110 ПИОНЕРОВ АЛЕКСЕЯ ЛУШНИКОВА

27 марта ток-шоу "Пионер" исполняется 2 года. Для телевизионной программы - это большой срок. Редко какой телевизионный проект доживает до такогов возраста, особенно в наше время - существования огромного количества различных ток-шоу. Побеждают лучшие - те кто необычен, кто привлекателен для телеаудитории, кто постоянно ищет новое. Один из главных факторов успеха любой телепрограммы - это личность ведущего. Вернее сам факт наличия в ТВ-ведущем личности...

Алексей Лушников - с первой программы автор и ведущий своего ток-шоу, тележурналист, руководитель телевизионно-издательской группы "Пионер", главный редактор Национального Ежегодника "Синие страницы России", продюсер ряда музыкальных проектов, а совсем недавно, редактор службы информации новой радиостанции "Эхо Петербурга".

- Алексей, с чего все начиналось? Как пришла мысль заняться журналистикой?

- Это был 1987 год... Ладно, время прошло, расскажу... Я учился в ЛВИМУ им. Макарова. Это был ВУЗ морского торгового флота. Моя специальность была -эксплуатация ядерных энергетических судовых установок. "Макаровка" была закрытым ВУЗом. А это означает курсантскую форму, роту и почти военную дисциплину. С дисциплиной, как и с учебой, у меня было весьма плоховато. А в то╣ время во всю формировались различные неформальные движения: металлисты, хиппи, панки... И, поверьте, мне захотелось с ними пообщаться и написать, как мне казалось, аналитический материал об их жизни. Как законопослушный курсант, по своей наивности, я написал письмо в Ленинградское КГБ, с просьбой разрешить мне подобную журналистскую практику. Через месяц меня вызвали в первый отдел. Начальник этого отдела выслушал очень внимательно и сказал, что писать, конечно, можно, но только в двух экземплярах. Наверное месяца два я "косил под дурака", как бы не понимая этой вербовки. Затем меня вызвали к начальнику училища. Им был человек очень уважаемый, профессор Давыдов. Я открываю дверь, за его столом сидит начальник первого отдела, а Давыдов как-то напряженно стоит рядом. "Первый отдел" показывает на меня пальцем и кричит: "Вы кого воспитываете в своем училище - курсантов или предателей Родины?" Естественно, в "Макаровке" я уже вскоре не учился. Так, что все началось с этого крика.

- А что было дальше?

- Много чего... Работал в школе, в комсомоле, в обществе милосердия, в 1989 году был избран депутатом Ленинградского Горсовета, как оказалось в дальнейшем, последнего созыва, немного работал для ООН...

- ... Организации Объединенных Наций?

- Да, я был своего рода внештатным экспертом по межнациональным и этническим конфликтам. В Штатах я не прижился - все время тянуло домой в Питер. Но август 1993-го запомнился. Меня направили на работу в качестве наблюдателя в зону абхазско-грузинских военных действий. Там пришлось увидеть, наверное, все. И минные поля, и воздушные налеты, и ночные перестрелки, и снайперов, а самое страшное - энергетику войны в сознании людей и вездесущее человеческое горе. В мою задачу входило видеосъемка военных действий и сбор свидетельских показаний абхазцев и грузин. Очень много было тогда серьезных переговоров слидерами Абхазии и представителями грузинской стороны. В результате получился увесистый отчет для Департамента общественных связей ООН, а буквально через несколько месяцев Шеварнадзе и Ардзинба впервые встретились в Вене, как главы независимых государств. А дальше был мир, пусть не стабильный, но все же - мир. Приятно чувствовать, что в этом есть "граммулька" и твоей работы. Поверьте, нет ничего страшнее войны. Обо всем этом можно рассказывать часами, но это другая история...

- Я знаю, что проект Национального Ежегодника "Синие страницы" придумали Вы и он был, как-то связан с ООН?

- Совершенно верно. Его идея возникла в Нью-Йорке в Постоянном Представительстве России в ООН. На сегодняшний день три года подряд, ежегодно, издание выходит в свет. Это очень тяжело дается, особенно в ситуации тотального безденежья. Ведь нет ни поддержки государства, ни частных инвесторов... Еще в 1995 году издание признано правительством "социально-значимым _ 1 в России. Были обещаны бюджетные деньги, но на этом все и закончилось. Остался только энтузиазм редакции. За эти годы трижды общались с Президентом России, но громкое слово "секвест" вносит в жизнь свою идеологию.

- Телевидение, издательство, музыкальные проекты - это все группа "Пионер". Вы ее руководитель. И, все-таки, кто Вы больше журналист или бизнесмен?

- Я, действительно, являюсь президентом группы "Пионер". Но в нашем варианте эта должность означает творчество и идеологию. Бизнесом я не занимаюсь. За два года у нас было 110 героев программ, людей очень разных. Объединяло их одно - все они личности, все они первые в своем деле, то есть - пионеры. Нас интересует не их профессиональная деятельность, а их мнение, взгляд на общество, на государство, на личность. Часто их мнения не совпадают или противоречат друг другу, и это хорошо.

- А кто из героев программ произвел на Вас наиболее сильное впечатление? Ведь до съемок существует какое-то неформальное общение.

- Герои программ - это звезды музыки, театра,╣ политики,╣ журналистики, бизнеса. Меня поразила своей человечностью, отсутствием пафоса чета Горбачевых. И Раиса Максимовна и Михаил Сергеевич казались любящей друг друга пожилой парой,╣ скромной и какой-то очень благодушной. Перед съемкой Раиса Максимовна взяла меня под руку и как-то очень по-матерински спросила "на ушко": "Алеша, как ты думаешь Михаилу Сергеевичу лучше сниматься в пиджаке или без него?" Мне не верилось, что еще несколько лет назад от этих людей зависела судьба человечества. Я поразился личности Романа Виктюка, Иосифа Кобзона, Григория Явлинского, Владимира Жириновского, Лаймы Вайкуле... Выделить кого-то трудно. Все герои программы - личности, и общение с ними, безусловно, образовывает. Для меня это и есть тайная и очень важная обратная сторона "Пионера".

- И последний вопрос. Огромное количество проектов, отсутствие времени, вечная гонка... Нужна ли такая работа? Когда жить?

- Работа - это второй по значимости наркотик. Он затягивает и не остановиться. А главное, работа обезболивает невольные страдания, приносимые от наркотика номер 1...

- И что же тогда первый по значимости наркотик?

- Любовь. Только ради нее мы живем и пытаемся что-то делать. Все остальное без любви не имеет смысла. В том числе и работа.

Подготовила материал: Мария Каменир. Журнал "ТЕЛЕВИК", март,98

ПИШИТЕ МНЕ:

bpvideo@comset.net

____________________________________________________________________________________________

ЛИЦО И ЛИКИ ПИОНЕРА

Ток-шоу <Пионер> исполнилось два года. Мы привыкли видеть это название в сетке ТВ-вещания. Известно, что автором и ведущим этой программы с первой передачи является Алексей Лушников. Но не многие знают, что его имя связано с четырьмя издательскими проектами, где он является не только главным редактором, но и автором идеи изданий (что естественно особо ценно). Основные из них - это Национальный Ежегодник <Синие страницы России>, ежегодный Альманах <Влиятельные Люди Города>. Многие знают о шумных концертах отечественных и зарубежных звезд эстрады, проходящих в <Октябрьском> зале, но не многим известно, что заслуга в этом продюсерскому дуэту Алексея Лушникова и его коллеге Татьяне Когут (бывший директор Павла Кашина). И уж, наверное, совсем никому не известно, что с 23 марта начала вещание первая информационная радиостанция <Эхо Петербурга> (91,5 FM), где с 22.00 часов ежедневно по будням выходит часовая информационно-аналитическая программа, где автор и ведущий, опять же, Алексей Лушников. А кроме этого, съемка в главной роли в фильме <Испорченный телефон> сериала <Улицы разбитых фонарей>, работа в области политологии, занятия спортом (бадминтоном), изучение социальной психологии, преподавание в школе телеведущих...

Такая вот разноплановость в одном человеке. Неискушенный читатель воскликнет: <Не может быть!>, и чтобы поставить хоть несколько точек над , мы оказались у Алексея в гостях.

На улице холод. Вечер. Горит камин. Мы пьем чаек и говорим о жизни...

- Когда ты все успеваешь?

- Всего я не успеваю, поэтому приходится выбирать главное. А главное, как известно, сначала надо еще найти.

- И все-таки, что для тебя является основным?

- В работе, наверное, - тележурналистика. Без скатывания к шоуменству. Я хочу, чтобы наши граждане на фоне американской дебилизации не забывали, что у них есть величайшие корни. Это история, культура, традиции, образование, вера, в конце-концов. Средства массовой информации должны понятно для людей открывать человека самому себе. Последние пять лет народ занят поиском пропитания и затем счастливым его потреблением. Телевизионная реклама стала лакмусовой бумагой потребительского общества. И чем массивней интервенция рекламной дебилизации с экрана ТВ, тем труднее нормальному человеку определиться, что в жизни есть главное: то ли заработать больше денег на новую стиральную машину, то ли сходить в театр, то ли пойти на концерт Киркорова, то ли съездить на кладбище навестить ушедших, то ли пойти в клуб, да бы насладиться борьбой женщин в грязи, то ли посидеть дома, может быть, на кухне, с друзьями, что-то вспомнить, поговорить <за жизнь>.

Человеку СМИ должны давать ориентиры. Не учить, не понукать, не заставлять, а просто тихо, в полголоса, рассказывать о нем самом, о человеке, провоцируя только к одному - думать и чувствовать. Мы должны просвещать, давать возможность разобраться в сегодняшнем дне. А здесь уже все - и общество, и политика, и культура, и любовь, и даже постоянно пьяный сосед Петрович. Все здесь. Это наша жизнь. Жить сегодня, сейчас...

Это, наверное, основное в работе, в <Пионере>, как в просветительской программе.

- Ты против женских боев в грязи?

- Я против пошлости, цинизма, бездуховности, безкультурия. Это относится и к этим боям... Хотя, кто-то, вероятно, <фанатеет> от этого, с позволения сказать, <спортивного шоу>. Пусть <это> проходит где-нибудь за городом или на окраинах. Но не на Невском! Не в центре Санкт-Петербурга! Мне кажется, что над классиками русской литературы, русской духовности, воспевавшими Великий город, по-американски богато надругались.

- Говорят, что тебе довелось посмотреть в жизни немало. Рано пришел в политику, еще во времена неформальных движений. Затем попал во власть, став депутатом Ленгорсовета. Был на Абхазско-грузинской войне, наблюдателем от ООН, был еще в каких-то экстремальных ситуациях. Это дает какой-то опыт, закаляет или наоборот рождает депрессию?

- Это образовывает. Работа в высшем законодательном органе Питера - это, действительно, опыт цивилизованной политики, практика в государственном управлении. Война, как раз, отрицательный опыт неумения цивилизованно использовать политические и дипломатические рычаги. Всем этим и еще многим другим занимается политология. Мы просто обязаны прогнозировать и экономическое, и политическое развитие нашего государства.

- И каков прогноз? Что нас ожидает в будущем на предстоящем четырехлетнем выборном марафоне?

- Однозначного прогноза нет. Сегодня ясно одно: политические партии и различные общественно-политические движения за последние годы весьма износились, а если говорить жестче - то просто дискредитировали себя своей удаленностью от интересов обывателя. Вместо политических движений для каждого территориального анклава должна появиться некая общая идея. Для территорий с преимущественным компактным проживанием национальных групп - идея, видится мне, только одна - национально-сепаратистская. Для многонациональных регионов местные выборы могут уйти в лозунг <Без Москвы>.

- Чем это вызвано?

- Прежде всего огромной политической, экономической, нравственной пропастью между Москвой и регионами. А во-вторых, неумением или невозможностью нынешнего политического руководства эффективно управлять территориями. Яркий пример - это Дальневосточный регион. Центр не в состоянии решить театр абсурда взаимоотношений <мэр губернатор>, за которым уже не первый год наблюдает вся страна. И третье, политическая слабость главы государства, которая, в свою очередь, зависит не от одного десятка факторов.

- А может ли на новых президентских выборах к власти прийти сильная личность, которая могла бы помешать развалу России и как нам, избирателям, ее увидеть?

- Теоретически возможно. Практически - это очень трудно. Прежде всего, причастностью этой личности к делам московской политической элиты, а значит, и ангажированностью определенными <интересами> . Если вдруг какой-нибудь политик заявит, что он собирается в случае избрания его Президентом перенести Президентский Дворец из Кремля, скажем, в Тверь или Саратов (не дай бог в Питер!), приглядитесь к нему. Это верный знак сильной личности.

- Почему?

- Если мы говорим об объединении российских земель, о честной работе, о более-менее, нравственной политике, то из Москвы это сделать нельзя. К сожалению, во многом из светлого символа столицы России Москва за последнюю пятилетку превратилась в символ коррупции, <грязной> власти, пустой показухе. Из такого <зазеркалья> Россию не объединить - люди не поверят. Лидер государства должен, хотя бы территориально, отделить себя от этого...

- Ну, если ты так все понимаешь, то сам не желаешь вернуться в политику?

- Что-то мне этот вопрос в последнее время задают слишком часто. Я из политики никуда не уходил. Занимаюсь аналитикой, это так для себя...

- Ну хорошо, назовем это публичной политикой...

- Публичная политика - это программа <Пионер>. Темы: <Кому на Руси жить хорошо?>, <Луч света в темном царстве>, <Цель оправдывает средства?>, <Бедность не порок?> в наше время, несмотря на свою общечеловечность, стали остросоциальными. Мне кажется, что этим можно добиться значительно больше, чем участием в митингах и в партиях.

- Многие говорят о твоих каких-то серьезных контактах с политическим истеблишментом страны. Может, мы увидим тебя скоро в Москве?

- Скажи, после того, что я тебе уже рассказал, я по-твоему похож на человека, уезжающего в Москву?

- Вопрос на вопрос. Ну ладно, как поживают твои питерские проекты?

- Работаем. Очень много всего связано с выпуском Ежегодника <Синие страницы России> за 1998 год, с Альманахом <Влиятельные люди города> (Синие страницы Петербурга), первый номер которого выйдет в свет этой весной. Он рассказывает о более чем 1500 питерских людях известных и влиятельных из всех областей деятельности. Этой же весной собираемся издать первый выпуск антологии ток-шоу <Пионер> - это стенограммы 50 лучших телепрограмм. Несколько дней назад вышел в свет первый выпуск видеокассет <Пионер> на видео>. Готовится к выпуску, тоже на видеокассетах, видеожурнала <Пионеры петербургской экономики>. Готовим несколько музыкальных шоу-проектов. Уже два года действует наше Бюро в Москве, в марте открыли Бюро в Великом Новгороде. Я думаю, что уже этой весной в Питере появятся два наших новых телевизионных проекта. О них пока ничего говорить не буду, чтобы не сглазить. И самое, наверное, главное - мы серьезно решили заняться кинематографом и уже кое-что начали снимать.

- Ну коль сам заговорил о кино, расскажи о своей роли в сериале. Это первая роль?

- Мне повезло. Говорят, редко первая роль оказывается еще и главной. Пригласил меня на роль Кирилл Капица - автор сценария и режиссер фильма <Испорченный телефон> сериала <Улицы разбитых фонарей>. В этом фильме я чувствовал себя очень уютно. Многому учил Капица, и огромную помощь актеру-дебютанту оказало замечательное созвездие актеров-<оперов>: Александр Лыков, Алексей Нилов, Александр Половцев, Сергей Силин, Михаил Трухин.

Моя роль - это романтический жулик, нарушающий закон из-за любви к девушке, которая так же является соучастником грабежей квартир <у богатых>. Моего героя <оперы> ловят, а девушка убегает. Но она тоже любила моего героя. Поэтому предлагает сдаться в обмен на свадьбу во Дворце _ 1 на Английской набережной. Так оно и получилось. Я женился в кино раньше, чем это сделал в жизни. Поэтому ощущаю себя в жизни сейчас весьма двусмысленно.

- А актриса? Кто она?

- Это очень красивая и милая девушка - Люда Курепова. Она профессиональная актриса. Замужем. У нее годовалый сын. Последний ее фильм - <Упырь>.

- Я знаю, что ты подписал контракт с радио <Эхо Петербурга>, став редактором службы информации, и с 23 марта выдаешь в эфир каждый день часовую информационно-аналитическую программу.

- Радио <Эхо Петербурга> - это новая радиостанция, выходящая на частоте 91,5 FM. Впервые в Питере в диапазоне FM появилось голосовое информационное радио, где фактически нет музыки.

Большая часть эфирного времени отдана на ретрансляцию радио <Эхо Москвы>. Ежедневно по будням будет выходить наша информационная программа с одноименным названием <Эхо Петербурга>. Она расскажет об основных новостях дня, в ней будет много аналитики событий, произошедших в Питере и в России, у нас в гостях будут ньюсмейкеры дня, герои дня, много будет новостей культуры и светской жизни. Мне нравится, что все программы идут в прямом эфире - это позволяет оперативно реагировать на все то, что происходит вокруг нас.

- Все работа, да работа, а что в личной жизни?

- В личной жизни есть место для подвига.

- Что это значит? Жениться - это, по твоему, подвиг? Это мнение холостого мужчины?

- Я не хочу это делать плохо, то есть, жениться на год-два. Совместная жизнь, как я понимаю - это подвиг каждый день. Поэтому жду человека, с которым совершать этот ежедневный подвиг нескучно. Это все шутки. Просто я хочу жениться по любви. Ты уж прости за банальность. Поверь, все, что сделано в жизни, не стоит ничего, если нет чувств, нет любви. Я живу ожиданием, предчувствием любви. Именно это движет. А <Пионер>, как и любовь, - это признак весны.

- Двухлетие <Пионера>- это срок для программы, а чем сейчас ты дорожишь более всего?

- Отношением зрителей и отношением коллег. Я хочу сказать спасибо всем, кто вдохновлял и кто критиковал, всем, кто делал программу на разных исторических этапах: Сергей Дудкин, Саша Игудин, Борис Деденев, Кирилл Капица, Валера Костин; это безусловно милые моему сердцу соведущие - Алла Довлатова, Александра Снегова, Игорь Водопьянов и весь творческий, технический, административный персонал. Спасибо всем им большое.

Юля Барбина Февраль 1998