Предыдущий ] Главная ] Оглавление ]


Российское аналитическое обозрение #6, 1997

Какое же общество и как мы будет строить?
Строить новый тип общества средствами образовательного телевидения и СМИ - или высиживать русскую идею на вечно цэковских дачах

Иван Георгиев

 

С большим вниманием серьезные люди наблюдают за политикой нового канала "ТВ-Центр". Выверенные и спокойные передачи канала во многом уравновешивают маловразумительное буйство на других каналах. Безусловно, "ТВ-Центр" является новым российским телевидением, перспективным и обещающим.

Конечно, возможности вновь открывшегося канала "ТВ-Центр" раскрыты еще не полностью. Не тиражировать отбросы западного телевидения - еще не есть программа канала и мэра Ю.М. Лужкова (говоря о программе, мы имеем в виду не расписание телепередач, а стратегию вещания, ориентированную на достижение общественно значимых целей, которая и определяет наличие у канала своего "лица"). Когда руководитель канала Анатолий Григорьевич Лысенко заявляет "Я хочу, чтобы на новом канале людям, сидящим у телевизора рядом со своим ребенком, или с мамой, или с женой, было не страшно и не стыдно смотреть передачи. У нас не будет страшилок, ужастиков и голых задниц - это однозначно..." (Интервью И. Петровской "Известия", 6.06.1997 г.), у меня, как и у большинства читателей, на глазах выступают слезы умиления (надо же, и даже задницы с канала уберут - во до чего прогресс дошел!), но общая сентиментальность только подчеркивает идейно-программную пустоту нового канала. А.Г. Лысенко напрямую так и заявляет: "Телевидение рассчитано на среднего нормального зрителя, поэтому оно должно быть пристойным и не должно эксплуатировать низменные чувства...".

Если Ю.М. Лужков собирается стать российским политиком первой величины, а не только "мэром в кепке", то ему, вероятно, надо более основательно вкладывать средства в телевидение. Если телевидение по-прежнему будет изо дня в день слюняво-сентиментально рассказывать "нормальным зрителям", что не следует эксплуатировать низменные чувства, что надо быть нормальным и это пристойно, что вчерашнему инженеру, сегодня торгующему челночным барахлом, не надо уж совсем "в энтих турциях" становиться скотом, что киллеру не надо выдавать себя за героя нашего времени, что дезориентированному подростку не надо так уж откровенно потреблять наркоту, бить пожилых людей средь бела дня и заниматься сексом на центральных улицах, что бомжам не надо-таки так откровенно везде торчать и попрошайничать, что проститутке не надо уж чересчур гордиться своей работой и прочая, и прочая, - то это телевидение, во-первых, будет по-прежнему провинциальным каналом на фоне НТВ, и, во-вторых, будет просто обслуживать программу НТВ. По одной простой причине: у НТВ есть программа - "кому удастся в этой стране выжить, мы поможем стать настоящим западным потребителем (прежде всего американцем)", - а у "ТВ-центра" никакой программы нет.

К сожалению, именно отсутствие программы является своеобразной программой нового телевидения. Так И. Петровская спрашивает А.Г. Лысенко: "Понятно, чего не будет. А что будет на канале? Ведь не только конкуренция с другими телеканалами, но и московская "прописка" обязывает...", а "московский телебосс" отвечает: "Безусловно, обязывает. Хотя это канал для всех, но в первую очередь для москвичей. А Москва - это культура, традиции, необычайная история домов. Хотелось бы, чтобы это телевидение воспитывало гордость за то, что мы живем в таком городе, которому 850 лет." Но Петровская настойчиво продолжает разведывать программу телеканала: "То есть вы верите, что телевидение в принципе способно воспитывать людей?" - "Конечно, - убежденно отвечает А.Г. Лысенко. - Воспитать хорошего человека оно не может - это вообще довольно сложная штука. А вот попытаться чуть-чуть притормозить скотство, распад личности можно..."

Таким образом, с нашей точки зрения, новому каналу грозят большие идейные неприятности: он не настолько похабно-однозначный, чтобы потрафлять интересам основной массы достаточно развращенного населения, населения с "коррумпированным сознанием" (выражение Коллингвуда), и одновременно он настолько бесхребетный, что не может выступать механизмом политики для Лужкова.

Политика ведь и состоит в том, чтобы созидать через идейные программы и лозунги новое общество и новое общественное бытие. Если нет программы - нет и созидательной силы, а значит - будешь работать не на Лужкова и его политику, а на политику того же НТВ и того же нелюбимого Лысенко и Лужковым А.Б. Чубайса.

Совершенно другой разворот мог бы возникнуть для лужковского телевидения, если бы это телевидение поставило (в оппозицию поискам национальной идеи на дачах) задачу всерьез и впервые за последние лет 50 обсудить вопрос: а какое общество мы хотели бы строить и что за общество у нас строится. А может быть, даже дойти до обсуждения конкретности нового типа общественной системы, строить которую согласились бы лучшие российские люди и особенно молодежь. Такая задача требует отдельной разработки (мысли и люди имеются), но интересно узнать, существуют ли у нас в государстве государственные люди и ответственные работники, которые понимают эффективность постановки такой задачи и саму задачу. Будем ждать...

Есть и более частный подход к постановке и решению данной задачи.

Нам представляется, что стать действительно новым и крайне эффективным каналом "ТВ-Центр" сможет, создав специальную образовательно-общественную программу принципиально нового образовательного телевидения.

Создание на "ТВ-Центре" первого и единственного в России канала образовательного телевидения сделало бы его первым и единственным каналом развития регионов страны и консолидации всех созидательных сил нашего общества на проблеме образования и развития.

Данное направление является особенно выигрышным. С одной стороны, оно будет принято всеми интеллигентными людьми в страны, поскольку НТВ "съело" IV образовательный канал и в результате в России нет ни одного телевизионного общегосударственного образовательного канала. Все разговоры о "культурном канале" (по Указу Президента) уже сейчас позволяют предположить, что канал будет страшно "некультурным": скорее всего, возникнет очередной междусобойчик, тусовка "деятелей искусства и культуры", которые не ставят и не будут ставить нелицеприятных и трудных вопросов. На культурном канале, к сожалению, не будет рождаться предметов нефиктивного культа. Равно как в национальной идее (которая должна появиться к 1 сентября), очевидно, будет смесь самых крутых патриотических фраз, но не будет собственно идеи, через служение которой наше население получит шанс преобразовывать себя в народ.

Поэтому если сделать специальное, хотя бы по одному часу в день, "Общероссийское образовательное телевидение" - успех гарантирован. Образовательное телевидение должно включать в себя следующие компоненты: чисто учебный, образовательно-воспитательный в широком смысле и социально-образовательный. Но главный смысл образовательного телевидения заключается в формирующе-образовательной направленности на складывание принципиально нового типа общества (см. "Концепцию образовательного телевидения" - имеется в редакции "РАО").

Сегодня именно образовательная и социальная функции становятся главными для телевидения во всем мире. Телевидение и телекоммуникационные сети на наших глазах становятся даже не столько механизмом формирования авангардных обществ и самой социальной жизни, сколько ведущей составляющей, непосредственным важным организмом общества нового типа - становящегося и развивающегося.

Данная инициатива может и должна стать важным механизмом выстраивания положительного и созидательного мировоззрения в постсоветское время.

Здесь очень важно прямое участие Ю.М. Лужкова.

Ю.М. Лужков является единственным на сегодня перспективным политиком, поскольку делает ставку на традиционные российские ценности и одновременно на прагматизм в современной ситуации. Мэр Москвы выдвигает программу сильной, не агрессивной и уважаемой во всем мире России, а не призывает раствориться в абстракции и стать "нормальной, цивилизованной страной". Лужков не призывает обогащаться и делиться награбленным с нищими, он призывает зарабатывать своим профессиональным трудом и сметкой.

Если бы Юрий Михайлович мог нас услышать, мы бы обратились к нему со следующей речью.

Юрий Михайлович!

Мы вместе с Вами разделяем тревогу за отсутствие в стране ясно сформулированного общественного идеала и позитивных рабочих целей, которые могли бы консолидировать общество и вытянуть страну из трясины социально-имущественного и идеологического раскола. Нам близка Ваша программа-формула "Инициатива - Карьера - Польза". Мы также считаем, что надо культивировать не зависть и лень, а профессионализм и образованность как способность по-умному и эффективно организовать дело. Можно сказать, что эта программа задает курс не на общество потребления, подобное западному обществу 60-х годов, а на общество употребления, общество употребителей, пользователей - тех, кто любит пользу и ищет пользы; общество, в котором организуется переход от диктатуры потребностей - к диктатуре пользователей. Вторая Ваша программа-формула "Семья - Служение - Государственность", определяет смысл и содержание первой ( "Инициатива-карьера-польза") и делает Вас сегодня единственным по-российски традиционным политиком, который при этом призывает не возвращаться в прошлое, а стремиться через конкретные дела в будущее, но только на основе усиления традиционных российских ценностей.

Мы думаем, что именно идея такого сложного и динамичного общества, основанного на культе традиционных ценностей, на поощрении деловитости и патриотизма, образованности и трудолюбия, сотрудничества и инициативы - того, что мы называем "Образовательным обществом" - именно такая идея может и должна быть предложена россиянам и братским народам стран СНГ в качестве конкретной идеи созидания и саморазвития. Именно эта идея, в отличие от высасываемой из пальца записными идеологами "национальной идеи", может стать основой консолидации всех трудовых слоев российского общества.

Разумеется, идея образовательного общества является проблемной и требует серьезного обсуждения всеми созидательными силами страны. Поэтому мы предлагаем организовать на московском телевидении издательство, СМИ-холдинг, по меньшей мере, - журнал, который бы разрабатывал и проводил идею образовательного общества, мог бы выступить особым пространством ответственного и жесткого диалога лучших деятелей власти, управления, производства, искусства и науки, стал бы полем для консолидации разных идеологий и позиций через обсуждение позитивных стратегий и целей развития страны. Журнал мы предлагаем назвать "Образовательное общество - журнал общественного развития России и СНГ, предложения и экспертизы образовательных услуг миростоличного качества".

Назначение журнала - его сверхзадача - состоит в том, чтобы ставить на мировом уровне наши эС-эН-Гевские, российские и московские проблемы как общезначимые для всех стран и народов мира. Назначение журнала - превратить Россию в импортера инвестиций финансового капитала и в экспортера всемирных вопросов и гуманитарных технологий; не допускать спихивания России в пропасть, превращения ее в общецивилизационную помойку вчерашних вопросов и решений.

Таким образом, назначение журнала состоит в обсуждении проблемы построения образовательного общества как общества высокого качества миростоличной жизни и в предложении технологий и механизмов построения такого общества.

Важнейшая задача журнала также заключается в том, чтобы организовать особое пространство востребованности образования и культуры, куда и вовлекать молодежь (от подростков до молодых семей) на идее построения целевых образовательных программ и проектов как основы карьеры и повышения качества жизни.

Журнал должен решать четыре базовые задачи:  

Задачи

Разделы и механизмы

Определение места России в мире через политику в СНГ Обсуждение целей развития России, Москвы и Белоруссии. Выработка позиций по экономической, культурной и образовательной политике страны. Выработка идентификационных образцов для стран СНГ и российских регионов. Межрегиональное сотрудничество.
Организация промышленного развития и устойчивой хозяйственной жизни городов и регионов Обсуждение механизмов практико-технологических и научных "прорывов", внедрение новых технологий, наук и практик. Построение механизмов профессионализации, планирования карьеры, развития профессионального образования по новым профессиям
Организация социально-культурного корпоративизма и социального партнерства Обсуждение моделей развития многоклассового общества с ориентацией на формирование крепкого "среднего класса" российского типа и построение межклассовых, межкорпоративных, межрегиональных и межнациональных балансов.
Задание принципиально нового качества жизни в Москве как образца для России Разработка подходов к созданию системы стандартов экологически чистой и ориентированной на свободный труд жизни. Организация заказов и формирование потребностей на высокотехнологические гуманитарные и образовательные услуги. Организация страхования качества услуг, определение механизмов общедоступности базовых услуг.

 

Образно можно сказать, что журнал призван будет упорядочить и структурировать тот "пчелиный рой" из разного качества инициатив и интересов, о котором Вы говорили в Вашей речи на конференции "Москва и рынок", на принципах достойной жизни страны и принципиально нового качества жизни в структуре реальных противоречий столичного мегаполиса и российской жизни.

В журнале предполагаются три более узких образовательно-технологических блока:

  1. К образовательному обществу! Задаются образцы и примеры успешной карьеры на основе планирования, правильного профессионального выбора и качества образования. Задаются представления о реально престижном и главном через 10 - 20 лет, когда сегодняшние учащиеся и молодежь будут действовать в практике управления и труда. Высокое качество жизни в столице обеспечивается качественным трудом и образованием. Основа жизненного и профессионального успеха состоит в качественном целевом образовании. Образовательные услуги должны подлежать страхованию и сертификации.
  2. Магазин образовательных целей и сценариев. Как построить целевую образовательную программу и проект. Как разработать трассы и траектории антропологического развития. Как использовать существующие возможности получения образования и как самостоятельно организовать новые возможности. Как выбрать образовательные услуги и реализовать свои учебные задачи.
  3. Инструменты и средства. Как подобрать соответствующие учебно-методические средства, учебники и учебные пособия для реализации образовательных целей, задач профессионализации и карьерного роста, предпринимательского успеха. Экспертиза и анализ существующих и новых учебно-методических пособий.

Адресатами журнала станут в первую очередь Москва и Московская область, регионы России и страны СНГ. Со временем предполагается переход на издание журнала одновременно на китайском, английском и русском языках.

Предполагается также, что журнал станет механизмом соорганизации столичных ведомств на решение задач соединения образования и общества, создания столичной системы образовательных услуг высокого качества и социально-культурной эффективности.

Также обращаем Ваше внимание на огромные возможности системы "Интернет" и сотового телевидения. Инвестиции и новые рабочие места, социальный мир и согласие могут придти, как это ни странно, именно с этой неожиданной стороны. На основе Образовательного канала можно создать и виртуально-телевизионный "Столичный университет". Виртуальный столичный университет мог бы, особенно в соединении с Образовательным Интернетом Москвы, стать новым типом вещания и социально-политической работы.

Возможно, журнал не сможет в полной мере выполнить данные задачи, поэтому речь следовало бы вести об организации особой Редакции вещания, или Бюро телевизионных программ "Образовательное общество", которое бы производило издательские продукты: программы и передачи телевидения, журнал, передачи радио и кабельного (а также и сотового) телевидения, плакаты, книги воспитательного и образовательного характера, специальные странички "Интернета", виртуальные конференции и пр.

Никаких завтрашних обществ не бывает. Либо люди живут по принципам общества "здесь и сейчас" - либо они никогда не будут жить так, как рассказывают другим. В этом, собственно, и сегодняшнее призвание телевидения и СМИ.

Хотелось бы верить, что Московское Правительство и мэр Москвы смогут сегодня адекватно ответить на вызов времени и его электронно-технотронных возможностей... [конец речи].

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ]

E-mail: metuniv@dataforce.net