В соответствии с проектом Федерального государственного образовательного стандарта [1], "основная цель школьного курса информатики - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль понятий информации, информационных процессов в формировании современной научной картины мира, значение информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования ЭВМ..." При этом должны решаться три основные задачи:
В результате анализа проектов Федерального государственного образовательного стандарта [1-3], проекта Московского образовательного стандарта и программ вступительных экзаменов высших учебных заведений [4, 5] в курсе ИиИТ было условно выделено три направления:
С учетом существующей структуры школьного образования программа делится на две ступени. Первая, базовая (VII-IX классы), обеспечивает, с одной стороны, получение учащимися представления о возможностях компьютера и навыков его практического применения при работе с текстами и изображениями и обработке больших массивов данных (линия II.b). С другой стороны, на этой ступени формируются начальные представления об информации, ее кодировании, хранении, обработке и передаче (линия I); об основах устройства компьютера (линия II.a); Школьник приобретают также и навыки составления простейших алгоритмов (линия III.c).
Следует заметить, что на этой ступени предполагается, в первую очередь, неформальное ознакомление учащихся с различными аспектами информатики: учащийся должен узнать, когда и зачем может понадобиться, например, текстовый процессор, а не заучивать набор команд конкретной программы; научиться формализовать инструкции для исполнителя, а не "выучить" язык программирования; понять, что компьютер обрабатывает любую информацию, закодированную в виде нулей и единиц, но не запоминать те или иные форматы представления данных.
Более глубокое (и более строгое) рассмотрение отдельных разделов курса - задача второй ступени (X-XI классы). При этом, в зависимости от интересов, уровня подготовки и профессиональной направленности учащихся выбирается направление специализации (например, программирование, системы управления базами данных, издательские системы, телекоммуникации и т. п.) .
Для полноценного использования компьютера безусловно необходимым является навык работы с клавиатурой (для "квалифицированного пользователя" - набор текста "вслепую" со скоростью 150-180 знаков в минуту). По данным как зарубежных, так и отечественных исследователей [7], для достижения такого результата необходимо 12-14 занятий (по 1 часу не реже раза в неделю). Поскольку выделение такого числа занятий в настоящее время невозможно, принято компромиссное решение - сделать занятия с клавиатурным тренажером составным элементом практических занятий в VII-VIII классах (10-14 минут, перед выполнением основной практической работы), не выделяя их, таким образом, в отдельную тему. В X-XI классах (при гуманитарной направленности) работа с клавиатурным тренажером также является элементом практических занятий.
Программа рассчитана на регулярное использование вычислительной техники. Предусматривается, что практические занятия составляют приблизительно 1/2 общего числа уроков (в 11 классе технической направленности - около 70%).
Изучение прикладного программного обеспечения ведется на базе интегрированного пакета ClarisWorks 2.1, содержащего все необходимые виды прикладных программ (включая объектный и растровый графические редакторы), не предъявляющего высоких требований к аппаратуре (как по быстродействию, так и по объему памяти), простого в изучении и работе. Единственное исключение - тема "Телекоммуникации", при изучении которой используется пакет FirstClass, использующий стандартный интерфейс Macintosh и ра ак через модем, так и в локальной сети AppleTalk. В результате каждый учащийся получает возможность поработать (на уроках!) с реальной программой BBS. При ознакомлении с World Wide Web и языком гипертекстовой разметки текста HTML используется программа Netscape Navigator.
В качестве языка начального обучения программированию выбран язык Лого (локализованная версия среды MicroWorlds - ЛогоМиры). Он полностью удовлетворяет требованиям к начальному языку [6] и имеет следующие преимущества:
В X-XI классах для обучения программированию используется язык Паскаль. Это обусловлено следующим: во-первых, Паскаль четко отражает принципы структурного программирования, программа на Паскале легко читается человеком, для понимания алгоритма не требуется каких-либо других его представлений (однако, это не означает отказ от "проговаривания" алгоритма, а в отдельных случаях, и его схематического представления), кроме того, Паскаль - один из наиболее распространенных в настоящее время языков, он обеспечивает легкий переход к другим процедурным языкам программирования (в частности, Си). Среда программирования Think Pascal имеет достаточно удобный текстовый редактор, выполняющий автоматическое форматирование текста программы и выделение резервированных слов языка, а также мощную систему диагностики, включающую чрезвычайно полезную при обучении функцию - синтаксический контроль непосредственно при наборе строки.
Для изучения раздела "Офисные технологии" используются программы MS Word for Macintosh 5.1, MS Excel 4.0 и FileMaker Pro 2. Выбор именно этих (старых) версий программного обеспечения связан с использованием в процессе обучения устаревших моделей компьютеров.
Основной программой при изучении темы "Настольные издательские системы (DTP)" является наиболее широко использующаяся в системах на базе Macintosh программа верстки QuarkXPress. При изучении процесса подготовки иллюстраций могут быть использованы (демонстрационно) Adobe Photoshop (растровая графика), Adobe Illustrator или Aldus FreeHand (объектная графика) и т. п.
Список аппаратуры и программного обеспечения, на использование которых ориентирована программа приведен в приложении.