Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #10, 1999

Новые формы электоральной медиа-работы
и создание московского партнерского интерактивного телевидения межрегионального государственного развития

Иван Георгиев

 

В настоящее время в электоральном поведении российского населения обнаруживается фундаментальный сдвиг, который можно условно охарактеризовать как переход к медиа-интерактивной электоральности.

Данный сдвиг проявляется в том, что:

  • статус заказной и искусственной информации резко падает, люди все больше научаются читать газеты и смотреть телевизор;
  • возрастает доля местной, или региональной, вплоть до микро- и нанорегиональной информации;
  • основным параметром становится партиципативность (участие и включенность) населения в подготовку и анализ СМИ-программ.

Фактически со стороны населения начинает понемногу происходить отказ от потребительско-иждивенческой установки и наращивание форм участия (партиципации) в организации жизни на территории, формирование ответственной позиции за устойчивость своей жизни. В любом случае, именно на организации и "оседлании" данного сдвига можно будет получить нефиктивные фундаментальные электоральные эффекты.

Таким образом, на наших глазах возникают принципиально новые формы электоральности (организации населения на необходимое электоральное решение). При этом хотя формы электоральности остаются по-прежнему связаны со СМИ и с телевидением, однако новой электоральности должно соответствовать и принципиально новое телевидение. Тот, кто построит новое СМИ-пространство и телевидение и возьмет его на вооружение, получит неоспоримые преимущества на выборах: ведь старые формы "промывки мозгов" уже сегодня фактически не срабатывают и больше работать не будут. Обманутые и привыкшие к советскому иждивенчеству люди за десять лет много чему выучились и стали способны к неидеологическому пониманию.

Создаваемые сегодня системы телевидения и информационного вещания - даже те, которые напрямую направлены на регионы, на локальный и районный уровень, которые предоставляют индивидуальные подборы программ буквально для каждой территории или региона - страдают одним капитальным недостатком, который является "родимым пятном" командно-административной системы. Все упомянутые системы однонаправлены, неинтерактивны; они буквально вещают провинциям от имени московских властей. И тем самым, независимо от качества и содержания передач, самим фактом своей "вещательности" и "далекости от народа" они оказываются не только малополезны, но и формируют устойчивый негативный образ каждого столичного политика и главное - "московской власти в целом".

Очень показательным, с этой точки зрения, является проект Администрации президента "ОТИК - Общероссийский технический информационный канал". В который раз год назад была сделана попытка за огромные деньги организовать "промывку" и искусственную "накачку" региональных "мозгов". Администрация Президента, ясно понимая, что Президента-2000 будут выбирать в регионах, в очередной раз начала действовать по старой схеме.

Москва могла бы первой предложить и практически осуществить - за деньги значительно меньшие, нежели те, которые тратит администрация президента - принципиально новую, партнерскую схему теле-информационного обмена и сотрудничества между столицей и регионами России, странами СНГ на базе цифрового Интернет-телевидения при поддержке традиционных телеканалов. Фактически Москва могла бы выйти на создание действительно электронных СМИ, базирующихся на Интернет-технологиях.

Это тем более важно, что созданные системы "ТВ-центр" и "Метрополис" успешно выполняют функции традиционных каналов телевещания и однонаправленного представления другой издательской продукции. Проект нового - партнерского и подлинно демократического московского телевидения (WEB-телевидения, которое базируется на технологиях сотового и кабельного телевидения) - мог бы стать органическим и решающим дополнением к данной системе средств массовой информации.

Организовать новый тип телевещания - столичного телевидения сотрудничества - необходимо как можно быстрее, тем более что существует большой опыт использования Правительством Москвы московского телевидения не в качестве средства "оболванивания" населения, но наоборот - в качестве позитивного механизма: как инструмента обращения к московскому народу лицом к лицу, как средства ведения непрерывного партнерского диалога и выращивания подлинного гражданского общества. На практике уже наработана уникальная политическая форма напрямую заявлять о служении Правительства Москвы гражданам города и отчитываться за планы и работу чиновников. Именно данный опыт нефиктивной и неформальной демократии, демократии "лицом к лицу" и может стать стратегическим ресурсом, единственным реальным инструментом практической демократии, который при правильном использовании новых технических средств позволит в 2000 году оказаться буквально вне конкуренции.

Для этого необходимо осуществить:

  • Создание дуплексного (двустороннего) цифрового телевидения в виде системы Народных домов, которые могли бы быть прозваны в народе "лужковскими избами-читальнями", "лужковскими кибер-кафе" и т.п.; такие народные дома можно было бы официально назвать Пушкинскими Домами, рассматривая их как место культуры и диалога на всех языках России;
  • Создание в Москве межрегионального виртуального Университета российской государственности на базе Интернета, который бы отвечал за дистанционную подготовку региональных элитных кадров в сфере управления и аналитики, а главное - обеспечивал бы разработку межрегиональных сетевых проектов по Интернету.
 

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net