corner.jpg (2707 bytes)

Биолокационный поиск:

теория, практика и результаты.

Горы, люди, пещеры... Наверняка кто-то и когда-то задавал себе вопрос: ⌠Что же связывает эти три понятия?■. Однако в большинстве случаев ответ очевиден: люди идут в горы и исследуют пещеры, открывая каждый раз для себя что-то новое. Этот процесс обычно идет по следующему сценарию: пришел, увидел и, победив себя, спустился в темную бездну. Но время, когда найденное в земле отверстие пяти метров в диаметре можно было считать еще никем не исследованным, давно прошло. А ведь работа по прохождению и документированию абсолютно новой пещеры - это одна из основных задач спелеолога.

Найти же такую пещеру дело нелегкое. Наглядным примером является Крым с его богатым разнообразием карстовых форм. Можно сказать, что все доступное с поверхности давно открыто. Необходимо копать и разбирать каменные завалы. Но прежде нужно найти правильное место, имеющее определенную перспективу. При этом можно слепо прочесывать лесные массивы на горных плато, а можно использовать так называемый метод биолокации, то есть искать с помощью рамок. Этот метод основан на взаимосвязи человека с подземными полостями, возникшими в результате карстовых процессов. ⌠Научными приборами■ являются два куска медной или алюминиевой проволоки.

Впервые я познакомился с рамками еще в августе 1994 года а Ай-Петринской яйле Крымских гор во время работы на одной из будущих пещер. По своей сути рамки реагируют на пустоты в толще карстующихся пород и своим вращением передают определенную информацию.

Первоначально для поиска необходима крупномасштабная карта местности. Сначала отслеживаются все пустоты, на которые среагируют рамки поворотом в направлении тела человека. Таким образом можно ⌠поймать■ крупный разлом, который отличается от других полостей особым реагированием рамок и существенной протяженностью и отметить его на карте. Аналогично ⌠ловится■ другой разлом и накладывается на первый. Нехитрыми расчетами вычисляется место пересечения и предполагаемый вход в полость. Именно таким методом я искал пещеры в западной части Ай-Петринского плато. Там я обнаружил небольшой глыбовый навал у борта карстовой воронки. С помощью рамок решил ⌠прозвонить■, то есть определись глубину пещеры, ее размеры и толщину каменной пробки. Оказалось пять метров до начала колодца двадцати метровой глубины. Но в одиночку раскопать такое не под силу, пришлось оставить идею добраться до входа до лучших времен.

Другие мои успехи в поиске не были особо выдающимися, но все же более продуктивными: в виде нескольких небольших колодцев. Однако людей, использующих рамки для поиска пещер, можно пересчитать по пальцам на одной руке, да и сама биолокация почти всегда встречает глубокий скептицизм в современных спелеологических кругах. Но не смотря на это, в моей голове всегда присутствовала идея о поиске пещер с помощью рамок где нибудь на Кавказе, где сам никогда не был.

И вот в ноябре 1997 года судьба привела меня на Западный Кавказ, а точнее в район Воронцовского хребта и в одноименные пещеры. В эту поездку собралась хорошая команда под руководством Дмитрия Корочкина, одного из лидеров спелеологов из МТК ⌠Перово■. Солидную поддержку снаряжение мы получили от магазина ⌠СпортИндустрия-Д■.

Посещая повсеместно известные пещеры, мы вдоволь нагуливались по окрестным склонам. Естественно я всегда носил с собой рамки, и результат не пришлось долго ждать. Чуть ниже вершины одного из холмов я обнаружил углубление в земле. Достал рамки, ⌠пощупал■, оказалось около пятнадцати метров. Однако раcкоп входа пришлось бросить по причине нереальности этого процесса, так как дырочка, ведущая вниз, оказалась всего десять сантиметров в диаметре. Но я не сдавался, я был уверен, что ⌠дыры■ здесь есть и их много. Об этом мне поведали рамки. И я не ошибся.

Небольшой группой мы искали вход в известную пещеру на одном из склонов. Все рассредоточились по разным направлениям. Я, как обычно, иду, держа перед собой рамки, и поражаюсь потоком информации о том, что находится у меня под ногами. И тут аномально сработали рамки, и мое внимание привлекла едва заметная ямка в земле, покрытая опавшими листьями. Не доходя двадцати метров, я уже понял, что это она. С помощью рамок мысленно очерчиваю контуры входа и понимаю, что прослойка между поверхностью и пустотой всего около метра. Затем отслеживаю направление основного хода. Беру в руки первую попавшуюся под руку палку и начинаю ⌠грызть землю■. Мимо проходят мои товарищи. У некоторых из них на лице можно прочитать: ⌠Ну и ерундой же ты занимаешься! Все равно ничего не получится!■ Но после часа работы результатом усталости и разбитых рук была дыра в земле - щель, ведущая в колодец, из которой хорошо дуло. Вечером, рассказав в лагере о своей находке, я как и ожидал, получил от Димы поддержку в первопрохождении. На утро завснар не скупился, выдавая снаряжение для штурма.

О снаряжении хотелось бы поведать отдельно. В этой экспедиции мы использовали отечественную статическую веревку производства Калининградской фабрики. По мимо неплохой статичности ( мокрая веревка тянется процентов на шесть), приятно удивила сохранившаяся после нескольких циклов намокания - высыхания и сильного загрязнения гибкость ( веревка не ⌠задубела■). Особое спокойствие вселяет то, что на кусках по 50 метров гарантировано отсутствуют сплесени в сердцевине и в оплетке. Вторым ⌠хитом■ Воронцовской экспедиции были зажимы фирмы KONG s.p.a. .Эти зажимы за счет формы и размеров кулачка уверенно ⌠хватали■ даже сильно заглиненную веревку, что облегчило посещение известных пещер и наше первопрохождение.

Собравшись пораньше на следующий день, мы вооружившись помимо обычного спелеологического снаряжения топором и палкой, отправились на ⌠раскоп■. Копая попеременно топором и палкой, нам удалось за полчаса расширить отверстие в земле до состояния пролезания. Навесив за два соседних дерева веревку, спустились вниз метров на пятнадцать. Дальше нас ожидал завал, в который стекал маленький ручеек, и горизонтальная щель рядом с ним. Протиснувшись по щели метров на десять, мы оказались на краю колодца. Пока я ходил на поверхность за вторым куском веревки, Дима скальным молотком расширил щель и забил два крюка для навески. Навесив за них веревку он первым начинает спуск. Вот его рассказ об этом : ⌠Спускаюсь, колодец становится шире. Проехав метров десять, замечаю перемычку. Обработав ее края молотком, делаю за нее перестежку и благополучно добираюсь до дна колодца. Кричу - ⌠Свободно!■. Пока спускается Влад быстро осматриваюсь: слева щель, справа стенка высотой метра четыре. Перелезаю через нее и попадаю примерно на такое же дно колодца с щелью у пола. Кричу Владу, чтобы он спускался ко мне, закачнувшись за стенку.■ Ну вот и я на дне. Немного расширив щель молотком, пролезаю в нее и попадаю туда, куда Дима спустился по веревке. Он перелезает стенку обратно. Не выпуская молотка из рук, протискиваюсь в щель , которая слева. Пришлось немного помять ребра и порвать комбинезон, но уже через пять минут говорю Диме, что пролез, и дальше идет небольшой зальчик. Разбираю завал в щели со своей стороны, Дима со своей. И вот он свободно пролезает ко мне. Ход за зальчиком продолжается двумя узкими меандрами и восходящим притоком. Но ими, посмотрев на часы, мы решили заняться в другой раз, взяв молоток потяжелее. На поверхность выходим делая топосъемку. У входа нас встречает Андрей Кривошеин, помогая преодолеть входную узость. Пока собираем снаряжение, он рассказывает, что ожидая нас, он от скуки походил с рамками и у него то же что-то получилось. Это вполне возможно, так как ничего сверхъестественного в этом нет.

По результатам топосъемки ⌠Аленушка■ ( так названа новая пещера) имеет глубину 50 метров и суммарную протяженность ходов 80 метров.

Вот так для меня закончился очередной этап поисковой работы, начатый где-то в сердце Крымских гор. Но это только начало, и кто знает сколько еще нового можно открыть обычными рамками. Ведь в действительности это просто взаимосвязь в системе: горы, люди, пещеры ... Ну и добавьте ко всему этому рамки.