Литературный альманах - HOME PAGE Содержание номера



Всеволод НЕКРАСОВ


МОЯ ЛИАНОЗОВСКАЯ ХРОНИКА

59 г. Участвую в "Синтаксисе" (С Холиным и Сапгиром). Еду в Лианозово, гляжу Рабина, и с тех пор я в Лианозове и Долгопрудном лет 7 подряд большинство воскресений.
61. В Лианозово приезжает Сатуновский. Знакомство с ним.
62. Лунгины (и Пинский, если не ошибаюсь) рекомендуют мои стихи чешскому поэту Антонину Броусеку. Знакомлюсь с Броусеком; рекомендую ему стихи Холина, Сапгира, Сатуновского.
64. Броусек публикует мои стихи (переводы) в № 1 "Tvar" ("Лицо") с преисловием, где аккуратно нас всех перечисляет.
65. Аналогичная публикация в парижском журнале "MY".
66. Из Праги приезжает редактор еженедельника "Студент" П. Веверка, я его везу в Лианозово. В "Студенте" появляется солидная по тому времени статья о Лианозово с репродукциями Рабина, Кроповницкой, Немухина, Вечтомова и переводами стихов Холина, Сатуновского, Сапгира и моих.
68. В США выходит антология русской поэзии Г. Андреевой, где поэты Лианозова - только Холин и Сапгир.
71. Читаю стихи в мастерской Стесина и Лама и знакомлюсь с Л. Уйвари. Ей мои стихи нравятся. Как было и с Броусеком, рекомендую ей остальных лианозовских поэтов.
73. Венский журнал "Pestsaule", где в переводе Уйвари лианозовцы Холин, Сапгир, Некрасов + Лен, Бахчанян, Лимонов.
75. Цюрихский Сборник "Свобода есть свобода" (озаглавленный по моим стихам) - расширенная публикация "Pestsaule" + русские оргинальные тексты.
77. Те же + Е. Л. Кропивницкий и Я. А. Сатуновский в "Аполлоне 77" как группа "Конкрет". Сюда же добавил себя Лимонов.
78. М. Гробман публикует в своем "Левиафане" стихи Кроповницкого, Сатуновского, Холина, Сапгира и Вс. Некрасова именно как лианозовцев.
85. Шелковский (выждав 6 лет) публикует в литературном "А-Я" мою подборку стихов с "Объяснительной запиской". Там есть и про лианозовских с цитатами.
86. В клубе "Поэзия" с М. Айзенбергом прикрепили на табах к стенкам работ 20-30 Е. Л. Кропивницкого. Я рассказываю о Лианозове и читаю стихи Е. Л. Кропивницкого, Сатуновского, Соковнина. Наверняка и Холин с Сапгиром - по ходу рассказа. Вероятно, и свои - сейчас не помню (потом мой был отдельный вечер). Принимают прямо-таки с энтузиазмом - особенно, помню, Друк. С удовольствием с ним знакомлюсь.
Но в интервью Н. Искренко "ЛГ" о делах клуба "Поэзия" нет ни упоминания об этом вечере, ни моей фамилии. В клубе же "Поэзия" - никаких об интервью разговоров. Я подождал, поглядел, послушал, плюнул - и больше ни ногой в клуб "Поэзия".
87. Мой вечер в Доме Медиков. Проходит вроде неплохо. Безусловно, без лианозовских пояснений (как и чистопрудных - про Булатова и О. Васильева) пройти не может: уже поскольку я не могу не почесть лианозовские (как и чистопрудные) стихи.
Ноль реакции в печати.
88. Лианозовский Вечер в Перовском Клубе Нового Искусства. Проводят Анна Альчук и Глеб Цвель. Помогают отвозить работы туда-сюда Сергей и Дина Путиловы. Лежат на столах листы - Немухин, Кропивницкие, Мастеркова, Рабин. Масло-темпера стоит по стенкам: те же плюс О. А. Потапова. Всего работ из моей коллекции сотни две, не меньше... Выступают Сапгир со стихами (Холин не пришел), Ломазов (он тогда был секретарь Сапгира) с докладом. Потом читаю я. Народу полно. Слушают неплохо. Помню сейчас среди публики Лунгиных (ушли после Ломазова: "Поздно уже". Я согласился.), Сидур Юлию Львовну, Бакштейна с Наховой - но вообще знакомых было много. Незнакомых - тем более. В прессе нигде ни звука.
Юбилей Сапгира в ВТО. Рейн объявляет главными поэтами Бродского, Чухонцева, Кушнера и Сапгира - сам подразумеваясь. "Остальные да-а-алеко отстали..." Сапгир раскланивается и сияет. Из зала ему записка (не моя): а кто были ваши учителя? Сапгир называет Альвинга, так и не произнес ни лишних имен ни наименований. Никакого там Лианозово. С чем я Сапгира и поздравил в антракте, найдя его в компании ближайших друзей. (Ровно через 10 лет в Третьяковке на Крымском на открытии Лианозовской выставки Глезера я поздравлю Сапгира с тем, что тут он Е. Л. Кропивницкого и Лианозово все-таки вспомнил. Сапгир метко парирует: "Так, как ты, Сева, выступать надо в Сумасшедшем Доме..." В Сумасшедшем Доме бывать не приходилось, а вот в Лианозово, расскажи тогда кто Сапгиру про Сапгира в ВТО 88, обиделся бы Сапгир. И сильно.)
89. (Год помню не точно.) Вечер в МГУ. Устраивал Друк - во всяком случае, устроено не без его участия. Сапгир и я читаем стихи отчасти свои, но в основном Е. Л. Кропивницкого, Сатуновского, и я - Соковнина. Заводим записи. Естественно, рассказываем про Лианозово и Долгопрудный. Вечер далеко не того ранга, что у метафористов-иронистов, вообще клуба "Поэзия" - не та информация, не то помещение - репетиционная театра МГУ на Моховой. Помещение не сказать большое, но не пустое. Встает дама и объявляет: помещение требуется по назначению - для репетиции "Бедного Сосо Джугашвили" Коркия. Вечер прекращается без каких либо последствий в печати, хотя вообще театр МГУ у печати этой под постоянным наблюдением.
Странная статья про Лианозово под подписью "М. Марин" в "Искусстве". Странным образом перепутана вся история и сведения о Лианозово. Пишу письмо в "Искусство", где излагаю все более или менее толком и по порядку. Письмо попадает по адресу не сразу, но так или иначе остается без ответа.
90. Случайно встречаюсь с редактором "Искусства" Бодэ нос к носу на нейтральной территории. Спрашиваю про письмо, но ясного ответа добиться не удается.
Олег Кулик устраивает "Логику парадокса" в Клубе Молодежи на Фрунзенском - здоровенную выставку, куда берет и кое-что у меня - в том числе отличного, хоть и небольшого - Рабина - и устраивает, спасибо ему, на этой выставке мой вечер. Проходит вечер вроде неплохо. На нем, между прочим, выступает Эрик Булатов - с блеском, как всегда. И нигде потом ни звука; фамилий - ни Рабина, ни Булатова, ни моей.
В Новосибирской городской картинной галерее профессор Новосибирского пединститута Ю. Н. Чумаков и директор галереи О. В. Назанский устраивают серьезное мероприятие - выставку работ из моей коллекции и программу "ЛИАНОЗОВО" с несколькими моими лекциями, чтением и прослушиванием записей - отнюдь, правда, не только лианозовских. Например, также Рубинштейна, Пригова, Сухотина, Кибирова, Левина, Ахметьева, Строчкова. А работы - около 150 листов лианозовцев Булатова, Васильева, Аксиньина - довольно многих. Примерно это же собрание, через 2 года поедет в Бохум и Бремен. Слово "ЛИАНОЗОВО" тут - уже как обющая марка искусства нонконформизма. По следам выставки выходит новосибирский альманах "Мангазея" с моим рассказом про Лианозово и статьей "Как было дело с концептуализмом".
91. В Литмузее на Петровке "Лианозово- Москва": программа чтений Холина, Сапгира, Некрасова, записи Е. Л. Кропивницкого и Сатуновского, рассказы о Лианозово и три выставки подряд под общим названием (в основе - новосибирская экспозиция). В т. ч. первая персональная выставка Рабина (и в Москве - до сих пор единственная). В сборник "Другое искусство" Алпатова берет у меня все лианозовское, - вообще все написанное о художниках - и сюрпризом выбрасывает в последний момент самое важное - "Обязанность знать" и письмо в "Искусство"...
Странное выступление Нечипоренко в "Литературных Новостях". Пишу письмо в эти "Новости". С письмом странности.
Симпозиум в Литературном Институте. Вследствие чего - статья Малухина в "Известиях", и мое письмо в "Известия" в защиту небрежно обхамленного в них Холина. Молчок. Звоню в "Известия". Некто Люба спрашивает меня: что с письмом делать? Письмо потом печатает "Литобоз". Вся история - в "Пакете"
Мой вечер в Доме Учителя. Без Лианозова обойтись не мог все по тем же причинам. И все тот же результат в печати.
Кажется, перед тем, (год не помню) - совместный с А. Величанским вечер в Политехническом. Результат все тот же.
Зачитываю письмо в "Литновости" на конференции РГГУ.
Зачитываю его на странном вечере "Синтаксиса" в "Иностранке". В "Русской мысли" на странный вечер странный отклик. Письмо в "Литновости" уже с откликом и на отклик даю для "Стрельца" молодому человеку, представившемуся человеком Глезера. Спустя какое-то время якобы от имени Глезера письмо человек возвращает. Глезер сейчас говорит, что ничего не знал. Выходит мой сборник напечатанного в "тамиздате" ("Справка") с "Объяснительной запиской" из "А-Я" и автобиографией. Там и там, естественно, не обходится баз Лианозова и лианозовцев.
92. Литмузей. Программа "Лианозово - Москва - далее - ".
Немецкое "LIANOSOWO". Лианозовская программа в Германии (выставка в Бохуме практически повторяет Новосибирскую). Вторая выставка - в Бремене. Сб-к "Lianosowo" с аудиокассетой пятерых - Кропивницкий, Сатуновский, Холин, Сапгир, Некрасов. Мы трое едем читать в 9 городах. В прессе до 20 откликов. (Все это, кстати, не без моей подачи: после "Культурпаласта" - аналогичного сборника и программы 89 г. с Монастырским, Рубинштейном, Приговым, Шварц, Кривулиным и Вс. Некрасовым - я неустанно агитировал Хенсген и Витте за Лианозово, и единственный, кто попал в оба сборника - я. Выходит № 3-4 "Литературного обозрения", где (благодаря Г. В. Зыковой) - мое прошлогоднее письмо в "Известия" в защиту Холина.
93. Е. Н. Пенскую, инициатора и организатора лианозовских выставок-программ в литмузее, вынуждают оттуда уйти.
В СПбурге выставка Рабина и В. Кропивницкой.
94. Нашелся порядочный человек - Т. Г. Михайловская - и напечатала сотню лианозовских страниц в № 5 НЛО. В том числе мои старые стихи и самые важные статьи: "Обязанность знать", "Андерграунд" и письмо в "Иск-во" - все по Лианозову, выкинутое И. Алпатовой из "Другого Искусства", и интервью с Е. Н. Пенской. Презантация номера в музее Андрея Белого. Присутствуют, между прочим, А. Зорин и тогдашний культколумнист "Сегодня" Немзер.
По телевизору про Лианозово рассказывают Сапгир и Холин. Без моей фамилии. Ведущие - Вознесенский и Кедров.
95. Холин, Сапгир и я едем в Люксембургскую галерею Симончини с выступлениями. Инициатива Сапгира.
Холин дает интервью Татьяне Рассказовой в газете "Сегодня". В интервью множество имен, но моего нету.
96. "Пакет". С кучей в том числе лианозовского. Сапгир публикует в "Цирк "Олимп"е мою подборку из "Самиздата века" со своим предисловием насчет в т. ч. и моего якобы "гипертрофированного самолюбия". Я пишу туда письмо на его имя. "Цирк "Олимп" письмо публикует.
97. Лианозовская программа А. Д. Глезера стартует вечером в Политехе. Ведущая дама объявляет: уложимся в одно отделение.
98. Лианозовский номер "Стрельца" со злосчастным письмом в "Литновости". Лианозовская программа А. Д. Глезера в ЦДЛ и выставка на Крымском Валу. Моя лианозовская статья в "Пушкине". Удивительнвая про меня фраза в каталоге выставки: был близок к лианозовской группе.
Что бы это значило, и чья бы такая фраза? Интересно.





© Литературное агенство "ОКО", 1999.
© "Майские чтения", 1999.
E-mail: may_almanac@chat.ru
Web-master: webmaster@waha.chat.ru
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
HOME PAGE