Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #8-9, 1998

Метод последовательного развертывания  как способ выращивания субъекта  российской государственности

Георгий Корнус

 

1. Проблема 2000 года

Основная на сегодня проблема безопасности и самого существования России состоит в отсутствии низовой социальной ткани общества и в резком росте асоциальности и антисоциальности значительной части населения страны. 

По мнению автора, если не будет выстроена государственная политика и проведена целенаправленная работа по созданию программных сетей первичных ячеек гражданского общества, по созданию системы поддерживаемых форм гражданского общения, то в России неминуем приход к власти разрушительного протестного электората и его лидеров. 

С нашей точки зрения, очевидно, что ключевым вопросом президентских выборов 2000 года будет не вопрос "Кто станет президентом?", а вопрос "Какой электорат победит и каковы будут последствия выборов?", то есть по какому из 2-х сценариев пойдут выборы: по сценарию победы протестного электората - или по сценарию победы конструктивного электората. Для самих победителей проблема также будет не столько в завоевании властного места, сколько в сохранении его и в мобилизации населения на конструктивную работу. 

Причем, если в предыдущее десятилетие конфликты, которые разрушали социальность и российскую государственность, проектировались как этнические и межнациональные, то в предстоящее десятилетие конфликты будут носить социально-культурный характер: протест против снижения уровня и качества жизни, протест против неравных возможностей, а так же неравной доступности образования и медицины. На смену межнациональным конфликтам и этнонациональным формам культивирования протестного электората приходит еще более опасная форма неудовлетворенности стандартами качества жизни и отказа от ответственной социальной политики на местах. Достаточно указать на волны социального недовольства в апреле-мае этого года и на фактические механизмы работы с электоратом в ходе выборов губернатора Красноярского края. 

Таким образом, как нам представляется, основой национальной безопасности в настоящее время является создание не просто самоорганизующегося или самоуправляющегося населения, а конструктивного электората, само проведение социальной интегративной политики по "выращиванию" структурирующих первичных ячеек, своего рода "ядрышек" будущего гражданского общества и будущего среднего класса. Разумеется, такая работа прямо противоположна упованиям наших "земцев" и самого А.И. Солженицына на "прорастание" низовой социальной самоорганизации культурно-государственного характера. Требуется чрезвычайно энергичная и инфраструктурно обеспеченная межрегиональная и федеральная политика. 

Механизмом реализации такой политики и создания сети самоорганизуемых и самоуправляемых общностей, учитывая чрезвычайно малые сроки, должно стать интерактивное межрегиональное телевидение, так называемое телевидение сотрудничества. 

Создаваемые сегодня системы телевидения и информационного вещания - даже те, которые напрямую направлены на регионы и предоставляют индивидуальные подборы программ для каждого региона, - страдают одним капитальным недостатком, унаследованным от командно-административной системы. Все эти системы являются однонаправленными, не интерактивными; они буквально вещают от имени московских властей разного рода провинциям, им не нужны собеседники, они самодостаточны - и потому, независимо от качества и содержания передач, самим фактом своей "вещательности" и "далекости от народа" являются не только малополезными, но и формируют устойчивый негативный образ каждого политика и, главное, "московской власти в целом". 

Очень показательным, с этой точки зрения, является проект Администрации президента "ОТИК - Общероссийский технический информационный канал". В который раз делается попытка за огромные деньги организовать "промывку" и искусственную "накачку" региональных "мозгов". Администрация президента, ясно понимая, что президента-2000 будут выбирать в регионах, в очередной раз идет по старой схеме. 

Странно, что старые отработанные схемы реализуются в то время, когда стало возможным построить принципиально новую - партнерскую - схему телеинформационного обмена и сотрудничества между столицей, регионами России и странами СНГ на базе цифрового Интернет-телевидения с поддержкой традиционными телеканалами. 

Партнерское телевидение, или телевидение сотрудничества, связано с созданием принципиально новых синтетических форм работы с информацией и знаниями, объединяющих различные самодеятельные группы - общины, общности, товарищества детей и взрослых. Не пассивное потребление видеоинформации, но живой диалог, предоставление собственных материалов и активное построение содержательных телекоммуникационных контактов должны будут составлять основной нерв телевидения. Данный проект в 80-ые годы применительно к США обсуждал известный футуролог Элвин Тоффлер в своей книге "Шок от будущего", но, похоже, что именно в России этот проект может стать реальностью, и в очень короткое время. 

Базовой единицей такой сети можно было бы сделать муниципальный телекоммуникационный центр - или "лабораторию развития" - особый модельный центр телекоммуникации, ориентированные на включение наиболее активного и ответственного населения в постановку и решение проблем локального развития. Поскольку данная работа напрямую связана с позиционным самоопределением активного населения и его консолидацией, то это будет приводить к стабилизации сознания групп положительного влияния и их субъективации. Инициация курса на повышение качества социальности и устойчивости развития, на создание крепкой социальной "ткани", своего рода единой "телекоммуникационной деревни" - вот основа технологии "лабораторий развития". 

Мы сегодня имеем право настаивать на том, что основная проблема новых информационных технологий, в том числе и сетевых, не в технической безопасности, а в формах работы с общественным самосознанием, в понимании консциентальных технологий и консциентальной безопасности (от constientia - лат. сознание), технологий работы с сознанием. (По проблеме консциентального оружия см. специальный выпуск альманаха "Россия-2010" на тему "Кому будет принадлежать консциентальное оружие в 21 веке?"). 

Реализация консциентального подхода ведет не только к созданию новых форм электоральности и к победе конструктивного электората, но и к появлению новой формы российской государственности - сетевой многоцентровой межрегиональной государственности, построенной на прямой коммуникации региональных центров власти между собой. 

 

2. Построение промышленной политики в России как основы экономического роста

Важно отметить, что постановка такой социально-политической задачи как выращивание социально-стабильной низовой ткани российского населения и конструктивного электората влечет за собой конкретное направление прорыва в промышленном развитии страны. Именно телекоммуникационное развитие могло бы стать тем локомотивом, который потащил бы за собой последовательное создание незатратных и эффективных конвертируемых и модернизируемых производств и служб инфраструктурного обслуживания с высокой наукоемкостью. 

Основное, что отличает последовательно проводимую промышленную политику от мер по спасению отдельных предприятий от гибели, - это специально проектируемая системная поддержка новыми проектами результатов предшествующих проектов (которые могут представать в виде целых производств). Новые же проекты, в свою очередь, выстраиваются при опоре на результаты, полученные в ходе реализации предшествующих проектов. Данный метод, успешно, к примеру, примененный в Финляндии, получил название Follow-Up-Method, метод последовательного развертывания. 

В настоящий момент в России, особенно в Москве и других крупных городах, ситуация подходит к такому этапу, когда возможно будет проектировать последовательно развертываемые волны информационно-маркетинговой индустриализации с включением в эти волны огромного числа промышленных, разработческих, образовательных структур с опорой на самоорганизующиеся группы населения. Безусловно, что эта система намечаемых волн важна не сама по себе, а с точки зрения переноса отдельных образующих ее структур в регионы, приживление их там и осуществление на этой основе модернизации региональной промышленности. 

Можно утверждать, что запуск волн индустриализации в России сегодня может быть связан с проектированием инфраструктурных оболочек, внутри которых будут модернизироваться и развертываться отечественные производства. Одной из таких инфраструктурных оболочек являются телекоммуникации и связь, которые в принципе могут опираться на безграничный рынок частного потребления дешевых видеотелефонов, видеообразования, цифрового телевидения и информации на заказ, оперативной видеосвязи, российского интернета. Внутри подобной телекоммуникационной оболочки может развиваться отечественная электроника и дешевые сетевые компьютеры (так называемые XC-компьютеры), организуемые вокруг мощных иностранных компьютеров-станций. 

Телекоммуникативная инфраструктура может обеспечить особый тип обслуживания автомобилей во всех местах их эксплуатации. Российский автомобиль, прикрепленный к точкам сервисного сопровождения во всех регионах России, предусматривает совершенно другой тип потребления по сравнению с западным автомобилем. 

Качественно новый уровень развития производства в современных условиях возникает из оснащения маркетинговых промышленных служб телекоммуникативными системами, позволяющими формировать заказ в прямом контакте с потребителем, удаленным на большое расстояние от производственной базы, а затем отслеживать выполнение заказа точно в срок. 

Прикрепление к телекоммуникативной среде финансовых потоков позволяет создавать "деньги с прозрачным следованием", привязанные к производственным задачам. Эти закрепленные "медленные деньги" невозможно превращать в перегретые спекулятивные "быстрые деньги". 

Понятно, что телекоммуникативное сопровождение производства, позволяющее отслеживать производство товара точно в срок, требует повышения качества производства и переобучения персонала - особенно подготовки высших управленческих кадров. 

Другой намечаемой волной может выступать изменение композитных материалов в строительстве и переход от создания панельных жилых домов к другому типу продукции. 

Из приведенного выше анализа очевидно, что для развертывания среднесрочной промышленной политики на 5-7 лет нужны не бизнес-планы предприятий, а совершенно другие инструменты управления - проекты "сочетанного" эффекта, когда продукт создаваемый на одном производстве может переноситься в систему других сфер потребления и производств и там вызывать группу инновационных преобразований. Под этот планируемый сочетанный эффект в другом производстве и должен строиться проект модернизации данного производства (или использоваться готовый проект). 

Затем заново ставится вопрос, в какой еще новой области должен быть получен сочетанный эффект от нового этапа модернизации и как его можно замкнуть на самый первый исходный проект. Из этого следует, что для того, чтобы сконструировать промышленную политику, надо выделить несколько эпицентров получения сочетанных эффектов и простроить движение из данных точек. 

Становится очевидным, что важнейшим мероприятием в настоящее время должна стать коалиция по разработке и реализации мега-проекта развития российской промышленности, основу которой могли бы составить 5 - 7 предприятий (ФПГ) "локомотивного" типа. 

 

3. Нам предстоит пять лет невидной работы. На что опереться? 

Наш прогноз на ближайшие годы неутешителен. 

Будет нарастать политическая, экономическая, ростовщическая и технологическая зависимость от Запада и финансового капитала. Одновременно, будет наращиваться провоцирование и раздувание "русского фактора" - национализма. "Нищая и агрессивная Россия" - вот тот образ будущего, куда мы все катимся, как снежный ком. 

Все лучше и лучше будут идти дела у наших лучших предпринимателей: ведь они не воспроизводят условие своего развития - государственность, даже не понимают, что это такое. При этом они уже встроены в колониальную нишу "местечкового бизнеса", когда они воспроизводят чужие реальные или химерические государственности. 

Будет усиливаться узурпация власти и тирания силовых структур, поскольку основной задачей стало силовое удержание низкого уровня жизни большей части населения. Если привлекать сакрально-демонические аналогии, то потребуются хорошие воины-мордовороты, чтобы непрерывно приносить в жертву Молоху 80 - 90 процентов российского населения, чтобы поддерживать настоящий порядок в Нью-Гулаге и устойчивое функционирование газовых камер нищеты и безбудущности. 

Все эти процессы будут протекать на фоне окончательного уничтожения коммунально-хозяйственного, транспортно-энергетического, социально-культурного (образование, здоровье, труд) и идейного бытия российского населения по всей территории. 

... Что же у нас осталось?.. 

Русскость вне какого-либо национализма, русскость как всемирная отзывчивость и абсолютное понимание всех культур, тысячелетняя православная русская культура Пушкина, Достоевского, Толстого; общностно-коммунитарный принцип, способный стать основой будущих "поселений развития" или "городов развития" (возможные наукограды XXI века), в которых будут культивироваться сложные многоколлективные общности по получению фундаментальных знаний общественно-государственного развития. 

Проектно-программный метод недирективного неадминистративного общественно-государственного развития, основанный на лучших традициях русской философии и системомыследеятельност ной методологии (Флоренский П.А., Лосев А.Ф., Ильенков Э.В., Давыдов В.В., Щедровицкий Г.П.); система новых наук и практик вокруг десятка глобальных сверх-проектов ("Русское чудо") в России. 

Генерально-конструкторский разноориентированный опыт ВПК по мультипрофессиональной организации прорывных производств и все еще высокообразованное население, способное к экспорту труда. 

Ядерное оружие - наш щит и удерживающее начало. 

10 - 20 % неразвращенного населения в возрасте 25 - 40 лет, способного учиться, переучиваться и трудиться. 

Возможность быстрой подготовки и создания научно-технологического прорывного "спецназа" из молодых ребят и опытных ветеранов. 

И это, с нашей точки зрения, немало, чтобы не допустить наступления будущего в виде "нищей и агрессивной России" и выстроить динамичную русскую государственность грядущего века. 

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net