Информатика и информационные технологии

Тематическое планирование

VII - VIII классы (1 час в неделю = 34 часа в год = 68 часов)
IX класс (2 часа в неделю = 68 часов, Итого 136 часов)

  1. VII класс

  2. Введение (6 часов)

    Место информатики в научном мировоззрении. Что изучается в школьном курсе "Информатика и информационные технологии". Понятие информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации. Сигнал как носитель информации. Язык как способ представления информации. Алфавит. Компьютер как инструмент для работы с информацией. Основные устройства компьютера (устройства ввода/вывода, память, процессор), их функции и взаимосвязь.
    Знакомство с персональным компьютером. Правила работы в компьютерном классе. Правила пользования ПК. Включение и выключение компьютера. Запуск программ. Система меню. Работа с мышью и клавиатурой. Клавиатурный тренажер.

    Контрольная работа - 1 час.

  3. Что может компьютер

    1. Компьютер рисует (6 часов)

      Монитор. Как формируется изображение на экране. Кодирование информации в компьютере. Представление штрихового и полутонового изображения. Единицы количества информации. Растровая и векторная графика. Принтер и сканер. [Представление звука в компьютере].
      Графические редакторы. Инструменты. Палитры. Команды меню: "Новый", "Открыть", "Сохранить", "Дублировать". Особенности растровых и векторных графических редакторов.

      Контрольная работа - 1 час.

    2. Компьютер дает справку ;(7 часов)

      Моделирование. Информационные модели. Информационные структуры: деревья, сети, отношения. База данных. Структура табличной БД: файл, запись, поле. Типы величин.
      Хранение информации. Устройства массовой памяти: накопитель на жестком магнитном диске, накопитель на гибком магнитном диске, CD-ROM. Их особенности.
      Работа с табличной БД: поиск информации, редактирование, сортировка. Создание БД. [Справочники, словари, гипертекст].

      Контрольная работа - 1 час.

    3. Компьютер считает (7 часов)

      Электронная таблица, назначение. Структура электронной таблицы (строка, столбец, ячейка, блок ячеек). Автоматические вычисления. Формулы. Правила записи выражений на компьютере. Стандартные функции. Деловая графика (линейные, столбчатые, круговые диаграммы).
      Работа с электронной таблицей: создание, редактирование, ввод и редактирование формул, заполнение строки (столбца) значением (формулой). Построение диаграмм.

      Контрольная работа - 1 час.

      Резерв - 4 часа.

      VIII класс

      Повторение (1 час)

    4. Компьютер - исполнитель (Введение) (6 часов)

      Исполнитель. Система команд исполнителя. Компьютер как исполнитель (на примере графического редактора, СУБД и электронной таблицы). Понятие об алгоритме.
      Вычисления в электронной таблице с использованием функций. Условная функция. [Логические операции]

      Контрольная работа - 1 час.

    5. Компьютер и текст. Часть 1 (5 часов)

      Текстовый процессор, его назначение и преимущества.
      Представление информации в компьютере. Количество информации в тексте. Работа с текстовым редактором. Набор текста. Точка вставки. Шрифт, размер, начертание. Редактирование: выделение, вырезка, копирование, вставка. Форматирование. Проверка орфографии.

      Контрольная работа - 1 час.

    6. Компьютер и текст. Часть 2 (6 часов)

      Методы сжатия информации.
      Правила оформления печатных работ. Документы личного характера (заявление, расписка, доверенность). Служебные документы (письмо, справка, приказ, протокол, докладная записка, договор).

      Контрольная работа - 1 час.

    7. Компьютер - связист (8 часов)

      Компьютерные телекоммуникации. Локальные и глобальные сети. Каналы связи. Модемы и факс-модемы. Скорость передачи информации. Сжатие, коррекция ошибок. Internet. Электронная почта, доски объявлений, телеконференции.
      Работа пользователя BBS с использованием пакета FirstClass.

      Контрольная работа - 1 час.

      Резерв - 4 часа.

    IX класс

  4. Основы алгоритмизации и программирования

    1. "Черепашка" (2 часа)

      Начальное представление о самоуправляющихся системах. "Черепашка" - модель самоуправляющейся системы. Команды черепашьей графики: ВП, НД, ЛВ, ПР, ПО, ПП, СГ, СОТРИ, ДОМОЙ, НЦ, КРАСЬ.
      Среда ЛогоМиры. Запуск. Палитра инструментов. Инструменты "Форма" и "Редактор фона". Командное окно. Непосредственное исполнение команд. Инструмент "Кнопка".

    2. Алгоритм и программа (4 часа)

      Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Программа - "машинная" запись алгоритма. Алгоритмы линейной структуры.
      Простейшие процедуры. Инструменты "черепашка" и "лист программ".
      Вспомогательные алгоритмы.

      Контрольная работа - 1 час.

    3. Цикл (4 часа)

      Повторение действий в алгоритме. Цикл. Команда ПОВТОРИ. Как составлять программы с использованием цикла.
      Составление процедур с использованием команд ВСЕГДА и ПОВТОРИ.

    4. Процедура с переменным параметром(4 часа)

      Понятие переменной. Процедура с переменным параметром. Использование процедур с переменным параметром.

      Контрольная работа - 1 час.

    5. Переменная. Присваивание (6 часов)

      Характеристики переменной: имя и значение. Присваивание. Команда ПУСТЬ. Запись математических выражений в Лого.
      Составление программ, использующих команду ПУСТЬ. Накопление суммы и произведения.

      Контрольная работа - 1 час.

    6. Диалог (2 часа)

      Взаимодействие человека и компьютера. Операции ввода и вывода. Команды ПИШИ, СООБЩИ, СПРОСИ. Датчик ОТВЕТ.
      Текстовое окно. Инструмент "текст". Сигнальное окно. Диалоговое окно. Организация диалога.

    7. Ветвление (6 часов)

      Обратная связь. Датчик. Датчики в среде ЛогоМиры. Ветвление. Команды ЕСЛИ, ЕСЛИ_ИНАЧЕ. "Программирование" цвета. Процедуры, использующие условные команды и различные виды датчиков.

      Контрольная работа - 1 час.

    8. Компьютерное моделирование (4 часа)

      Математические модели. Этапы модельного исследования. Формальная постановка задачи. Переход к информационной модели. Анализ результатов.

    9. Разработка индивидуального проекта в среде "ЛогоМиры" (10 часов)

  5. Представление информации

    1. Язык как способ представления информации (2 часа)

      Повторение: понятие информации, информационные процессы.
      Язык как способ представления информации. Естественные и искусственные языки. Примеры формальных языков.

    2. Двоичное кодирование информации в компьютере (9 часов)

      Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления [Другие позиционные системы счисления]. Преобразование чисел из одной системы счисления в другую.
      Двоичное кодирование дискретной информации.
      Способы кодирования графической, звуковой и т. п. информации.

      Контрольная работа - 1 час

  6. История вычислительной техники и перспективы ее развития. Практическое применение компьютеров* (4 часа)

    Резерв - 6 часов.


[Программа - оглавление]

[Michael's HomePage] [Мак в школе][FAQ по Макинтошам]
[Письмо Михаилу Крекину]

Made with Macintosh