Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #7, 1998

Цели всемирно-исторического развития США до 2010 года, или зачем Старому Свету нужен Новый Свет?
(методологические заметки)

Юрий Громыко

 

Ставя этот вопрос, необходимо фиксировать, из какой позиции он ставится и чего мы действительно хотим? Для нас вопрос состоит в следующем: как могла бы Америка (имеются в виду США) осуществлять и реализовывать всемирно-историческое развитие, чтобы это было важно и принципиально значимо для России.

Нужно признать бесконечную важность подобного вопроса, поскольку только при его постановке можно осуществить децентрацию по отношению к собственной национально -ограниченной точке зрения и начать рассматривать действительные процессы мирового развития.

Нам представляется, что основной целеорганизованный прорыв, который могли бы осуществить Соединенные Штаты, состоит в эволюционном порождении и производстве новых единиц ткани самой социокультурной жизни. Наличие подобной ткани заставляет серьезно переопределяться все народы. При этом сама социокультурная ткань является открытым образцом, демонстрируемым для осмысления и освоения. Все делается "нараспашку", открыто: что-то не нравится, что-то можете придумать принципиально другое? Пожалуйста, предлагайте свои варианты, пробуйте их реализовать, хотя мы и сомневаемся, что у вас это получится.

То что выращено и построено - это принципиальное направление движения всей цивилизации. Таким образом, Америка сейчас может экспериментально нащупать и вырастить принципиальную матрицу всей полноты социокультурной общественной жизни будущего.

Можно даже сказать, что США и занимаются подобной работой со времен Отцов-пилигримов. Их идеи породили принципиально проектный залог отношения к складывающимся формам жизнедеятельности: чем менее он являлся реалистичным , тем более он был связан с проектно-программной установкой.

Как это ни парадоксально, но советский период России связан с той же идеей: не останавливаясь, искать более совершенные и более счастливые формы и способы жизни. Безусловно, подобный взгляд определялся философией социалистов-утопистов, но важно другое - в его основу была заложена идея проектирования и поиска более совершенных сложных систем жизни.

Таким образом, речь идет не о том, чтобы Америка подарила всему человечеству совершенно новые машины-вещи , не о том, чтобы Старый Свет и весь мир начал бы экспортировать из США индустриальные и прочие технологии , не о том, чтобы предметом этого экспорта (и уж, конечно, не принудительно навязанного) стали социальные, правовые, финансово-экономические и другие институты и формы организации мыследеятельности. Задача Америки состоит в том, чтобы породить новый уровень организации ткани общественной жизни, включающей все архитектонические слои: производство, научное исследование, образование, здоровье и долголетие, социальное равенство и справедливость, социокультурно насыщенное свободное время. Можно ввести очень странную мысль: демонстрация возможностей на порядок более насыщенной и богатой общественной жизни выступает средством более сильного воздействия на сознание, чем наличие новейших типов вооружений. Побиском Кузнецовым (выдающийся русский ученый) высказана идея, что уже при сегодняшнем уровне знаний и возможностей планирования технологий можно продлить жизнь человека до 350-375 лет. Но на это придется затратить практически весь финансовый и энергетический ресурс человечества. Так вот, демонстрация человеку, что уже сегодня он может рассчитывать на осуществление познания и творчества в течение 400 лет, действует сильнее, чем устрашение оружием массового поражения.

Америка может стать полигоном проектирования, программирования и выращивания новых, более сложно организованных форм общественной жизни и для Старого Света, и для третьего мира. Задача состоит лишь в том, чтобы развернуть и воплотить практически идею построения более содержательной общественной жизни. Конечно же, речь идет не о бесконечном числе "счастливых" мужчин и женщин, не имеющих детей и все свободное время отдающих творчеству: сочиняющих музыку, принимающих политические решения и тут же совершающих математические открытия. На наш взгляд, это - пародия на разносторонность, граничащая с дилетантством и поверхностностью в каждом из вопросов. Проблема состоит в определении: каковы допустимые и возможные новые формы синтеза разных типов знаний и профессионального сознания , необратимо порождающие на основе новых структур общественного мышления и мыследеятельности новые формы жизни.

Безусловно, в этой области есть несколько принципиально разных типов целей, практическая постановка которых меняет в целом представление о возможностях человечества. Одна из таких целей - программа колонизации Марса, опирающаяс я на внеземной императив Эриха Крафта. Как нам в приватной беседе рассказал господин Джонатан Тенненбаум (сотрудник Шиллер-института - США-Германия), идея колонизации Марса предполагает, что ряд исходно-ключевых предпосылок для жизни - атмосфера, растительный мир, водные ресурсы, почва, солнечная энергия- должны быть порождены, воспроизведены на Марсе заново. И на наш взгляд, это - принципиально содержательный момент.

Данный тип целей (первый тип телеотетики ) является стратегическим, и он направлен на то, чтобы человечество последовательно стремилось самостоятельно произвести и воспроизвести на основе своей собственной мыследеятельности все те предпосылки, которые до этого были естественно даны. В том же ряду лежит цель русского философа Николая Федорова: воскрешение умерших. Этот тип целей следовало бы назвать целями последовательной артификации натурального. Телеотетика в данной области строится следующим образом: последовательно выявляются натуральные условия-предпосылки, на которых строится мыследеятельность, и затем ставится принципиальная задача порождения и построения самих этих предпосылок.

Второй тип телеотетики связан с проектированием самих новых форм мыследеятельности, новых форм соорганизации и сетевых контактов между существующими формами мыследеятельности. Например, ускорение внедрения новой научной идеи в производство предполагает создание новых механизмов коммуникации и понимания между изобретателем, разработчиком и организатором производства. Поиск подобных ускоренных типов коммуникации предполагает, в частности, построение совершенно особых производств, предназначенных только для того, чтобы продемонст рировать, что данная идея может быть реализована и воплощена. Этот новый тип экспериментально-реализационно-технических производств (ЭРТП) отличается от собственно производств - фабрик-автоматов - на которых создается конечная продукция. Но после возникновения ЭРТП появляется совершенно особая проблема: как соорганизовать ЭРТП с производствами, создающими конечную продукцию, и системами потребления продукции. Таким образом, здесь мы сталкиваемся с необходимостью элементарно-системной мысли: возникновение новой формы автоматически не означает исчезновения старой, но предполагает соорганизацию этой новой формы со старой.

Третий тип телеотетики предполагает для осуществления нового производственного прорыва провести целокупное воспроизводство всех систем и форм жизни при помощи инструментария самого этого прорыва, не допускающих гибели и раскола общественного целого на фрагментаризующиеся, расщепляющиеся части. Предметом воспроизводства является весь набор и вся совокупность инфраструктур: инженерно-техническая инфраструктура, жилье, водоснабжение, транспорт, медицина, образование и т.д. Тот или другой вариант новой формы соорганизации и взаимосвя зи процесса производственно го прорыва и модернизируемого воспроизводства и образуют конкретную форму общественно -исторического развития. Старый способ взаимосвязи процессов рутинизированного воспроизводства и производства образуют систему функционирования, осуществляющуюся, фактически, естественно . Группой, возглавляемой видным американским экономистом и политиком Л.Ларушем, было выявлено и поставлено в фокус общественного внимания следующее обстоятельство: практически во всем мире происходит стагнация даже рутинизированных форм воспроизводства. По существу, это является скрытым способом эксплуатации огромных масс населения и новой современной физико-экономической системой насилия. Человек не знает объема средств, который необходим на воспроизводство его духовности. И этот объем средств постоянно присваивается финансовым капиталом. Хотя сам финансовый капитал образуется за счет промышленного капитала, накапливающегося в ходе трат невосстанавливаемой человеческой духовности.

Подобные рассуждения очень похожи на вариант марксистской теории (в том числе и по отношению к вопросу, кто кого субсидирует: человеческая творящая субъективность - финансовый капитал или финансовый капитал обеспечивает условия воспроизводства творящей человеческой субъективности), и мы специально и целенаправленно попытались придать данной идее подобную форму выражения. А дальше нетрудно показать, что с позиций финансового капитала возникают мальтузианские идеи - ограничить процесс рождаемости (поскольку невозможно обеспечить адекватные условия жизни для больших масс населения), которым обоснованно оппонирует группа Линдона Ларуша, доказывая, что за счет научно-технических социокультурных прорывов такие условия вполне достижимы.

Но с другой стороны, если чуть отстраненно посмотреть на все рассмотренные нами типы телеотетик и спроецировать их в контекст всемирно-исторического развития, возникает одна нетривиальная мысль, которую мы впервые услышали от Е.Л.Шифферса. Все дело в том, что в Новом Свете человечество держит экзамен на свою зрелость - и в этом основной смысл вообще появления Соединенных Штатов. Действительно, ситуация, в которую попали Соединенные Штаты, - это необходимость взращивания и построения собственными человеческими силами, на основании рефлексии исходных идей, организации и объединения людей в социальные институты и институционализируемые общности. Если в Старом Свете созданию этих институтов помогал сам Господь Бог и Святые, то в Новом Свете это делали люди в опоре на свои собственные силы.

В Старом Свете прошел совершенно другой по длительности исторический период, приведший к появлению функционирующих и работающих социокультурных организаций - субъектов исторического движения и жизни. И понятна озабоченность американского сознания - рядом с ними нет могил их предков. Отсюда попытки вывезти святыни Старого Света в Новый Свет и объявить после этого Новый Свет "Новым Старым Светом", а Старый Свет "Старым Новым Светом" (то есть периферией и захолустьем Нового Света), а также попытки секты мормонов найти следы присутствия и явления Христа в Америке после Воскресения. То есть целительная задача сознания состоит в том, чтобы укорениться, преодолеть неукорененность и бессубстанциональность.

Из подобных рассуждений возникает вполне очевидная и ясная экспозиция интересов российского сознания по отношению к США.

Это, в первую очередь, инвентаризация всевозможных прорывных проектов: научно-индустриальных и общественно -инфраструктурных проектов, изменяющих представления человечества о себе самом. К ним прежде всего относятся :

  • деньги и энергетическая счетность деятельностных усилий и затрат в третьем тысячелетии, кардинальные реформы финансовых институтов;
  • принципиальные способы ускорения преобразования организационных структур и производственных технологий на основе новых знаний;
  • научно-промышленное воспроизводство исходно-материальных систем жизни - атмосферы, земли, воды, солнечной энергии;
  • изменение понятия и представления о том, что такое полиинструментальная технологическая система.

Для проработки данных представлений в США можно было бы провести (на основе российской технологии - организационно -деятельностной игры) специальную комплексную полидисциплинарную работу, соорганизующую и объединяющую промышленников, ученых, банкиров, управленцев, политиков.

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net