого начала определиться - что для вас важнее: самовыражение или высокая посещаемость. Если первое - то надо делать представительский сайт, а если второе - то альтруистический.

Конечно, ничто не мешает объединить в одном сайте оба подхода. За примерами далеко ходить не надо. Вот на этом самом сайте, который называется "Информаторий Полной Луны" страница "Чужая земля" - типично представительская: она представляет мой роман. А страница, которую вы сейчас читаете, вполне альтруистическая, потому что она создана не для самовыражения, а для обмена опытом.

Однако это все абстракции и о них сказано уже достаточно.

Поговорим теперь немного о том, чем конкретно можно наполнить свой сайт.

Большой популярностью в Интернете пользуется литература. На "Звездной Радуге" литературная страница примерно в четыре раза популярнее страницы, где содержатся биографии авторов. Но это жалкая мелочь по сравнению с библиотекой Мошкова, где на Rambler'e светится шестизначная цифра.

Но несмотря на это, интернет - лучшее место для публикации своих творений. Ведь произведение только тогда начинает жить, когда его начинают читать. А в интернете может найти читателя даже самый законченный графоман.

То же самое можно сказать и о художниках. Их сайты, как правило, тоже весьма популярны, а сборники графики - еще популярнее.

К тому же художникам найти признание даже проще, чем писателям. Поэт, который плохо знаком с основами стихосложения, вряд ли добьется сколько-нибудь заметного успеха, а у художника всегда есть отмазка, изобретенная импрессионистами: "Я так вижу".

В общем ясно - если вы создаете сайт для самовыражения, то надо задуматься о том, чтобы ваше самовыражение было интересно другим. Если же вы хотите сделать страницу для всеобщего удовольствия, то желательно заранее изучить, какая информация пользуется в Интернете наибольшим спросом.

Впрочем, ответ на последний вопрос самоочевиден. Ничто в сети не сравнится по популярности с сексом. Я полтора года мучаюсь с раскруткой "Звездной Радуги", прописываю ее в поисковиках и рейтингах, стараюсь регулярно обновлять и обмениваться линками с другими обитателями Сети - и получаю от семи до десяти линков в день. А мои друзья-нудисты закинули на сервер свой полуэротический сайт, не обновляют его уже полгода, нигде не рекламируют - а посещаемость одно время доходила до ста кликов в день, да и сейчас вдвое больше, чем у "Звездной Радуги".

В общем, если вы намерены зарабатывать деньги за счет высокой посещаемости, то лучше эротики и обнаженной натуры ничего нет. Однако я больше не стану распространяться на эту тему и отошлю интересующихся на http://attend.to/novosti и на www.interda.ru, где собрано все об эротических сайтах, что только можно придумать.

До последнего времени особой популярностью в русском интернете пользовались сайты компьютерной тематики. Это было вызвано тем, что среди людей, имеющих доступ в интернет, доминировали профессиональные компьютерщики и особо крутые любители. Но сейчас они уже не доминируют, и относительная популярность компьютерных сайтов пошла на убыль. Относительная - но не абсолютная, так что если вы хорошо разбираетесь в компьютерной тематике, на этом можно заработать приличную посещаемость.

Пожалуй, тут я и закончу, хотя продолжать можно было бы еще долго. Но лучше сделать так: заглянуть в любой из популярных рейтингов, которые сортируют сайты по темам - например www.rambler.ru или www.list.ru - и посмотреть, сайты какой тематики посещаются наиболее активно.

Как делаются сайты

Ну и как?
Гиперссылки
Навигация
Красота и мода
Стиль и вкус
Фонты и фон

Я не идиот быть первым космонавтом и рассказывать здесь о языке HTML. Вполне приличный сайт можно соорудить, не зная совершенно ничего об этом языке и лишь смутно догадываясь о его существовании.

На всякий случай скажу только, что HTML - это язык гипертекстовой разметки, который превращает обычную писанину в гипертекст, по которому можно нелинейно перемещаться с помощью гиперссылок. HTML-файл состоит из обычного текста и так называемых "тегов" - программных элементов, заключенных в угловые скобки (например: <html> - это тег, который открывает любой HTML-файл).

Тех, кто интересуется подробностями, отсылаю на www.citforum.ru, где находятся самые подробные спецификации HTML и еще много интересного.

Сам я делаю сайты в мощном визуальном редакторе, где работа ведется не над HTML-кодом, а над страницей в том виде, в каком она будет видна в браузере.

Некоторые крутые профессионалы рекомендуют писать HTML-код вручную - дескать, так он будет и корректнее, и компактнее. Может, оно и так, зато в полноэкранном редакторе работать удобнее и быстрее. Поэтому я считаю ручное составление кода целесообразным только в следующих случаях:

1) Если вы работаете на компьютере класса 386 или ниже. Я не знаю ни одного визуального HTML-редактора, который сносно работал бы на машине слабее чем 486/8RAM (впрочем, говорят, старая версия Netscape Navigator Gold работает даже на 386-х).

2) Если вы настолько хорошо знаете язык HTML, что действительно можете существенно оптимизировать код вручную без потерь для внешнего вида страницы.

Главная проблема, которая имеет место быть, если страница создается в визуальном редакторе, связана с тем, что разные браузеры используют разные расширения языка HTML. И в результате страница может выглядеть тоже по-разному. Впрочем, последние версии самых популярных браузеров, как правило, отображают страницы более-менее одинаково, если в них (страницах) нет каких-то уж особенно крутых заворотов.

Основных браузеров в природе, как известно, два: Internet Explorer и Netscape Communicator. Первый предпочитают те, кто ценит удобство, а второй - те, кто ненавидит Microsoft. Особо фанатичные враги Билла Гейтса иногда нарочно делают так, чтобы сайт смотрелся нормально только в Netscape.

Каждый из двух главных браузеров имеет адаптированный под себя редактор HTML. Один такой редактор - Netscape Navigator Gold - входит в поставку Netscape Communicator, а второй - Microsoft FrontPage, вроде бы, включен в последнюю версию Microsoft Office (но его можно найти и отдельно). Еще можно делать страницы в Winword 97 и Winword 2000, но это уже извращение.

Редактор от Netscape я пока не имел возможности изучить, но собираюсь этим заняться и потом, наверное, сообщу, что из этого вышло.

А FrontPage 97 я использую уже полтора года и даже не стал переходить на новую версию (98, она же 3.0), когда она появилась - настолько старый добрый фронтовой пейджер мне нравится.

Конечно, у FrontPage, есть и свои глюки, причем иногда они могут даже вывести из себя. Главные недостатки этой программы - такие же, как у всех продуктов от Microsoft. Они все считают, будто лучше знают, что нужно пользователю, и в упор не считаются с его собственным мнением.

И вот FrontPage, ничтоже сумняшеся, автоматически ставит в заголовке страницы метатег "charset", которому я посвятил здесь отдельную главу. Враги charset'a, конечно, неправы, но пока многие серверы находятся в их руках, лучше бы оставить судьбу этого метатега на усмотрение конечных пользователей. А FrontPage ведет себя так, как будто вся сеть уже перешла на Windows NT.

Еще эта программа думает, будто все сайтостроители занимаются web-дизайном не отходя от сети, прямо в онлайне. Поэтому советую внимательно прочесть то, что сказано ниже.

И еще - если в локальном сеансе сохранить HTML-файл через Save As в другом каталоге, то FrontPage автоматически перепишет на этой странице адреса всех связанных файлов так, как они расположены на данном локальном компьютере. Естественно, после переноса в сеть эти ссылки работать не будут и чтобы их запустить, придется менять адреса вручную. Поэтому лучше не переносить страницы во FrontPage через Save As, а копировать их штатными средствами DOS и Windows (My Computer, Explorer, Windows Commander, Norton Commander et cetera).

И еще одна вещь, которая с FrontPage не связана, но тем не менее важна. Если сервер, где вы собираетесь хранить вашу страничку, работает под UNIX, то необходимо, чтобы имена файлов везде записывались в одном регистре (лучше - маленькими буквами) - иначе гиперссылки не будут работать, так как в UNIX большие и маленькие буквы - это не одно и то же (в отличие от DOS и Windows). Поэтому при копировании и архивировании лучше пользоваться средствами Windows 9.x, а не DOS и не Windows 3.x, так как последние запросто могут поменять регистр букв в имени файла и даже не заметить этого.

Итак, если я не очень испугал вас рассказами о глюках FrontPage, то открывайте этот редактор, если же все-таки испугал - то берите какой-нибудь другой и вперед! Приемы работы во всех визуальных редакторах HTML примерно одни и те же.

Что такое Web-страница

Web-страница - это HTML-файл (CGI, ASP и SSI пока касаться не будем), а HTML-файл - это текст, в который вставлены рисунки и гиперссылки. Рисунки либо просто украшают страницу, либо несут в себе какую-то информацию, но без них в принципе можно обойтись. А вот без гиперссылок Web-страница - это не Web-страница, а недоразумение. Даже если страница целиком замкнута на себя, она все равно должна каким-то образом встраиваться в сайт, чтобы не повиснуть в пространстве без входа и выхода.

Даже если читатель этой страницы - полный новичок, он наверняка уже знает, что такое гиперссылка. Иначе как он добрался до моего сайта? Следовательно я не буду углубляться в теорию вопроса, а перейду сразу к практике.

Как создать гиперссылку

Надо выделить текст, или рисунок, который будет активным объектом, и вызвать в меню Edit / Hyperlink. Откроется окошко с полем ввода, куда надо вписать адрес страницы, на которую будет ссылаться этот линк. Важно только помнить одну особенность FrontPage. Если одновременно с ним открыт браузер, то он по умолчанию пытается дать ссылку на страницу, которая открыта в браузере. Если вы создаете страницу, находясь в интернете, и действительно хотите дать ссылку на то, что открыто в браузере - тогда все в порядке. Если же нет, то сначала проверьте, какой URL высвечен в поле ввода и при необходимости замените его на правильный.

Еще можно дать ссылку на страницу, которая открыта в самом FrontPage в другом окне. Но опять же, внимательно следите за связями. Такая ссылка будет действовать, только если в Сети обе страницы будут лежать в одном каталоге. Программа предупреждает об этом, однако она ругается и в том случае, если все в порядке.

Еще один вариант - ссылка на определнное место гипертекста, как внутри одной страницы, так и с одной страницы на другую. Для этого надо сначала поставить метку (Edit / Bookmark) в том месте, на которое будет ссылаться линк. А затем действовать точно так же, как в предыдущем случае (закладка Open Pages), но дополнительно ввести название метки в поле Bookmark.

FrontPage автоматически меняет цвет гиперссылки на тот, который указан в окошке Format / Background. Internet Explorer обычно правильно отображает этот цвет, а вот Netscape Navigator этого не делает (во всяком случае, в 4-й версии и более ранних). Поэтому для адекватного и одинакового отображения гиперссылок в обоих браузерах рекомендуется менять цвет гиперссылок принудительно, с помощью Format / Font / Color.

И еще одно: если вы даете ссылки на чужие страницы, рекомендуется указывать target frame="_blank", чтобы эти страницы открывались в другом окне браузера. Я сам раньше не следовал этому совету, но теперь понял, что теряю посетителей. Они уходят по ссылке на другую страницу и больше уже не возвращаются ко мне. А если указать target frame="_blank", то эта проблема решается сама собой.

Навигация

Чтобы сайт не превратился в бессвязный набор страничек, необходимо разумно организовать навигацию. Я сам долго не следовал этому совету - и мои сайты только теперь начинают превращаться в нечто связное и удобоваримое, со своей внутренней логикой.

Основная рекомендация проста. Любой достаточно большой сайт желательно разделить на блоки. Иногда они выкладываются в разные подкаталоги на сервере, но если вы не хотите лишних заморочек, то можно свалить их и в одну кучу. Ведь в сети главное - не физическое местоположение материала, а гиперссылки. Логика важнее физики.

Определив заглавные страницы блоков, надо разместить ссылки на них на самом видном месте каждой страницы. Лучше всего сделать это одинаково и красиво - в виде рисованных кнопочек, как здесь, или в виде рисованных надписей, как здесь. Рисованные надписи хороши тем, что они не меняют цвет и не подчеркиваются, когда превращаются в гиперссылки, и кроме того, здесь нет ограничений по шрифтам - они всегда будут выглядеть так, как вы задумали.

Расположить эти кнопочки можно сверху, слева, справа или как вам больше нравится, но желательно так, чтобы они все поместились на экране, рядом с заголовком. А внизу страницы можно разместить более подробную текстовую карту сайта, где будут указаны уже не блоки, а все страницы. И еще неплохо сделать отдельную страничку-путеводитель, где все страницы сайта будут не только указаны, но и описаны.

Может быть, я когда нибудь доберусь до технологии SSI, которая позволяет сделать все вышеуказанное быстро, просто и одинаково. Но сам я этой технологией не пользуюсь, поскольку держу свои сайты на публичных серверах, где пользоваться SSI запрещено.

Так что я делал навигацию на своих сайтах другими способами. Первый из них - сделать навигационную панель и карту сайта на одной страничке а потом через Edit / Copy и Edit / Paste перенести ее на другие. Только надо помнить, что если страничка, куда переносится элемент, находится в другом каталоге, то FrontPage перепишет все URL'ы, вас не спрашивая, и придется вычищать их вручную.

Для другого способа надо хоть немного разбираться в языке HTML. И тогда не составит труда с помощью любого текстового редактора (хоть того же 6-го или 7-го Winword'a) вставить один и тот же кусок кода в одно и то же место каждой страницы. Загляните в исходник (View / HTML) страницы, которую вы сейчас читаете, чтобы посмотреть, как это сделано у меня. Код верхней панели находится в самом начале, сразу после тега <body>, а код нижней панели - перед надписью "Генеральный счетчик" недалеко от финального тега </body>. Кстати, можете взять то и другое себе - только не забудьте заменить мои кнопки и ссылки на свои и убрать показатели "width" и "height" в параметрах рисунков.

Как сделать сайт красивым, крутым и модным

Тут можно положиться либо на свой вкус, либо на предпочтения других.

Поскольку авторские права - понятие в интернете довольно условное, дизайн сайта можно просто позаимствовать. Скопировать какой-нибудь крутой сайт, убрать с него текст и картинки, но оставить таблицы, форматирование, фон и стиль, а потом заполнить свободные места собственным содержимым.

Сделать хороший дизайн самому гораздо труднее - но намного честнее и интереснее. К счастью, существует множество инструментов, которые могут в этом помочь. Например, надписи, кнопки, линии, фон и мелкие финтифлюшки для своего сайта можно сделать с помощью программы Xara Web Style. Да и cама Xara - удобный и простой векторный редактор - тоже может очень здорово помочь.

А если этого мало, то никто не мешает задействовать Фотошоп и Corel Draw - но тут уже надо быть хоть немного художником.

Однако это вовсе не обязательно. В Сети лежит великое множество готовых графических элементов для веб-дизайна. Приходи и бери. И это не будет плагиатом, поскольку создатели таких коллекций и авторы таких картинок предназначают их для общего пользования.

Вот несколько адресов для затравки: http://www.halyava.ru/igor315, Web Design Art Page, SupreBest.

Но есть и еще одна вещь, о которой обязательно надо помнить. Сайт не обязательно должен быть красивым, но непременно обязан быть интересным. В интернете великое множество шедевров дизайна, куда никто не заглядывает, а тем временем упомянутая выше библиотека Мошкова, где дизайном вообще не пахнет, просто ломится от посетителей.

А все дело в том, что люди идут в Интернет не за красотой, а за информацией. Конечно, получать информацию с красивого сайта приятнее - но содержание все-таки на первом месте.

И тем не менее...

Стиль и вкус

Друзья-дизайнеры с самого начала говорили мне, что сайт должен иметь единый стиль. Но я не слушался умных советов, и в результате "Звездная Радуга" пестрела всеми цветами радуги - у каждой страницы свой фон, свой стиль заголовка, свое расположение материала, шрифты и так далее. И получился в результате не сайт, а аморфный набор страничек.

И вот сейчас я уже вторую неделю мучаюсь, сводя "Звездную Радугу" к общему знаменателю. А когда дойдут руки до Информатория, даже и не знаю.

Вывод. Общий стиль дизайна сайта нужно продумать до того, как число страничек на нем превысит все разумные пределы. А лучше - еще до того, как написана первая страничка.

Общий стиль подразумевает общий фон страниц и одинаковую шапку с названием сайта и навигационной панелью на каждой странице.

Впрочем, возможны варианты. Я например, сохраняю на своем сайте страницы двух типов - ч±рные без фонового рисунка и светлые с одинаковым фоном. И заголовок не повторяю на каждой странице - просто в новой версии заголовки отдельных страниц похожи друг на друга по дизайну.

Сейчас в моде табличный стиль форматирования сайтов. Наверху - заголовок, слева - меню навигации, справа - текст, внизу - реквизиты автора или владельца. Это модно, но неоригинально.

Вертикальное форматирование - наподобие того, которое применено здесь и вообще везде на сайтах АПЛ - считается устаревшим. Но оно дает больше свободы, и если подойти к делу творчески, то вертикальный сайт можно сделать более оригинальным, чем табличный.

Однако совсем без таблиц все равно не обойтись. Дело в том, что первоначально HTML предназначался не для дизайнерских изысков, а для создания громадных текстов типа энциклопедий. Поэтому он не поддерживает точного позиционирования объектов.

Выйти из положения можно с помощью таблиц. Создать таблицу с нужным количеством рядов и столбцов и нулевой толщиной разделителей (border="0") и разложить по ячейкам рисунки и текст. Ширину ячеек и всей таблицы можно устанавливать принудительно, что дает дополнительные возможности форматирования.

Фонты и фон

Раньше дело было так. Netscape не понимал шрифтов в принципе, а IE обращался с ними совершенно корректно, начиная с самых ранних версий. Но теперь позиции выровнялись, и последние версии NN разбираются со шрифтами не хуже Internet Explorer'a.

Поэтому, если раньше профессионалы рекомендовали не устанавливать в HTML-файле конкретные шрифты, а использовать шрифт по умолчанию, то теперь это значения не имеет.

Но остается другая проблема. На компьютере пользователя может просто не быть шрифтов, которые использованы на вашей странице. В этом случае браузер использует "шрифт по умолчанию". Если браузер правильно настроен, то это окажется шрифт с русскими буквами, и страница будет выглядеть хоть и не совсем так, как вы ее задумали, но во всяком случае читабельно.

Если же "шрифт по умолчанию" - не кириллический, то вместо текста на странице будет сплошная абракадабра.

Чтобы этого избежать, лучше всего не использовать на странице экзотические шрифты. Если вы хотите, чтобы ваша страница на всех компьютерах смотрелась одинаково, то желательно применять только те шрифты, которые входят в стандартную поставку Windows - то есть, Times New Roman, Courier и Arial. А все красоты наводить с помощью графики - например, с помощью той же Xar'ы, которая очень неплохо работает с надписями.

Что касается фона, то его можно раздобыть в Сети, как и любую другую графику. Да хотя бы щелкнуть правой кнопкой мыши на фоне любого красивого сайта и сохранить его у себя. Однако лучше все-таки не использовать такой скопированный фон в натуральном виде, а немного переделать его, дабы прибавить своему сайту индивидуальности. Очень хорошее средство для этого - закладки Image/adjust/color balance и /brigtness-contrast в "Фотошопе". Фон сохраняет свою структуру, но меняет цвет или яркость.

При этом надо помнить, что фон должен быть неконтрастным - иначе на нем будут теряться буквы и у читателя зарябит в глазах.

Еще один хороший способ изготовления фона - взять в любой графической программе красивую текстуру в растровом формате (jpg, gif, bmp) и в "Фотошопе" снизить контраст и повысить яркость. А если вы собираетесь писать светлыми буквами по темному фону - то наоборот, надо снизить яркость и добавить контраст по вкусу. Таким способом из xaraweb'обской текстуры сделаны фоны на www.geocities.com/Paris/Loft/8920 (jupiter, greybak и grayst - кстати, можете взять их себе).

Еще можно поиграть с размерами элементов, поскольку фон - это многократно повторенная маленькая картинка.

Впрочем, существуют фоны двух типов - мозаичные и вертикальные. Фон первого типа представлен, например, здесь, а фон второго типа - на www.chat.ru/~mururoa или на сайте Паладина. Вертикальный фон обычно имеет слева, справа или по обеим сторонам некий вертикальный элемент-украшение - цепочку, лиану, колонну, орнамент и т.п.

Размеры страницы

Профессионалы обычно рекомендуют не злоупотреблять размерами HTML-файлов и если величина страницы превышает примерно 30 килобайт, советуют разбить ее на две, чтобы пользователю не приходилось долго ждать ее загрузки.

Совет, конечно, разумный, но я, например, не всегда ему следую - и вот почему.

Во-первых, скорость связи в сети очень возросла, и хотя у нас в России еще много страых модемов и плохих линий, ориентироваться на них не имеет смысла. К тому же графика подчас занимает на странице гораздо больше места, чем текст, и обладатель медленного модема может просто отключить загрузку графики, чтобы текст загружался быстрее.

Но еще существеннее то, что подчас связь с сервером занимает больше времени, чем собственно загрузка. И если разбить одну большую страницу на несколько маленьких, то вовсе не факт, что это сильно ускорит загрузку. Ведь при подгрузке каждой следующей странички модему придется заново связываться с сервером, ожидать ответа и тому подобное.

Наконец, многие путешественники по сети ради экономии времени и денег не читают страницы в онлайне, а, найдя что-нибудь интересное, сбрасывают эту страницу к себе на диск, чтобы прочитать на досуге, когда не надо платить провайдеру за драгоценные минуты. Когда страницы автоматически сохраняются в кэше браузера - дело одно, но немалую долю сетян составляют посетители интернет-кафе и клубов, которые сбрасывают странички на дискеты. И я знаю по себе, какая это морока - сохранять таким способом текст, разбитый на пятнадцать частей. Уж лучше один раз подождать подольше, пока модем загрузит один большой файл.

Однако есть правило, которое все-таки желательно соблюдать. Первая страница сайта должна быть по возможности компактной и грузиться быстро - чтобы пользователь мог сразу определить, туда ли он попал.

FrontPage в правом нижнем углу рабочего окна указывает, сколько времени будет загружаться эта страница при скорости соединения 28,8 кбит/с. При этом учитывается не только HTML-текст, но и графика.

Рекомендуется, чтобы первая страница сайта грузилась при таком соединении максимум за полминуты, а другие страницы - не дольше минуты. Если же этот показатель превысил 60 секунд - вот тогда действительно пора разбивать страницу на две.

Но кроме размеров страницы на диске есть еще ее размеры на экране. Существуют способы с помощью Java-апплета автоматически подгонять размер страницы под размер экрана, но тут я не советчик.

Мой метод проще. Я сознательно жертвую красотой своей странички при разрешении 640х480 и беру за основу 800х600. Именно 800 пикселов - максимальная ширина таблиц и рисунков на моих страницах. При большем разрешении вид страницы не пострадает, а при меньшем часть таблиц и рисунков может вылезти за экран, но содержание не пострадает опять-таки, потому что страницы у меня не табличные, а вертикальные - а свободный текст автоматически вписывается в границы экрана при любом разрешении.

Другие страницы для начинающих и продолжающих сайтостроителей

Первая Web страница, Секреты веб мастерства, Советы Web-мастера, HomePage Center

продолжение


TopList

Звездная Радуга | Бесконечное интервью | Стихи Капитана Миражей | Рассказы | История Миров
История Земли | Хронограф | НИИЧАВО | Язык Эдо | Чужая Земля | Все, что тебе нужно
Как делаются сайты | Избранное | Зеркало Луны

Генеральный счетчик:

TopList