Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #10, 1999

Проблема либеральной легализации ушедших из страны российских капиталов

Иван Георгиев

 

Огромный объем утекающих из страны отечественных капиталов каждый раз делает разговоры о зарубежных инвестициях несерьезными. С другой стороны, по мнению карательных органов, большая часть российских капиталов имеет криминальное происхождение. Но от этого проблема не становится проще или легче. Капиталы движутся в одном строго обозначенном направлении - из страны. То, что они "теневые", только усложняет вопрос, поскольку остается непонятно, как с ними обращаться. Для экспроприации и насильственной легализации не хватает мощи, для создания механизмов их акцепции и добровольной легализации не хватает изощренности.

Лучше всех, конечно, поступил Ю.М.Лужков, создав в швейцарском банке страховой фонд Московского правительства в размере нескольких миллиардов долларов. Этот страховой фонд является гарантией выплат для рискующих инвесторов: если их капиталы по тем или иным причинам пострадают (а таких причин сегодня в России миллион), они получат компенсации из данного фонда, и их финансовые вложения будут восстановлены. Но что для "старого" немца хорошо, то для "нового русского" смерть. А что, если инвестиционный капитал будет проверяться "на вшивость" - криминальный ли он, имеет ли отечественные "ножки" и т.д.? И после восстановления всей его подноготной будут ли с криминальным русским капиталом обращаться так же, как с чистым легальным западным капиталом? Но даже если пообещают, что будут, то правила игры все равно могут несколько раз поменять...

Для решения этой проблемы может быть предложено несколько групп сценариев. Первая группа сценариев, один из которых рассматривается в бульварном романе "Инквизитор", - принудительная легализация экспортированных капиталов предполагает восстановление международных отделов НКВД, которые будут уничтожать выехавших за рубеж наших в прошлом соотечественников и реэкспроприировать финансовые капиталы. Хотя, судя по роману, вполне возможно, что несколько групп отставных специалистов из органов работают над подобными сценариями, но реализация их в настоящий момент маловероятна. Для осуществления подобных замыслов необходимо иметь соответствующую государственную идеологию, а она отсутствует.

Вторая группа сценариев, которая условно может быть названа добровольно-принудительной легализацией, предполагает, с одной стороны, создание системы льгот для лиц, желающих добровольно легализовать вывезенный капитал и вернуть его в страну, а с другой стороны, - разработку системы мер по выявлению и отсуживанию (через Интерпол на основе норм международного права) огромного объема вывезенных российских капиталов. Сторонником добровольно-принудительной легализации является, например, Лужков.

Наконец, возможна и третья группа сценариев - добровольная легализация капиталов. Эта группа сценариев кажется абсолютно невероятной в силу продолжающейся неопределенности и нестабильности положения дел в стране, отсутствия необходимой для долгосрочных инвестиционных вложений правовой базы и варварского, с точки зрения предпринимателей, налогового законодательства. Понимая все эти обстоятельства, мы бы хотели, тем не менее, предложить вашему вниманию вариант добровольной либеральной легализации.

Но прежде мы сделаем всего несколько замечаний:

  • Обсуждая проблему "грязных" денег, все концентрируются на проблеме происхождения капитала, выявляя здесь его определенную иллегальность. Важно учитывать и общий финансовый климат в стране, понимать, что все деньги связаны друг с другом и что существует желание всякого предпринимателя убежать от государства в "тень". Сегодня мы имеем дело с общей аморальной атмосферой в стране, где любые, даже самые чистые, "пуританские" капиталы оказываются перемешаны с грязными. И если человек, занимая высший пост в государстве, продумывает, как присваивать деньги, чтобы остаться при этом неподсудным, о каких собственно "чистых" капиталах идет речь? Поэтому разделение капиталов на абсолютно чистые и абсолютно грязные является моментом условным: тот, кто это разделение будет реализовывать, осуществит его максимально пристрастным субъективным образом.
  • По сей день никто не обсуждает процедуру "чистки капиталов от грязи" через задание нормативных способов употребления, через постановку вопроса: с помощью какого употребления можно почистить капиталы? А в этом-то, на наш взгляд, все и дело.

Все дело в том, что в области финансово-инвестиционных механизмов мы очень сильно отстаем от наиболее перспективных тенденций развития институциональной организации финансового рынка. Не очень хорошо осознается, что конкретный тип финансово-инвестиционных механизмов напрямую связан, точнее сказать, "сращен" с развитием конкретного сектора экономики. Так, инвестиции в сталелитейную промышленность, инвестиции в легкую промышленность (например, в производство одежды) и инвестиции в "хайтек" имеют принципиально разное устройство в силу неравенства циклов окупаемости и возвратности инвестиций. В настоящий момент появились новые типы бирж - так называемые электронные или виртуальные биржи, которые одновременно выполняют несколько функций: осуществляют патентование идей, находят под идеи инвесторов и устанавливают кооперативную связь между держателем идеи и инвестором. Можно сказать, что подобный тип бирж есть первая попытка начать напрямую сращивать производство идей и финансов. Наличие подобных финансовых институтов трудно переоценить для России, буквально напичканной до сих пор неразобранными, нерассортированными идеями, реализация которых могла бы тут же продвинуть Россию не то что в 21-й, но в 23-й, 24-й века. Поэтому включение погибающих в нищете российских ученых и изобретателей в подобные институты являлось бы спасением для лучшей части отечественной науки и инженерии. В настоящий момент известно несколько подобных организаций: NASDAQ (National Association of Securities Dealers and Automated Quotation) в США, AIM в Лондоне, JASDAQ в Японии и MESDAQ (Malaysian Exchange of Securities Dealers and Automated Quotation, директор - Khairil Anuar Abdullah).

Но какое отношение все вышесказанное имеет к проблеме легализации ушедших капиталов? Самое прямое: люди, занимающиеся организацией MESDAQ, объясняют, что сегодня Малайзия стоит на пороге новой маркетингово-технологической революции, которая состоит в распространении высокотехнологичных продуктов в Юго-Восточной Азии и в построении у себя производств тех продуктов, которые будут пользоваться наибольшим спросом. Таким образом, Малайзия готова осуществлять для России особый тип услуги: маркетинг прорывных технологических идей и затем создание под эти идеи производств. Для Малайзии знакома и привычна форма, когда развертываемые в Малайзии производства имеют филиалы в других странах мира. Очень важно, что MESDAQ не требует кредитных историй помещающих себя на лист MESDAQ фирм.

Теперь предположим, что у России (или для начала у Московского правительства) есть определенные соглашения с правительством Малайзии, например, по поводу создания филиала MESDAQ и азиатско-московского технопарка в структуре развиваемого Московского Сити, обеспечивающих пропускание российский технологических идей через MESDAQ, а также, что более важно, предусматривающих, что финансовые капиталы, которые прошли через MESDAQ, для Российского правительства являются легализованными. Почему, спросите вы, прохождение финансов через MESDAQ будет означать их легализацию и возвращение в страну уже на легальных основаниях? Основная идея заключается в том, чтобы преобразовать вынесенный вовне плацдарм MESDAQ в машину по соединению российских прорывных идей и российских же иллегальных капиталов через прагматичную азиатскую маркетинговую форму. Если движение идей будет непрерывным и создание передовых производств на основе отбора в Московском филиале азиатско-московского технопарка будет осуществляться постоянно, то двигающийся через MESDAQ капитал будет работать на формирование предпосылок складывания Российского hi-tech. Данный механизм легализации капитала заключается в том, чтобы создать вынесенную вовне - в другую страну - форму взаимосвязи и взаимоизучения российским иллегальным капиталом российских передовых прорывных идей с точки зрения их промышленной реализации в Юго-Восточной Азии и России.

Мы исходим из одной невероятно простой идеи: в России все есть для промышленного прорыва, все типы ресурсов: идеи, человеческий капитал, финансовый капитал. Не удовлетворяет всех только одно - сама страна и нарушающая обязательства форма государственности. Ну, так можно найти другую страну, где этот "интимный" акт взаимосвязи финансов, идей, проверки идей на маркетинговую притягательность может быть проделан и осуществлен. В этом случае мы можем построить очень оригинальную структуру корейского чоболя, одновременно продвигающего на азиатские рынки прорывные российские идеи и легализующего убежавшие из страны российские капиталы.

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net