09  1998   ·   pcmagedt@aha.ru

 НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
WWW

Web все-таки мир трехмерный

Линда фон Швебер, Эрик фон Швебер

PC Magazine, Vol, 17, No. 11, 1998, p. 45

Навигация в среде Web в трех измерениях вступает в пору зрелости благодаря появлению новых доступных по цене средств разработки.

Вы загружаете страницу в свой Web-браузер, и на экране появляется характерный рекламный заголовок. Перед вами трехмерная анимация; камера быстро панорамирует бирюзовую морскую гладь и, наконец, мы видим пустынный остров. И вот уже в поле зрения камеры быстро попадает прибрежный дом с пустившимися в пляс над его крышей гитарами, а по небу в это время плывет столь же крупный текст, рекламирующий серию SoundBoard Guitar.

Будь то анимированная картинка в формате GIF или клип в формате QuickTime, анимация повторяется вновь и вновь до тошноты. Но перед нами не линейная анимация; это интерактивная трехмерная Web-анимация в реальном времени, при которой управление навигацией в руках пользователя.

Возвращаясь к приведенному примеру, вообразите, что вы обследуете остров, звуки по мере приближения становятся все громче и громче и вы видите, как в ходе ваших действий изменяется текст и другие картины. Если вы разработчик, то сможете сделать видимыми органы трехмерного управления, вполне доступные для пользователя; при этом кокосы на берегу служат средством для изменения формы и цвета гитар, их легко поворачивать и рассматривать, как они выглядят сбоку и сзади. Такие возможности открывают перед пользователями, а также рекламодателями совершенно новый уровень интерактивности.

Когда-то создание анимированных трехмерных сцен в реальном времени было вотчиной высококлассных программных средств виртуальной реальности, которые стоили тысячи долларов, а для воспроизведения изображений требовалась специализированная аппаратура. Все это изменилось с появлением нового поколения средств по ценам ниже 1000 долл.

ЧТО МЫ ВИДИМ ПРИ ТРЕХМЕРНОМ ОТОБРАЖЕНИИ

Первые изделия для просмотра ресурсов Web в трех измерениях появились в 1995 г. и имели в своей основе язык моделирования виртуальной реальности VRML 1.0. По этому стандарту предусматривалось статическое отображение трехмерных сцен, как они видны с различных направлений, версия же VRML 2.0 расширила возможности, дополнив их анимацией и средствами реагирования на воздействия. В 1997 г. Международная организация стандартизации (ISO) признала VRML 2.0 международным стандартом и переименовала его в VRML97.

Стандарт приобретал зрелость, и Netscape встроила средства VRML в версию Netscape Communicator 4.0, а изготовители собственных средств виртуальной реальности и инструментов моделирования (в том числе фирмы Datapath, Sense8 и Superscape) начали дополнять свои собственные форматы возможностями импорта и экспорта в стандарте VRML. Средства реализации этого стандарта предусмотрены также в браузере Microsoft Internet Explorer 4.0 в форме загружаемого через сеть встраиваемого модуля (средства VRML встроены и в версию этого браузера, распространяемого в виде CD-ROM).

Малоизвестный секрет трехмерной графики состоит в том, что работать с ней легче, чем с двумерной. Чтобы создать реалистичную сцену, не требуется разбираться в особенностях перспективы, освещения или затенения. Когда вы изменяете направление камеры, программы сами переделывают для вас сцену. Но еще важнее то обстоятельство, что в отличие от традиционной анимации возникающие изменения не потребуют от вас повторной перестройки каждого кадра и создания нового файла.

При выборе трехмерной авторской среды важно учитывать платформу предполагаемой аудитории. Все многообразие платформ разделяется (с учетом наличия двух библиотек трехмерной визуализации, рассчитанных на встраиваемые модули Web-браузеров, инструментарий для авторских работ и аппаратные средства графики) на два вида: OpenGL и Direct3D (D3D). OpenGL обеспечивает превосходное качество изображений и очень чувствительна к аппаратному ускорению, хотя многие микросхемы трехмерной графики начального уровня такого ускорения и не создают. D3D строится на основе технологии DirectX фирмы Microsoft и ценой снижения качества воспроизведения обеспечивает программное ускорение визуализации и совместимость с 3D-акселераторами начального уровня.

Сцены, отображаемые с помощью OpenGL, выглядят не так, как при отображении по технологии D3D. Старайтесь выбирать авторский инструментарий из той же библиотеки визуализации, на которую рассчитан встраиваемый модуль браузера предполагаемой аудитории, хотя и в этом случае придется проверить, как ваши сцены воспроизводятся браузерами, действующими как на основе OpenGL, так и D3D.

Для просмотра трехмерных сцен средствами OpenGL предназначена программа Cosmo Player 2.0 фирмы Cosmo Software (варианты, рассчитанные на Internet Explorer и Navigator, можно бесплатно загрузить, обратившись по адресу www.cosmosoftware.com; программа входит в состав Netscape Communicator 4.05). Авторский инструментарий, действующий на платформе OpenGL, содержит программы Cosmo Worlds, RenderSoft VRML Editor и V-Realm Builder.

Что касается D3D, то здесь пригоден браузер WorldView 2.1 фирмы Intervista. (Его версия, рассчитанная на IE 4.0, представлена на CD-ROM и в виде загружаемого встраиваемого модуля, пригодного для работы с IE 4.0 и Communicator 4.x; обращайтесь по адресу www.intervista.com). При авторских работах с помощью программы VRCreator используется платформа D3D; работая с пакетом 3D Webmaster, можно использовать D3D или его собственный формат.

Все эти вопросы, связанные с платформами, будут в ближайшие два года сняты после появления Fahrenheit - основной библиотеки визуализации в системах Windows, создаваемой в рамках объединенного проекта фирм Microsoft и Silicon Graphics. Если ваша разработка ориентирована на перспективу, то нужно учитывать, что результат работы с Fahrenheit будет выглядеть так же, как и при использовании OpenGL. Но следует иметь в виду, что возможностями, предоставляемыми платформой OpenGL, сегодня располагают немногие конечные пользователи, хотя драйверы, рассчитанные на OpenGL, поставляются все большим числом изготовителей графических плат.

ТЕСТИРОВАНИЕ 3D-СРЕДСТВ

Мы прослеживали этапы создания нашей тестовой трехмерной анимации в виде рекламы вымышленной группы SoundBoard четырьмя пакетами, в которых реализован стандарт VRML97, и одним оригинальным изделием для трехмерного воспроизведения в системе Web. Все эти программы позволяют создавать трехмерные сцены в реальном времени, богато насыщенные анимациями и реагирующие на прилагаемые воздействия.

Все пять изделий испытывались на двух системах под управлением Windows 95: на машине с 300-МГц Pentium II, оснащенной 64-Мбайт ОЗУ и графической платой PCI FireGL 1000 Pro от Diamond Multimedia, и на компьютере с 100-МГц Pentium и 32-Мбайт памятью без аппаратного ускорения графики.

Важное различие между рассмотренными здесь пакетами и традиционными средствами анимации составляет размер выходного файла. Файлы по стандарту VRML относительно невелики, что дает при создании трехмерных сцен по данной технологии существенный выигрыш. Наиболее богато деталированные рекламные заголовки мы построили средствами программ Cosmo Worlds и V-Realm, причем обеими осуществлялось сжатие файлов. VRML-файл по программе Cosmo Worlds занимал 24 Кбайт и еще 32 Кбайт приходилось на текстуры, так что загружать требовалось в общей сложности 56 Кбайт. Так как при работе с программами V-Realm или VRCreator в текстурах необходимости не было, предназначенные для загрузки выходные файлы каждой из этих программ занимали по 35 Кбайт. Оценивая нижний предел, отметим, что полнофункциональная анимация в отсутствие сложных объектов или взаимодействий при работе с программой RenderSoft занимает 6 Кбайт. Сравнение этих размеров файлов с теми, которые получаются в случае типичной анимации в формате GIF, даст почувствовать всю привлекательность формата VRML при разработке материалов для Web.

Независимо от того, занимаетесь ли вы разработкой Web-страниц, производством средств мультимедиа или выполняете работу художника в области 3D-отображений, вы оцените замечательную простоту и удивительную комфортность работы с представленными в данном обзоре пакетами трехмерной анимации - Cosmo Worlds 2.0 (рекомендуемая изготовителем цена 999 долл.), Platinum VRCreator 2.0 (рекомендуемая изготовителем цена 120 долл.), RenderSoft VRML Editor 1.65 (рекомендуемая изготовителем цена 15 долл.), 3D Webmaster 5.5 (рекомендуемая изготовителем цена 999 долл.) и V-Realm Builder 2.1 (рекомендуемая изготовителем цена 495 долл.). Следует предостеречь, что существует и ряд характерных ограничений. В какой-то момент вам для решения столь простых задач, как создание "выключателя питания", понадобится частично прибегнуть к программированию, скажем, на языке Java или JavaScript. Отличия "Редакция советует" мы удостоили Cosmo Worlds 2.0 фирмы CosmoSoftware. Эта программа создает ни с чем не сравнимое ощущение виртуального пространства, в котором действуют реальные объекты, только что "поселившиеся" в вашем мониторе.


Редакция советует: Cosmo Worlds 2.0

Представленные в данном обзоре пять изделий позволят вам сразу приступить к созданию интерактивных трехмерных содержательных материалов для Web, которые можно будет ввести в ваши HTML-страницы. Отличия "Редакция советует" удостоена выпускаемая фирмой Cosmo Software новаторская программа Cosmo Worlds 2.0, благодаря которой проектирование в среде VRML, начиная от процесса раскадровки и завершая готовым узлом, становится несложным делом. Программой приятно пользоваться, она не требует досконального понимания принципов VRML97, хотя знание основных положений оказалось полезным. Предоставляемые пакетом Cosmo Worlds 2.0 средства - от чувствительных манипуляторов, рассчитанных на художников, до эффективного интерфейса для программистов - должны удовлетворить все ваши потребности.

Почетного упоминания заслуживает лишь еще одна программа, оказавшаяся пригодной для создания задуманного нами узла SoundBoard. Это V-Realm Builder 2.1 от Ligos Corp., действующая на основе платформы Microsoft Direct 3D. Если вы разбираетесь в стандарте VRML97, то сможете заставить V-Realm Builder 2.1 делать такие трюки, которые трудны или не под силу пакету Cosmo Worlds с его весьма дружественным интерфейсом. Программа предусматривает самые лучшие средства разработки применительно к более доступной в наши дни пользователям платформе D3D.

Если вы пользуетесь машиной класса Pentium без средств ускорения OpenGL, то единственным практическим выбором среди изделий данной группы будет еще одна заслужившая почетного упоминания программа - Platinum VRCreator 2.0. Ее гордость составляет самая лучшая библиотека графических заготовок; кроме того, программа выгодно отличается тем, что создаваемые ею сцены воспроизводятся в том же виде, как они будут выглядеть при работе с программой WorldView 2.1 фирмы Intervista.



Cosmo Software
Cosmo Worlds

В программе Cosmo Worlds 2.0 фирмы Cosmo Software (которая теперь проходит этап отделения от компании Silicon Graphics) воплощается новый вариант стандарта для разработки интерактивных трехмерных сцен в реальном времени для Web. Программа удостоена нашего отличия "Редакция советует" и постоянно восхищала нас своими функциональными средствами, в числе которых объектные манипуляторы под названием DynaControls, удобные приемы группирования и клонирования объектов, методы моделирования с малым числом многоугольников и большие возможности, предоставляемые программистам, т. е. почти все, чего только можно пожелать, работая с программами данного класса.

Хотя Cosmo Worlds (рекомендуемая изготовителем цена 999 долл.) и не удовлетворяет всех потребностей, эта программа идет гораздо дальше любых других существующих средств. Самого большого внимания заслуживает ее гибкость манипулирования трехмерными объектами и инструментарий программирования для реализации анимаций и взаимодействий, который можно отнести к средствам класса рабочих станций.

Замечательные особенности программы достойно отражают ее происхождение. Cosmo Worlds была первоначально разработана в расчете на SGI-платформу, теперь же она стала стабильным Windows-приложением, способным сразу же заставить вас почувствовать, что все средства разработки интерактивных трехмерных миров целиком в ваших руках.

Обширная документация, содержащая детальные пособия и фильмы в формате MPEG, поясняющие каждую функциональную возможность, поможет вам быстро войти в эту весьма богатую среду. Интерфейс и инструментарий действуют почти так же, как и в программах двумерной графики. Инспектор свойств и качеств, выполненный в виде контекстно-зависимой панели, позволяет редактировать такие качества и особенности объектов, как материалы, текстуры, связи, сценарии и уровни детализации, и все это сосредоточено в одном месте.

Одним щелчком вы выводите объект или область на передний план или делаете ее скрытой либо показываете только отобранные объекты. Можете также выбрать режим Snap Targets (точек привязки), и тогда одни объекты смогут по мере их движения в сцене оказываться на поверхности других объектов. Перед нами прекрасный пример тех простых функциональных возможностей, благодаря которым нам так полюбилась среда, предоставляемая программой Cosmo Worlds. Чтобы поместить в нашей сцене гитару на крышу здания, мы просто поместили на крышу одну из точек привязки и щелкнули на изображении гитары.

При редактировании объекта мы смогли, оставаясь в трехмерном окне, пользоваться клавишей пробела для временного переключения режимов и перемещения сцены, что дает возможность рассмотреть объект со всех сторон, не выходя из рамок контекста. Подобные средства манипуляции, давно ставшие обычными в двумерном мире, дают громадный выигрыш в производительности.

Предусматриваемый программой Cosmo Worlds PEP-редактор (point/edge/polygon - точка/ребро/многоугольник) сохраняет компактность файлов. Редактор оптимизирован и в расчете на такие задачи, как прорубание окон, разбиение многоугольников, поворачивание дверей и создание крыш. Символы PEP можно не только перемещать, но и подвергать "выдавливанию", разбивать на несколько объектов и даже интерактивно располагать их и пользоваться ими для создания текстур на каждом многоугольнике. К примеру, инструментом вырезки прямоугольника оказалось удобно "вырубать" на наших тестовых сценах окна и двери.

Другая очень полезная для конструирования функция PEP-редактора - это DynaWheel. В роли разработчика сцен вы можете, например, прикрепить DynaWheel к выбранной вами двери и, взявшись за "ручку" DynaWhell, открыть эту дверь, поворачивая ее как бы на петлях. Когда мы все это проделывали, возникало чрезвычайно интересное ощущение: казалось, что дверь если и не настоящая, то хотя бы игрушечная.

Cредства анимации по ключевым кадрам, предусматриваемые программой, относятся к классу профессиональных и позволяют реализовать более сложные анимации, чем по стандарту VRML97. Анимируя нашу гитару, мы имели полный контроль над всеми свойствами и действиями, включая повороты гитары, ее цвет и размер. Далее мы анимировали кокосы, заставляя их падать с пальмы и становиться органами управления и, для большей естественности, они при этом сплющивались и растягивались. Если вам приходилось заниматься анимацией двумерной растровой или даже двумерной векторной графики, то вы мгновенно и без всякого труда освоите эти средства.

Формирование взаимодействий в VRML-среде напоминает процесс разработки средств мультимедиа. "Прокладывание" маршрутов в программе Cosmo Worlds, т. е. передача действий (например, поворотов) одного объекта другому осуществляется совершенно наглядно и легко. По имеющимся для этого приемам программирования Cosmo Worlds существенно превосходит все остальные изделия, представленные в данном обзоре; нам было просто составлять несложные программы со средствами JavaScript, например программу для создания органа управления, позволяющего изменять отображаемый на экране инструмент.

Меню Extras (дополнительных средств) предусматривает создание и редактирование узлов в стандарте VRML97, осуществляемое в среде обзорного редактора (outline editor), но не графического интерфейса инспектора свойств и качеств или просмотрового окна. Нелегко выполняется редактирование узлов для звука, текста, фона, тумана, столкновения, экструзии, индексированных наборов линий, сенсоров, интерполяторов и ослабления света. Мы, например, создали узел фона, но не смогли выбрать цвет на цветовом диске; пришлось подбирать величины RGB вручную. Из PEP-объекта мы образовали участок местности, для чего разбили этот объект на более мелкие грани и при редактировании передвигали вверх и вниз их вершины, но созданный объект оказался по размерам втрое больше соответствующей координатной сетки.

Не имея в среде Cosmo Worlds средств для наложения цвета на каждую вершину, мы не смогли добиться тех прекрасных цветовых градаций на наших изображениях гор, которые получались при работе с V-Realm. Вместо этого пришлось текстурировать океан и скалы. В результате в наших сценах не удалось добиться ни желаемого визуального эффекта, ни скорости.

Впечатляет степень сжатия программой Cosmo Worlds окончательного файла всего до 24 Кбайт, куда вошли все наши анимации и интерактивные взаимодействия. Еще 32 Кбайт ушло на текстурные файлы, так что в общей сложности объем выгрузки составил 56 Кбайт.

Работая в среде Cosmo Worlds, комфорт почувствуют и художник, и аниматор, и разработчик. Отличная производительность и удобство средств управления, предоставляемые программой на нашей испытательной установке с процессором Pentium II, породили ощущение подвижности, и построение сцен стало увлекательным и захватывающим делом.

Cosmo Worlds 2.0 устанавливает новые взаимоотношения между художником или программистом и трехмерными прикладными программами, выполняемыми на ПК. В распоряжении оказывается мощный и гибкий интерфейс. Хотя кое-какие недостатки и существуют, они, скорее всего, будут восполнены в нужных местах встраиваемыми модулями. Удостоенная отличием "Редакция советует" программа Cosmo Worlds изменит сам ваш подход к графике.

Cosmo Worlds 2.0
Рекомендуемая изготовителем цена: 999 долл.
Требуемые ресурсы: 32-Мбайт ОЗУ (рекомендуется 64 Мбайт), 35 Мбайт на жестком диске, Windows 95 или NT 4.0
Cosmo Software, Mountain View, CA; 888-912-6766; www.cosmosoftware.com
или [409] на узле www.pcmag.com/infolink.

Platinum technology inc.
Platinum VRCreator

Platinum VRCreator 2.0 должна играть роль программы Microsoft PowerPoint в стандарте VRML. С этой целью в ней предусматривается визуальный интерфейс и библиотека "буксируемых" объектов, просто переполненная трехмерными модельными клипами, которые могут служить конструктивными элементами при построении трехмерного мира.

Версия VRCreator 2.0 Personal Edition по существу представляет собой полнофункциональный вариант программы VRCreator Learning Edition (которая часто комплектуется с другими программами и загружается бесплатно). Эта программа ограничивает степень сложности создаваемых сцен. Вариант Personal Edition (129 долл.) имеет в своем составе больше графических заготовок и средства моделирования рекламных листовок и буклетов.

Библиотека программы VRCreator с ее самым обширным среди представленных в данном обзоре набором трехмерных модельных клипов содержит множество разнообразных объектов, включая здания, мебель и городские пейзажи. Возможен предварительный просмотр моделей библиотеки, причем их можно поворачивать и рассматривать со всех сторон. К сожалению, не все объекты выполнены в одном масштабе и не исключено, что перенесенный в здание холодильник высунется сквозь крышу. Но, поскольку VRML, к счастью, независим от разрешения, размеры этого холодильника легко изменить.

Хотя VRCreator и имеет средства для создания гитары в ее простейшей форме, нам все же не удалось придать конструкции достаточно реализма, чтобы между воспроизведенными гитарами были заметны различия. К тому же из-за отсутствия инструментов копирования и встраивания программа не позволяет осуществлять оптимизацию сцен.

Зато благодаря предоставляемой программой VRCreator возможности редактировать группы, элементы групп (примитивы) и вершины (точки) мы создали в нашей сцене побережье, вытягивая вершины, которые становились верхушками песчаных дюн, а погружая их ниже уровня воды, получали узкие заливы. Объекты можно соединять между собой и, совмещая их с сеткой, облегчать размещение этих объектов.

Некоторые виды взаимодействий конструируются программой VRCreator намного легче, чем другими. Можно, например, буксировать на объекты заранее скомпонованные действия типа "щелкни и будет взрыв". Если подготовленные действия и объекты соответствуют вашим намерениям, то вам удастся сделать многое, даже не будучи ни программистом, ни художником.

Однако при создании своих анимаций вы, возможно, столкнетесь с тем, что ограничения программы VRCreator окажутся слишком жесткими, даже несмотря на ее совместимость с такими развитыми функциями, предусмотренными стандартом VRML97, как действия по маршрутам и сценариям. Нам не удалось создать анимацию по ключевым кадрам с одновременным движением нескольких объектов, добиваясь, например, чтобы гитара соскакивала и кружилась по берегу, а вслед ей с пальмы падали кокосы. Пришлось сконструировать дополнительные анимации отдельно для каждого кокоса и приводить их в действие по мере приближения пользователя с помощью датчика близости.

К числу сильных сторон пакета VRCreator надо отнести прилагаемую обширную печатную и оперативную документацию, в которой описаны все функции программы и излагаются вводные сведения о трехмерном отображении и стандарте VRML. Надо обязательно приобретать последнее издание, так как фирма Platinum часто вносит изменения и дополнения.

VRCreator, как и программы V-Realm и Cosmo Worlds, имеет встроенные средства сжатия по методу GZIP. Окончательный файл, образованный программой VRCreator и включающий большинство данных о предписываемых нашим сценарием взаимодействиях, был сжат до 35 Кбайт, причем в текстурном файле необходимости не было, так что 35 Кбайт и есть полный загружаемый объем.

Интерфейс программы прекрасно приспособлен для построения простых развлекательных сцен и дает представление о возможностях VRML применительно к вашему Web-узлу. Если вы только приступаете к освоению средств VRML и в вашем распоряжении низкоскоростная машина без трехмерной акселерации (или только с D3D-акселерацией), то VRCreator вам вполне подойдет. Если же вы занимаетесь созданием высокоспециализированных сцен, то не исключено, что перед вами быстро возникнет потребность перехода на одну из других программ данного обзора, в большей мере соответствующую средствам профессионального уровня.

Platinum VRCreator 2.0
Рекомендуемая изготовителем цена: 129 долл.
Требуемые ресурсы: 16-Мбайт ОЗУ (рекомендуется 32 Мбайт), 130 Мбайт на жестком диске, Windows 95 или NT.
Platinum technology inc., Oakbrook Terrace, IL; 800-442-6861, 630-620-5000; www.platinum.com или [413] на узле www.pcmag.com/infolink.

RenderSoft Software and Web Publishing
RenderSoft VRML Editor

Среди изделий, представленных в данном обзоре, настоящим сюрпризом стала программа RenderSoft VRML Editor 1.65, - упрощенное, но вполне развитое средство выявления возможностей анимации по ключевым кадрам на основе стандарта VRML97. Программа загружается бесплатно или приобретается по официальной цене всего 15 долл. и, занимая менее 2 Мбайт, показывает, что при минимуме средств можно достигнуть исключительно высоких результатов.

Добиться этого удалось благодаря тому, что в программе RenderSoft воплощена лишь часть возможностей стандарта VRML97; она рассчитана только на чтение файлов VRML 1.0 и экспорт файлов VRML 2.0. Это ограничивает пользователя работой с очень простым, но эффективным редактором, действующим по принципу экструзии многоугольников и создания сцены из примитивных объектов.

Если не считать Cosmo Worlds, то RenderSoft выполняет большинство анимационных функций VRML, реализуемых любым из представленных в обзоре продуктов, и поэтому служит прекрасным инструментом для построения сравнительно малоразмерных, но активных сцен. К тому же это единственное встретившееся нам авторское средство на основе платформы OpenGL в классе цен ниже 495 долл.

Интерфейс программы RenderSoft предоставляет единственную инструментальную панель с пиктограммами, посредством которых создаются, располагаются, раскрашиваются и текстурируются базисные формы и источники света. Заметим, что, поскольку при работе с программой RenderSoft ограничивающий прямоугольник вокруг выбранного объекта не наносится, управление размерами, точное размещение и повороты объектов оказываются иногда делом непростым.

аа Все объекты мы создавали с помощью предусматриваемых программой ограниченных по возможностям, но удобных в работе средств моделирования. Редактор экструзий позволил получить интересные, хотя и плоские по форме объекты, из которых мы создали побережье и ветви пальм, а также асимметричную прямоугольную фигуру для здания. Но "прорубать" двери и окна в этой фигуре и даже изменять форму пальмовых ветвей мы уже не могли.

Работать с аниматором по ключевым кадрам оказалось несложно. Инструмент открывает всю сцену, и для анимации любого объекта достаточно просто изменить его и щелкнуть на кнопке записи, имеющейся на панели анимации. Мы осуществляли анимацию положений объектов, их повороты и масштаб; цвет, блеск и прозрачность материалов; текстуры и точку наблюдения (положение камеры), а также положение и цвета источников освещения.

С учетом присущих программе ограничений мы переделали тестовый сценарий, перешли к одноцветному фону и одноцикловой анимации, так что сцены оказались не столь сложными, как при работе с другими пакетами. Создать кнопку или датчик для запуска анимации или управления HTML-кадрами изнутри VRML-сцены мы не могли.

Анимированный рекламный флаговый заголовок развевается в созданной сцене над побережьем группы SoundBoard ровно столько времени, сколько надо, чтобы пользователь успел щелчком на гитаре обратиться к Web-узлу группы SoundBoard, после чего все возвращается к началу и цикл повторяется вновь и вновь. Весь файл занимает всего 6 Кбайт.

Для оценки потенциала стандарта VRML и метода анимации по ключевым кадрам в трех измерениях надо загрузить программу RenderSoft и привести ее в действие. Всего сделать не удастся, но можно создать простую раскадрированную анимацию и выставить ее перед своим боссом или клиентом как трехмерную анимацию в реальном времени для своего Web-узла. Но профессионалам в области разработки материалов для Web понадобятся полнофункциональные средства программ данной группы.

RenderSoft VRML Editor 1.65
Рекомендуемая изготовителем цена: 15 долл.
Требуемые ресурсы: 16-Мбайт ОЗУ, 2 Мбайт на жестком диске, Windows 95
RenderSoft Software and Web Publishing, Singapore; home.pacific.net.sg/~jupboo или [411] на узле
www.pcmag.com/infolink.

Superscape Inc.
3D Webmaster

Единственный продукт среди представленных в данном обзоре, основанный на оригинальном формате, - 3D Webmaster 5.5 фирмы Superscape (рекомендуемая изготовителем цена 999 долл.) - ставит в тупик. В качестве авторского инструмента для построения VRML-сцен он мало пригоден и способен лишь частично удовлетворить особые запросы разработчиков, возможно готовых прибегнуть к оригинальным решениям.

Хотя на рынке 3D Webmaster предлагается как программа для авторских работ, реализующая формат VRML 2.0, в ней нет средств для анимации и организации взаимодействий экспортируемых объектов VRML97. В ходе тестирования удавалось экспортировать из среды VRML97 и импортировать в нее только то, что связано с геометрией, - такие свойства материалов, как цвет, ракурс и свет.

Файлы оригинального формата SVR просматриваются с помощью программы Viscape, реализуемой в виде средства управления на базе ActiveX, рассчитанного на браузер Microsoft IE версии 3.0 и более поздней, и в виде встраиваемого модуля для браузера Netscape Navigator версии 3.0 и более поздней. Немногим лучше, чем с объектами VRML, обстоит дело и с решением авторских задач на основе SVR-файлов. Будучи ограниченной 256 цветами, 3D Webmaster смотрится как авторская мультимедийная программа, датируемая примерно 1993 г.

Анахронизмом надо считать и включенный в состав программы модуль разработки моделей (modeler). Согласно документации, разработчик, применяющий при работе с прозрачными объектами Z-буферизацию, устанавливает порядок нанесения многоугольников и должен устранять перекрытия объектов вручную, т. е. заниматься делом, в лучшем случае утомительным.

Работая с неудобной средой моделирования и убогими средствами импорта объектов VRML 2.0, авторам придется в значительной степени рассчитывать на прямую транспортировку объектов из набора элементов 3D-графики. К сожалению, при выборе текста из этого набора Viscape выдавал сообщения об ошибке. Если вы не собираетесь работать с редакторами форм и звука программы 3D Webmaster, то лучше воспользоваться программой начального уровня Do 3D фирмы Superscape.

Готовый SVR-файл без гитар, текстур и анимации занимал 67 Кбайт, сжатие же файлов невозможно. Если учесть, что наши самые насыщенные VRML-сцены занимали меньше 40 Кбайт, а были там и изысканной формы гитары, и трехмерные горы, и многократные анимации, да еще отражалась интерактивность, то едва ли все это сопоставимо с тем, что способен дать пакет 3D Webmaster.

Сильная сторона программы 3D Webmaster - в ее имитационно-ориентированном управлении динамикой и взаимодействиями объектов в сочетании со средствами отображения силы тяжести, трения, отскоков и даже выявления и реагирования на столкновения, что требует от программиста в среде VRML97 героических усилий. Однако эти функции действуют на покадровой, а не временной основе, и поэтому скорость при анимации зависит от платформы, на которой осуществляется воспроизведение, что совершенно неприемлемо для игр и имитаций. Для пользователей с особыми запросами, работающих с управляемыми просмотровыми платформами, лучше подойдет система виртуальной реальности высокого класса или средства имитации от фирмы Multigen, Prosolvia Clarus или Sense8. Благодаря выводу результатов действия программы 3D Webmaster на Viscape, ее оригинальный браузер, визуализация может осуществляться быстрее, чем в среде VRML. Но объясняется это только тем обстоятельством, что создаваемые программой объекты бывают без обратных сторон или внутренних частей, они обычно выполняются всего в 256 цветах, а освещение всей сцены воспроизводится, как правило, не в реальном времени. В результате создаваемые сцены выглядят плоскими, так как затенение и освещение при вашем перемещении не изменяются.

аа Если нужно строить сцены для старых платформ на процессоре 486, то в этом случае 3D Webmaster - единственное пригодное средство. Для машин класса Pentium гораздо лучше подойдет VRCreator. Что касается средств более высокого класса, то, поскольку Cosmo Worlds предоставляет гораздо более дружественную и более действенную современную среду в рамках принятых стандартов за меньшие деньги, едва ли мы станем рекомендовать 3D Webmaster.

3D Webmaster
Рекомендуемая изготовителем цена: 995 долл.
Требуемые ресурсы: 16-Мбайт ОЗУ (рекомендуется 64 Мбайт), 50 Мбайт на жестком диске, Windows 95 или NT 4.0
Superscape Inc., Santa Clara, CA; 888-899-9266, 408-969-0500; www.superscape.com или [412] на узле www.pcmag.com/infolink.

Ligos Technology
V-Realm Builder

Ligos Technology, дочерняя фирма компании Integrated Data Systems, производит V-Realm Builder 2.1 (рекомендуемая изготовителем цена 495 долл.) - средство визуального программирования с небольшим набором художественных кистей. Благодаря предоставляемым пакетом V-Realm Builder полномасштабным средствам реализации стандарта VRML 1.0 и сжатости получаемых VRML-программ, его версия 1.0 была почти два года назад удостоена отличия "Редакция советует".

Интерфейс программы остался почти без изменений, зато пакет реализует все новые возможности стандарта VRML97, включая анимацию по ключевым кадрам, взаимодействие с пользователем и действия по маршрутам и сценариям. Предусматриваются также ограниченные функционально, но полезные редакторы для работы по координатным сеткам, с индексированными наборами граней и с применением метода экструзии. V-Realm Builder 2.1 имеется в любом профессиональном инструментарии разработки 3D-средств Web. В руках программиста пакет создает хорошую автономную среду разработки. Что касается всех прочих пользователей, то он послужит хорошим дополнением для Cosmo Worlds.

Некоторые редакторы в составе V-Realm уникальны для представленной в данном обзоре группы продуктов. Наибольшего внимания заслуживают средства повершинного наложения цвета на объекты и местности. Именно метод повершинного наложения цвета позволяет придать те прекрасные градации созданной программой V-Realm сцене, где берег сочетается с водой, которые отличают эту программу от пакетов VRCreator и Cosmo Worlds, применяющих одноцветные и текстурированные многоугольники соответственно.

Другая замечательная особенность связана с наличием редактора фона, позволяющего задавать четыре цвета земной поверхности и четыре цвета неба под любым выбранным углом и с автоматическим переходом от одного к другому. Созданные таким методом небо и местности придают сценам, построенным программой V-Realm, исключительную красоту и выразительность. Столь же прекрасно они смотрятся и при работе программы Cosmo Player 2.0, так как и этот продукт, и V-Realm пользуются OpenGL, однако они совершенно иначе выглядят в среде WorldView фирмы Intervista. WorldView действует на основе D3D и придает каждой грани всего один цвет, и поэтому мир выглядит "граненым", т. е. не гладким.

Интерфейс пакета V-Realm Builder старается сопровождать вас на всех этапах процесса создания сцен, причем для этого служат контекстно-чувствительные индикаторы. Серым цветом, например, на нем отмечаются пиктограммы, которые не подходят для принятого вами положения на дереве графа VRML-сцены. При всей полезности этих тонких средств больше всего их оценит пользователь, хорошо разбирающийся в особенностях VRML97. Прилагаемая документация довольно скудная и в основном отсылает читателя к стандарту VRML97. Если вы нуждаетесь в помощи, придется обратиться к источникам, не входящим в комплект V-Realm. Конкретную информацию по оптимизации сцен, создаваемых в среде V-Realm, попытайтесь найти в пособиях VRML 2.0 Sourcebook (John Wiley & Sons) или Teach Yourself VRML2 in 21 days (Sams.net Publishing).

Для конструирования сцен с помощью программы V-Realm Builder необходимо более детальное планирование, чем при работе с другими просмотренными нами изделиями. Некоторое число объектов можно вводить посредством буксирования, но очень скоро мы были вынуждены обратиться к представлению в виде дерева с его многочисленными узлами. Например, чтобы создать объекты, которые бы двигались совместно, нельзя было просто выбрать два объекта и щелчком клавишей мыши на пиктограмме образовать группу, как это делалось в среде Cosmo Worlds. Сначала пришлось ввести в древовидное представление узел преобразования (и знать, что именно так и следует поступать), после чего потребовалось методом вырезания и вставки ввести отдельно каждый объект в полученный из узла преобразования дочерний узел.

Есть недостатки и в деталях. Дом на берегу представлял собой простой ящик, а двери и окна мы "прорубали", работая с входящим в пакет V-Realm редактором индексированного набора граней с весьма ограниченными возможностями; дом на берегу, который мы построили в среде Cosmo Worlds, был более интересен, так как PEP-редактор этой программы позволяет создавать очень эффектные, хорошо деталированные объекты.

Если у вас есть склонность к программированию и вам нравится заниматься переделкой и оптимизацией текста программ, то V-Realm Builder позволит вам быстро и легко создавать прекрасные, эффектные, полностью интерактивные сцены. V-Realm Builder комплектуется отличными программными фрагментами, включая анимированную волну, которой мы пользовались при создании водных просторов, окружающих наш остров. Мы построили волнообразную скульптуру и превратили ее в орган управления "пуск волны" с сенсорным датчиком, применив обработку краткой программой на языке JavaScript. Эта программа действовала как переключатель, включающий и выключающий волну при касании пользователем органов управления.

На тестах производительности пакет V-Realm дал прекрасные результаты. Действительно, только Cosmo Worlds и V-Realm Builder в данном обзоре позволили полностью выполнить наш тестовый сценарий построения интерактивных трехмерных миров для Web.

Окончательный файл, полученный по программе V-Realm и содержащий три дополнительных инструмента, волну и все анимации и взаимодействия, занял всего 35 Кбайт и не потребовал никаких текстур. Этот результат подтверждает эффективность формата VRML97. На странице объемом 35 Кбайт нам не удалось бы поместить рекламный плакат даже в виде неподвижного изображения, не говоря уже об анимированном GIF- или MPEG-файле.

V-Realm Builder 2.1 станет ценным приобретением для любой профессиональной студии, занимающейся созданием трехмерных VRML97-миров. Благодаря средствам повершинного наложения цвета и эффективному способу создания градаций на объектах, а также интерактивному методу формирования фонов, программа восполняет оба пробела в наборе функций пакета Cosmo Worlds. Если вы серьезно решили заняться созданием трехмерных содержательных материалов для Web, то вам понадобится хотя бы одна, если не обе эти программы.

V-Realm Builder 2.1
Рекомендуемая изготовителем цена: 495 долл.
Требуемые ресурсы: 16-Мбайт ОЗУ, 30 Мбайт на жестком диске, Windows 95 или NT.
Ligos Technology, San Francisco; 888-464-8765, 415-437-6137; www.ligos.com или [410] на узле www.pcmag.com/infolink.

©СК Пресс, 1998