Толкование сновидений
        В прихожую     В кабинет     В гостиную


    Когда мы по-настоящему живем ? Днем, захваченные водоворотом окружающей жизни, окунувшиеся в свои заботы и мысли, не замечающие ничего вокруг, не осознающие самих себя... Или - ночью, погруженные в параллельный мир, где время останавливает свой ход, где образы так ярки, а чувства так сильны и реальны, что нет порой желания возвращаться в это наскучившее своей серостью и однообразием бытие...Что может быть загадочней сна?

    И невозможно отделаться от ощущения, что есть невидимая, но невероятно сильная связь между этими параллельными мирами, что они непостижимым образом влияют друг на друга. Что от чего зависит? Реальность от сновидений, или, быть может наоборот? Что чему является причиной?

Портрет З.Фрейда    Этими же вопросами в свое время задался Зигмунд Фрейд, всемирно известный немецкий психиатр, создатель теории и практики психоанализа. В понимании Фрейда психоанализ - это метод психологического исследования, это - метод лечения, это - мировоззрение. Фрейд писал: "Психоанализ начал как терапия, но я хотел бы вам его рекомендовать не в качестве терапии, а из-за содержания в нем истины, из-за разъяснений, которые он нам дает о том, что касается человека ближе всего, его собственной сущности, из-за связей, которые он вскрывает в самых различных областях его деятельности".

    "Толкование сновидений" - одна из лучших книг Фрейда, 100 лет со дня выхода которой исполняется в следующем году, явилась этапным трудом, в котором впервые было сформулировано учение о бессознательном. Книгу называют "Евангелием" психоанализа. Надеюсь, что этот вольный пересказ глав этой книги и лекций, прочитанных Фрейдом десять лет спустя, поможет кому-то приоткрыть завесу над тайной сновидений...


СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

    Все попытки толковать сновидения чаще всего связаны непосредственно с его явным содержанием, с тем, что нами вспоминается по пробуждении в виде порою отчетливого, а чаще расплывчатого "видео ролика". С точки зрения Фрейда, за явным содержанием имеется скрытое, добываемое с помощью метода психоанализа, и отражающее действительные, но замаскированные сновидением мысли.

    Попробуем рассмотреть взаимоотношения между явным содержанием сновидения и скрытым и проследить, путем какого процесса образуется из последнего первое. Иллюстрация описания ребуса
Представим себе, что перед нами - ребус: дом, на крыше которого - лодка, потом отдельные буквы, затем бегущий человек, вместо головы которого нарисован апостроф. На первый взгляд картинка совершенно бессмысленна, как в целом, так и ее отдельные элементы. Лодку не ставят на крышу дома, а человек без головы не может бегать; при этом человек выше дома, а если это - ландшафт, то причем тут буквы, которых нет в природе?

Правильное рассмотрение ребуса получится тогда, когда мы попробуем заменить каждый элемент словом, находящимся в каком-либо взаимоотношении с изображаемым предметом. Слова, получаемые при этом, уже не абсурдны, а могут в своем соединении воплощать прекраснейше и глубокомысленней шее изречение.
Таким ребусом и является сновидение.
    Назад на содержание

ТЕХНИКА ТОЛКОВАНИЯ, ЯВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СКРЫТЫЕ МЫСЛИ

    Сновидение, как психический феномен, является продутом и проявлением видевшего сон. Феномен, который нам ничего не говорит, который мы не понимаем. Что вы будете делать, если вам скажут что-то непонятное? Спросите того, кто вам это сказал. Почему не сделать то же самое, не расспросить видевшего сон, что означает его сновидение?
    Результат не обрадует - видевший сон всегда отвечает, что он ничего не знает. Но дело в том, что это не так - он только не знает о своем знании и полагает поэтому, что не знает. Понять это явление возможно из аналогии с гипнозом, когда в гипнотическом состоянии человек совершает определенные действия, о которых якобы ничего не помнит после выхода из этого состояния. При определенных усилиях человека можно заставить вспомнить все, что происходило. Следовательно, он это знал, но знание, по какой-то причине, было ему недоступно.
    В таком случае задача состоит в том, чтобы дать ему обнаружить это знание и сообщить его нам. Помочь в решении этой задачи может метод свободной ассоциации.

    Метод заключается в том, чтобы видевший сон сообщил первое же, что придет ему в голову по поводу сновидения. Если он будет утверждать, что ему ничего не приходит в голову, мы возразим ему, будем настаивать на своем, и окажемся правы. Какая-нибудь мысль придет ему в голову, нам безразлично, какая. Особенно легко ему будет дать сведения "исторического" характера. Он скажет: вот это случилось вчера, или напоминает что-то недавно случившееся; таким образом, мы замечаем, что связи сновидений с впечатлениями последних дней встречаются довольно часто. Исходя из сновидения, видевший сон припомнит, наконец, более отдаленные, возможно даже совсем далекие события.
    Предлагается разбить сновидение на элементы и исследовать аналогично каждый элемент в отдельности. Любой элемент сновидения является заместителем чего-то другого, о чем видевший сон знает, но знание ему недоступно. Техника состоит в том, чтобы благодаря свободным ассоциациям вызвать к этим элементам другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое.
    Если распространить понимание отдельного элемента на все сновидение, то получится, что все сновидение как целое является искаженным заместителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидения - найти это бессознательное.

    При этом надо соблюдать три важных правила:
1) не нужно обращать внимание на абсурдность или понятность, ясность или спутанность сновидения;
2) работу ограничивать тем, что каждому элементу вызывать замещающие представления, не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-то подходящее, не обращать внимание, насколько далеко они откланяются от самого элемента;
3) нужно выждать, пока скрытое, искомое бессознательное возникнет само.

    Работу толкования можно провести как на собственных сновидениях, так и на чужих. На собственных даже большему научишься. Если попытаешься это сделать, то замечаешь, что что-то противится работе. Мысли хотя и возникают, но не всем придаешь значение. производится проверка, и делается отбор. Об одной мысли говоришь себе: нет, это не подходит, не относится сюда, о другой - это слишком бессмысленно, о третьей - это уж совсем второстепенно, и вскоре замечаешь, что при таких возражениях мысли задерживаются прежде, чем станут совершенно ясными, и наконец прогоняются. Если просишь кого-нибудь толковать свое сновидение, то ясно чувствуешь еще один мотив, которым оправдываешь недопустимый выбор: нет, эта мысль слишком неприятна, я не хочу или не могу ее высказать.

    Если анализируешь чье-то сновидение, то всегда сталкиваешься с аналогичным сопротивлением со стороны исследуемого. Это сопротивление является феноменом, вопреки которому происходит работа толкования. Это сопротивление независимо от теоретических убеждений видевшего сон. Больше того. Опыт показывает, что мысли, которые хотелось бы подавить таким образом, оказываются все без исключения самыми важными, решающими для раскрытия бессознательного.
    Сопротивление может количественно меняться. Оно может быть большим и меньшим. Иногда необходима одна-единственная или всего несколько мыслей, чтобы перейти от элемента сновидения к его бессознательному, тогда как в других случаях для этого требуется длинная цепь ассоциаций и преодоление многих критических возражений.

    Теперь, может быть, настало время взять какое-нибудь сновидение и попробовать применить к нему эту технику.

    Итак, молодая, но уже давно вышедшая замуж дама видит сон: она сидит с мужем в театре, одна половина партера совершенно пуста. Ее муж рассказывает ей что Элиза Л. и ее жених тоже хотели пойти, но смогли достать только плохие места, три за 1,50, а ведь такие места они не могли взять. Она считает, что это на беда.

    Первое, что сообщает нам видевшая сон,- это то, что повод к сновидению указан в явном его содержании. Муж действительно рассказал ей, что Элиза Л., знакомая, примерно тех же лет, обручилась. Сновидение является реакцией на это сообщение. Подобный повод в переживаниях дня накануне сновидения нетрудно доказать во многих сновидениях, и видевшие сон часто без затруднений дают такие указания. Такие же сведения видевшая сон дает и по поводу других элементов явного сновидения.
    Откуда взялась деталь, что половина партера не занята? Это намек на реальное событие прошлой недели. Она решила пойти на известное театральное представление и заблаговременно купила билеты, но так рано, что должна была доплатить за это, когда же они пришли в театр, оказалось, что ее заботы были напрасны, потому что одна половина партера была пуста. Она бы не опоздала, если бы купила билеты даже в день представления. Ее муж не преминул подразнить ее за эту поспешность.
    Откуда 1,50? Это относится к совсем другому и не имеет общего с предыдущим, но и тут есть намек на известие последнего дня. Ее невестка получила от своего мужа в подарок 150, и эта дура не нашла ничего лучше, как побежать к ювелиру и истратить деньги на украшения.
    А откуда три? Об этом она ничего не знает, если только не считать той мысли, что что невеста Элиза Л. всего на три месяца моложе ее, а она почти 10 лет замужем.
    А что это за нелепость брать три билета, когда идешь в театр вдвоем? На это она ничего не отвечает и вообще отказывается от дальнейших объяснений.

    Но эти пришедшие ей в голову мысли и так дали нам достаточно материала, чтобы можно было узнать скрытые мысли сновидения. Обращает на себя внимание то, что в разных местах подчеркиваются разные сроки, благодаря чему между отдельными частями устанавливается нечто общее: она слишком рано купила билеты в театр, поспешила, так что должна была переплатить; невестка подобным же образом поспешила снести деньги ювелиру, чтобы купить украшения, как будто она могла это упустить.
    Если эти так подчеркнутые "слишком рано", "поспешно" сопоставить с поводом сновидения, известием, что приятельница, которая моложе нее всего на три месяца, теперь все-таки нашла себе хорошего мужа, и с критикой, выразившейся в осуждении невестки: нелепо так торопиться, то само собой напрашивается следующий ход скрытых мыслей сновидения, искаженным заместителем которых является явное сновидение: "Нелепо было с моей стороны так торопиться с замужеством. На примере Элизы я вижу, что и позже могла бы найти мужа". (Поспешность изображена в ее поведении при покупке билетов и в поведении невестки при покупке украшений. Замужество замещено посещением театра.) Это - главная мысль; может быть, мы могли бы продолжить: "За эти деньги я могла бы приобрести в 100 раз лучше!" (150 в 100 раз больше, чем 1,50.)
     Если бы мы деньги могли заменить приданым, то это означало бы, что мужа покупают за приданое; муж заменен украшениями и плохими билетами. Мы угадали, что сновидение выражает пренебрежение к мужу и сожаление о слишком раннем замужестве.

    Чему же научил нас этот пример? В скрытых мыслях главный акцент падает на элемент поспешности; в явном сновидении именно об этом ничего нет. Без анализа мы бы не смогли предположить, что этот момент играет какую-то роль. То, что является центром бессознательных мыслей, в явном сновидении отсутствует. Оценка "нелепо" выражена в явном сновидении нелепым, абсурдным сопоставлением "три за 1,50".
    Сравнение показывает, что отношение между явными и скрытыми элементами не прямолинейно, оно состоит не в том, что один явный элемент замещает один скрытый. Это скорее групповое отношение между обоими лагерями, внутри которого один явный элемент представляется несколькими скрытыми или один скрытый может замещаться несколькими явными. При этом выявляются три вида отношения между явным и скрытым содержанием: это может быть часть от целого, намек и образное представление.

    Что касается смысла данного сновидения и отношения к нему видевшей сон, то она признает справедливость толкования, но поражается ему. Она не знала, что пренебрежительно относится к мужу, она также не знает, почему она так к нему относится.
     Итак, в этом еще много непонятного. На самом деле, мы еще не готовы к толкованию сновидений и нам надо сначала еще поучиться и подготовиться.
    Назад на содержание

ДЕТСКИЕ СНОВИДЕНИЯ

    При анализе первого же сновидения возникли трудности, связанные с искажением скрытых мыслей, чего по началу хотелось бы избежать. Это возможно, если рассмотреть сновидения детей в возрасте до 4-5 лет. Они кратки, ясны, не бессвязны, не двусмысленны, их легко понять. У взрослых также бывают сновидения, похожие на эти, так называемые, инфантильные.
    Для таких сновидений всегда имеется какое-нибудь переживание предыдущего дня, объясняющее сновидение. Оно является реакцией душевной жизни на это впечатление дня.

    Например: девочка 3 1/4 лет впервые катается на лодке по озеру. Когда надо было выходить, она не хотела и горько расплакалась - слишком быстро пролетело время. На следующее утро она сказала: Сегодня ночью я каталась по озеру. Мы могли бы прибавить, что эта прогулка длилась дольше.

    Таким образом, детские сновидения не бессмысленны: это понятные, полноценные душевные акты. Они не искажены, явное и скрытое в них совпадает, и - сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение неудовлетворенного желания. Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. При этом сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания. Я желала бы кататься по озеру, гласит желание, вызывающее сновидение, содержание которого: я катаюсь по озеру.
    Имеется еще один класс неискаженных сновидений, вызванных в любом возрасте императивными потребностями тела: голодом, жаждой, сексуальной потребностью, т.е. являются исполнением желаний как реакция на внутренние соматические раздражения.
    Во всех других случаях искажение воздвигает на нашем пути преграды. Однако, на помощь приходит то, что открытые нами свойства детских сновидений являются общими и для всех остальных.
    Назад на содержание

ЦЕНЗУРА СНОВИДЕНИЯ

    Итак, сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений, путем галлюцинаторного удовлетворения.

    Искажение - это то, что нам кажется в нем странным и непонятным. Откуда оно берется, каков его динамизм, что оно делает и как оно это делает? Можно сказать, что искажение - это продукт работы сновидения. Мы хотим описать работу сновидения и указать на действующие при этом силы. Проявления искажения настолько схожи с тем, что делают цензоры, изымая ли искажая первоначальный текст, что представляется удобным по аналогии говорить о цензуре сновидения. При этом, помимо явных пропусков и ослабления, замены намеком, цензура сновидения пользуется смещением акцента, перегруппировке элементов, благодаря чему явное сновидение становится настолько непохожим на скрытые мысли, что мы и не подозреваем о наличии последних.
    Пропуск, модификация, перегруппировка материала - таковы действия цензуры сновидения и средства его искажения. Модификацию и перегруппировку мы называем "смещением". Надеюсь понятно, что нельзя понимать выражение цензуры слишком буквально в виде некоего цензора, который сидит в мозговом желудочке и оттуда управляет делами. Это - удобный термин для обозначения динамического отношения. Как ни странно, но с цензурой мы уже сталкивались, может быть, не узнав ее, когда начали применять нашу технику свободной ассоциации. Мы почувствовали тогда, что наши усилия перейти от элемента сновидения к его бессознательному натолкнулись на сопротивление, которое различается по своей величине - в одних случаях оно огромно, в других незначительно. То, что при толковании проявляется как сопротивление, теперь в работе сновидения выступает его цензурой.

    Какие тенденции осуществляет цензура и против чего она направлена? Тенденции - те, которые признаются видевшим сон в бодрствующем состоянии. Будьте уверены, что если вы отказываетесь от вполне правильного толкования собственного сновидения, то вы поступаете так по тем же мотивам, по которым действовала цензура сновидения, произошло искажение и стало необходимым толкование. Тенденции, против которых направлена цензура - те, которые по своей природе безусловно достойны осуждения, неприличны в этическом, эстетическом, социальном отношении, это явления, о которых не смеют думать или думают с отвращением. Эти отвергнутые цензурой желания являются прежде всего проявлением безграничного т беспощадного эгоизма. И действительно, собственное Я в любом сновидении играет главную роль.
    Свободное во сне от всех этических уз Я идет навстречу всем притязаниям влечений, в том числе и таким, которые давно осуждены нашим эстетическим воспитанием и противоречат всем этическим ограничительным требованиям. Стремление к удовольствию (либидо) беспрепятственно выбирает свои объекты и охотнее всего именно запретные. Безудержно может проявляться также ненависть. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада.
    Сила искажения тем больше, чем хуже отвергаемое цензурой желание и чем больше в это время требование самой цензуры.

    То, что результаты наших исследований так неприятны и неаппетитны, может быть не самое худшее. Мы опять сталкиваемся с тем, что сами видевшие сон решительнейшим образом отвергают желания, которые мы им приписываем благодаря нашему толкованию. Дама, видевшая сон, говорит: "Я желаю смерти своему мужу. Да ведь это возмутительная нелепость! Вы мне, вероятно, не поверите, что у нас не только самый счастливый брак, но его смерть отняла бы у меня все, что я имею в жизни". Или другой возразит: "Я должен испытывать чувственные отношения к своей сестре? Это смешно; я не обращаю на нее никакого внимания, у нас плохие отношения друг с другом, и я в течение многих лет не обменивался с ней ни словом".
    Что ж, если мы хотим докопаться до истины, то нам не должно быть дела до того, насколько результаты толкования кажутся нам неприятными, позорными или противными.

    Пока что запомним: искажение сновидения является следствием цензуры, которая осуществляется признанными тенденциями Я против неприличных побуждений, шевелящихся в нас ночью во время сна. Правда, почему ночью и откуда берутся эти недостойные желания, в этом еще много непонятного, что предстоит исследовать.
    Еще один результат нашего исследования состоит в следующем. Желания сновидения, которые нарушают наш сон, нам неизвестны, мы узнаем о них только из толкования сновидений; их можно поэтому назвать бессознательными в данное время. Видевший сон отвергает их во многих случаях, после того как узнал о них благодаря толкованию. таким образом мы готовы предположить, что в душевной жизни есть процессы, тенденции, о которых человек вообще ничего не знает, очень давно ничего не знает, никогда ничего не знал.
    Назад на содержание

СИМВОЛИКА СНОВИДЕНИЙ

    Цензура не является единственным фактором, вызывающим искажение сновидений. Другой фактор, затемняющий сновидение, мы откроем, если обратим внимание на следующий изъян нашей техники. Иногда видевшему сон действительно ничего не приходит в голову по поводу отдельных элементов сновидения. Когда видишь, что никакая настойчивость не помогает, то в конце концов убеждаешься, что нежелательная случайность регулярно повторяется при определенных элементах сновидения, и тогда начинаешь видеть новую закономерность там, где первоначально предполагал несостоятельность техники. Для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и те же переводы, подобно тем, какие можно найти в наших популярных сонниках. Повторение многих похожих случаев дает основание обнаружить четвертый вид отношений между элементами сновидения и его скрытым содержанием, в дополнение к вышеперечисленным. Такое постоянно повторяющееся отношение мы называем символическим, сам элемент сновидения символом бессознательной мысли сновидения.

    Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную, или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением и дает ценные результаты только в сочетании с ней.

    Сущностью символического отношения является сравнение. Что удивительно, так это то что оно не обнаруживается при помощи ассоциации, что видевший сон тоже не знает сравнения, пользуется им, не зная о нем.
    Число предметов, изображаемых символически, не так уж велико. Человеческое тело в целом, родители, дети, братья, сестры, рождение, смерть, нагота и еще немногое:

Человек в целом Дом
Мужчина Дом с гладкими стенами
Женщина Дом с выступами, балконами
Родители Король, королева плюс испытываемое чувство почтения
Дети, братья, сестры Маленькие звереныши, паразиты
Рождение Вода, какое-либо отношение к воде - входить в воду, выходить, спасать
Умирание Отъезд, поездка
Смерть Различными неясными, как бы нерешительными намеками
Нагота Одеждой и форменной одеждой

    Бросается в глаза, что по сравнению с перечисленными объектами объекты из области сексуальной жизни представлены чрезвычайно богатой символикой. При этом обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны. Так как здесь мы коснулись вопросов половой жизни, будет уместно определить отношение психоанализа к данному вопросу. Психоанализ не видит причин для скрывания и для намеков, не считает нужным стыдиться обсуждения этого важного материала, полагает, что корректно и пристойно все называть своими настоящими именами, и надеется таким образом скорее всего устранить мешающие посторонние мысли.
    Итак:
Мужские гениталии Символически важное число 3, сложные механизмы
Мужской член Длинные и торчащие вверх предметы - палки, зонты, шесты, деревья, горы и т.д.;
Предметы, имеющие свойство проникать внутрь и ранить - ключи, кинжалы, копья, огнестрельное оружие;
Предметы, из которых льется вода - краны, лейки, фонтаны и т.д.;
Предметы, вытягивающиеся в длину - выдвигающиеся карандаши, раздвижные лампы и т.д.;
Предметы, поднимающиеся вопреки земного притяжения - воздушные шары, аэропланы, дирижабли и т.д.
Эрекция Полеты видящего сон
Менее понятные мужские символы Пресмыкающиеся, рыбы, шляпа, пальто, рука, нога.
Женские половые органы Все предметы, ограничивающие полое пространство, способные что-то принять в себя - шахты, пещеры, сосуды, коробки, чемоданы, банки, карманы, ящики, шкатулка для украшений, замoк;
Судно, шкафы, печи, комнаты, двери, ворота;
Материалы - дерево, бумага, предметы из этих материалов - столы, книги;
Животные - улитка, раковина; цветы, цветение;
Строения - церковь, часть тела - рот, ландшафт с лесом, садом и водой
Гениталии вообще Маленький ребенок, маленький сын или маленькая дочь
Волосы на гениталиях Лес, кустарник
Грудь Плод, фрукты - яблоки, персики
Любимые лица Драгоценности, сокровища
Половое наслаждение Сладости
Самоудовлетворение Игра, игра на фортепьяно, скольжение, скатывание, срывание ветки
Кастрация Выпадение или вырывание зуба
Грубые желания, страсти Дикие звери
Половой акт Ритмическая деятельность - танцы, верховая езда, подъемы (по лестницам и т.д.), угроза оружием;
Переживания, связанные с насилием - быть задавленным.

    Таков материал символики сновидений. Он еще не полон и его можно было бы углубить и расширить. Но и этого более, чем достаточно, а, может быть, уже и надоело. Вы спросите: неужели я действительно живу среди сексуальных символов? Неужели все предметы, которые меня окружают, платья, которые я надеваю, вещи, которые беру в руки, всегда сексуальные символы и ничто другое? Повод для недоуменных вопросов действительно есть, и первый из них: откуда, собственно, известны значения этих символов сновидения, о которых сам видевший сон не говорит нам ничего или сообщает очень мало?
    Отвечу: из очень различных источников, из сказок и мифов, шуток и острот, из фольклора, т.е. из сведений о нравах, обычаях, поговорках и народных песнях, из поэтического и обыденного языка. Здесь всюду встречается та же символика, и в некоторых случаях мы понимаем ее без всяких указаний. Если мы станем подробно изучать эти источники, то найдем в символике сновидений так много параллелей, что уверимся в правильности наших толкований.

    Благодаря этим параллелям к символике сновидений вы можете также оценить характерную особенность психоанализа, благодаря которому он становится предметом всеобщего интереса, чего не могут добиться ни психология, ни психиатрия. При психоаналитической работе завязываются отношения с очень многими другими гуманитарными науками, с мифологией, с языкознанием, с фольклором, психологией народов и религиоведением. Душевная жизнь отдельного человеческого существа дает при психоаналитическом исследовании сведения, с помощью которых мы можем разрешить или по крайней мере правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс.

    Напрашиваются некоторые выводы, которые не могут быть исчерпывающими, но дают нам пищу для размышлений. Во-первых, мы поставлены перед фактом, что в распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, однако, знание символики не осознается в состоянии бодрствования и относится к его бессознательной духовной жизни.
    Во-вторых, эти символические отношения не являются чем-то таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря которой они выражаются. Такая же символика используется в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии.
    В-третьих, бросается в глаза, что символика в других указанных областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений.
    Назад на содержание

РАБОТА СНОВИДЕНИЯ

    Напомню, что работой сновидения мы называем ту, которая переводит скрытые мысли в явное сновидение. Каковы же ее приемы?

    Первым достижением работы сновидения является сгущение. Под этим подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит меньше, чем скрытые мысли, т.е. является сокращенным переводом последних. Обратного - чтобы явное было больше скрытого по объему и содержанию не бывает никогда.
    Сгущение происходит благодаря тому, что:
1) определенные скрытые элементы вообще опускаются;
2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;
3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.
    Из своих сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо - Г. Благодаря такому смешиванию подчеркивается что-то общее для всех четырех лиц. Так же смешиваются местности, предметы. Благодаря этому возникает, как правило, неясная, расплывчатая картина, подобно той, что получается при печати нескольких снимков на одной фотопластинке. Работа сновидения стремится сгустить две различные мысли таким образом, чтобы найти многозначное слово, в котором обе мысли могут соединиться. При этом между скрытыми и явными элементами не сохраняется простого соответствия.

    Вторым результатом работы сновидения является смещение. Оно проявляется двояким образом:
1) какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т.е. намеком;
2) психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным.
    Намек связан с замещаемым элементом самыми внешними и отдаленными отношениями и потому непонятен, а если его разъяснить, то толкование производит впечатление неудачной остроты или насильственно притянутой за волосы, вынужденной интерпретации.

    Третий результат работы сновидения психологически самый интересный. Он состоит в превращении мыслей в зрительные образы. Зрительные образы - не единственная, но основная форма, в которую превращаются мысли. Кое-что сохраняет свою форму и появляется как мысль или знание.
    Наглядное изображение слова - это нелегкая работа. Представьте себе, что вы попытались заменить политическую передовицу какой-либо газеты рядом иллюстраций. Лица и конкретные примеры можно заменить иллюстрациями, но при изображении абстрактных слов и всех частей речи, выражающих логические отношения, таких как частицы, союзы и т.п. вас ожидают трудности. Эти, не передаваемые иллюстративно отношения работа сновидения удается выразить некоторыми формальными особенностями явного сновидения - ясностью, или неясностью, разделением на несколько фрагментов и т.п. Количество частей сновидения, как правило, сочетается с числом основных тем; короткое вступительное сновидение часто относится к последующему подробному основному, как введение или мотивировка; придаточное предложение замещается в явном сновидении сменой включенных в него сцен. Таким образом, форма сновидений очень важна и сама требует толкования.
    Бессмыслица и абсурдность сновидений также имеют свое значение. Этим выражено само понятие "это бессмысленно", как в известном нам сновидении с посещением театра (три за 1,50). Выраженное в нем суждение означает: бессмысленнобыло так рано выходить замуж.

    Поразителен способ, которым работа сновидения разрешает противоречия скрытого сновидения. Мы знаем, что совпадения в скрытом материале замещаются сгущениями. С противоположностями работа сновидения поступает точно так же, выражая их одним явным элементом, который может означать себя самого, а также свою противоположность или иметь оба значения.
    Кроме того, в сновидении встречаются инверсии ситуаций, взаимоотношения между двумя лицами, как в "перевернутом мире". В сновидении заяц нередко стреляет в охотника. Изменяется и порядок следования событий, то, что является причиной, в сновидении становится следствием.

    При работе сновидения дело, очевидно, заключается в том, чтобы выраженные в словах скрытые мысли перевести в чувственные образы по большей части зрительного характера. Наши мысли как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материалом и предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать, образы воспоминания о таковых. Только позднее с ними связываются слова. а затем и мысли. Таким образом, работа сновидения заставляет мысли пройти регрессивный путь, лишает их достигнутого развития, и при этой регрессии должно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от образов воспоминания к мыслям.
    Явное сновидение можно сравнить с искусственным мрамором, составленным из различных кусков камня при помощи цементирующего средства так, что получающиеся узоры не соответствуют первоначальным составным частям. Получается некая вторичная обработка, которая старается из ближайших результатов работы сновидения более или менее гармоничное целое. При этом материал располагается зачастую совершенно не в соответствии со смыслом, а там, где кажется необходимым, делаются вставки.

    Деятельность работы сновидения исчерпывается перечисленными результатами; больше, чем сгустить, сместить, наглядно изобразить и подвергнуть целое вторичной обработке, она не может сделать. то, что в сновидении появляются выражения суждений, критики, удивления, заключения, - это не результаты работы сновидения, это - фрагменты скрытых мыслей сновидения, более или менее модифицированных и приспособленных к контексту, перенесенных в явное сновидение.
    Работа сновидения также не может создавать и речей. За малыми исключениями речи в сновидении являются подражаниями и составлены из речей, которые видевший сон слышал или сам произносил в тот день, когда видел сон, и которые включены в скрытые мысли как материал или как побудительные впечатления.
    Точно так же работа сновидения не может производить вычисления; все вычисления, которые встречаются в явном сновидении, - это по большей части набор чисел, кажущиеся вычисления, как вычисления они совершенно бессмысленны, и истоки вычислений опять-таки находятся в скрытых мыслях.

    В связи с вышеизложенным хочется указать на то, какой неожиданно широкий доступ к познанию бессознательной душевной жизни, а скрытые мысли и являются таковыми бессознательными душевными актами, обещает нам толкование сновидений.
    Назад на содержание

АРХАИЗМ И ИНФАНТИЛИЗМ СНОВИДЕНИЯ

    Скрытые мысли - это ни что иное, как известные нам сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования. Происходит возврат к тем состояниям нашего интеллектуального развития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символическому отношению. Способ выражения работы сновидения мы назвали поэтому архаическим или регрессивным.
    Доисторическое время, к которому нас возвращает сновидение, двоякого рода: во-первых, это индивидуальное доисторическое время, детство, с другой стороны, поскольку каждый индивидуум в своем детстве каким-то образом вкратце повторяет все развитие человеческого вида, то это доисторическое время также филогенетическое. Так, например, символическое отношение, которому никогда не учился отдельный человек, имеет основание считаться филогенетическим.
    Однако, это не единственная архаическая черта сновидения. Всем известен из собственного опыта факт странной амнезии детства. Первые годы жизни до пятого, шестого года не оставляют в памяти следов, в отличие от более поздних переживаний. При этом в памяти всплывают отдельные, хорошо сохранившиеся, большей частью наглядные воспоминания, часто настолько банальные и незначительные, что остается только удивляться, почему именно эта деталь избежала забвения. И, все-таки эти воспоминания и есть самые важные, но подвергшиеся уже знакомым процессам сгущения и особенно смещения, из-за которого они приобретают свойство незначительности.
    Эти впечатления никогда по-настоящему не забываются и именно к ним жизнь во сне умеет находить доступ. Таким образом, эта возможность распоряжаться забытым материалом детских лет является другой архаической чертой сновидения.
    Нас удивило то, что побудителями сновидений являются злобно-энергичные и безудержные сексуальные желания, сделавшие необходимыми цензуру и искажение сновидений. Эти желания происходят из прошлого, часто очень недалекого, когда они были известны и осознанны.

    Остановимся на желаниях устранения, которые мы в большинстве случаев можем объяснить неограниченным эгоизмом видевшего сон. Всякий раз, когда кто-нибудь встает у нас на пути - а как часто это случается в сложных жизненных отношениях,- сновидение тут же готово его убить, будь то отец, мать, кто-то из братьев и сестер, партнер по браку и т.п.
    Но если нам указывают на то, что истоки таких желаний надо искать в прошлом, то вскоре мы открываем период индивидуального прошлого, когда такой эгоизм и такие желания даже против самых близких совсем не удивительны. Именно таков ребенок в те первые годы, которые позднее окутываются амнезией, он часто обнаруживает эти резкие проявления эгоизма, постоянно дает почувствовать явную предрасположенность к нему. Ребенок прежде всего любит самого себя и только позднее учится любить других, жертвовать частицей своего Я ради других. Он фактически на эгоизме научился любви.
    В этой связи будет поучительно сравнить установку ребенка к его братьям и сестрам с установкой к его родителям. Своих братьев и сестер маленький ребенок не всегда любит, часто же явно не любит. Он ненавидит в них конкурентов. Мотивами являются борьба за любовь родителей, за обладание общими вещами, за место в комнате.
    Ненависть братьев и сестер и соперничество мы можем понять, но как может возникнуть ненависть в отношениях между дочерью и матерью, родителями и детьми?

    Повседневное наблюдение показывает, как часто чувства между родителями и взрослыми детьми не соответствуют поставленному обществом идеалу, сколько в них накопилось враждебности, готовой прорваться, если бы ее не сдерживало немного почтительности и нежных чувств. Мотивы этого общеизвестны и обнаруживают тенденцию отделить лиц того же пола, дочь от матери, отца от сына. Дочь находит в матери силу, которая ограничивает ее волю и на которую возложена миссия провести в жизнь требуемый обществом отказ от сексуальной свободы, в отдельных случаях еще и конкурентку, которая противится вытеснению. то же самое, но в еще более резкой форме повторяется между отцом и сыном. Для сына в отце воплощается любое насильственное социальное принуждение; отец закрывает ему доступ к проявлению собственной воли, к преждевременному сексуальному наслаждению и к пользованию общесемейным достоянием там, где оно имеется. Менее опасным представляется отношение между отцом и дочерью матерью и сыном.
    Самый глубокий и постоянный мотив отчуждения, особенно между лицами одного пола, появляется уже в раннем детском возрасте. Это - соперничество в любви явно полового характера. Сын уже маленьким ребенком начинает испытывать особую нежность к матери, которую он считает своей собственностью, а отца воспринимает как конкурента, который оспаривает у него этот исключительное обладание, и точно также маленькая дочь видит в матери лицо, мешающее ее нежному отношению к отцу и занимающее место, которое она сама с удовольствием бы заняла. Такую установку мы называем Эдиповым комплексом.

    Таким образом, у нас возникает стремление изучать развитие детской сексуальной жизни, и мы узнаем из многочисленных источников следующее: недопустимой ошибкой является, прежде всего, отрицание у ребенка сексуальной жизни и предположение, что сексуальность начинается только ко времени полового созревания вместе с созреванием гениталий. Напротив, у ребенка с самого начала имеется богатая сексуальная жизнь, которая во многом отличается от той, которую позднее принято считать нормальной. То, что в жизни взрослых мы называем "извращением", отличается от нормы следующими свойствами:
1) выходом за пределы вида (пропасть между животным и человеком);
2) выходом за границы отвращения;
3) выходом за пределы инцеста (запрет сексуального удовлетворения с близкими по крови родственниками);
4) гомосексуальными отношениями;
5) перенесением функций гениталий на другие органы и участки тела.
Все эти ограничения создаются постепенно в ходе развития и воспитания. Маленький ребенок свободен от них. Он еще не знает страшной пропасти между человеком и животным; сначала у него нет отвращения к экскрементам, он узнает о нем постепенно под давлением воспитания; он не придает особого значения различию полов, скорее, предполагая у обоих одинаковую форму гениталий; он направляет свои первые сексуальные влечения и свое любопытство на самых близких и по разным причинам самых любимых лиц - родителей, братьев и сестер, и, наконец, он обнаруживает то, что он получает удовольствие не только от половых органов, но что многие другие участки тела обладают той же чувствительностью, доставляют аналогичные ощущения наслаждения и могут, таким образом, играть роль гениталий.
    Таким образом, ребенок может быть назван "полиморфно извращенным", и если у него проявляются лишь следы всех этих чувств, то это происходит, с одной стороны, из-за незначительной их интенсивности по сравнению с более поздними годами жизни, с другой стороны, из-за того, что воспитание ребенка сразу же энергично подавляет все сексуальные проявления ребенка.

    Итак, когда за своими искаженными сновидениями мы опять находим все эти извращенные желания, то это только означает, что сновидение и в этой области сделало шаг назад к инфантильному состоянию. Мы обнаружили, не только то, что для сновидения доступен материал забытых детских переживаний, но увидели также, что душевная жизнь детей со всеми своими особенностями, эгоизмом, инцестуозным выбором объекта любви и т.д. еще продолжает существовать для сновидения, т.е. в бессознательном, и что сновидение каждую ночь возвращает нас на эту инфантильную ступень. Таким образом, подтверждается, что бессознательное душевной жизни есть инфантильное. Странно-неприятное ощущение, что в человеке так много злого, начинает ослабевать. Это страшно злое - просто первоначальное, примитивное инфантильное в душевной жизни.
    В результате исследования мы приходим к двум положениям.
    Во-первых, регрессия работы сновидения не только формальна, но и материальна. Она не только переводит в примитивную форму выражения наши мысли, но и вновь оживляет все характерные черты нашей примитивной душевной жизни, прежнее могущество Я, первоначальные проявления сексуальной жизни, даже древнее достояние нашего интеллекта, если символическое отношение можно признать за таковое.
    И во-вторых, все это давнее инфантильное, что когда-то самодержавно господствовало. мы должны теперь причислить к бессознательному, представления о котором теперь меняются и расширяются. Нечто, что происходит в нашей сознательной жизни и имеет ее признаки - мы называем это остатками дневных впечатлений,- соединяется для образования сновидения с чем-то другим из области бессознательного. Между этими двумя частями и разворачивается работа сновидения. В этом заключается самое глубокое понимание сущности сновидения.
    Назад на содержание

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

    Из детских сновидений мы узнали, что работа сновидения стремится к устранению нарушающего сон душевного раздражения при помощи исполнения желания. Искаженные сновидения мы смогли рассматривать с тех же позиций, что и инфантильные. Мы открыли, что, собственно говоря, все сновидения являются детскими, работают с детским материалом, с детскими душевными явлениями и при помощи детских механизмов. В искаженных сновидениях исполнение желания не так очевидно, его надо распознать. Желания таких сновидений - запрещенные, отвергнутые цензурой.
    Если сновидение является исполнением желания, то как объяснить то, что есть много мучительных и, в частности, страшных сновидений? Здесь мы впервые сталкивается с проблемой аффектов в сновидении. Оказывается, что работе сновидения намного труднее изменить в нужном смысле аффекты, чем содержание. Вот и получается, что работа сновидения превратила мучительное содержание мыслей сновидения в исполнение какого-то желания, в то время как мучительный аффект проявляется в неизмененном виде. В таких сновидениях аффект совершенно не соответствует явному содержанию.
    Исполнение желание, казалось бы, должно доставлять наслаждение, но, спрашивается, кому? Разумеется тому, кто имеет желание. Но о видевшем сновидение нам известно, что он относится к своим желаниям особо. Он отвергает их, подвергает цензуре, одним словом, не терпит их. Таким образом, исполнение желания может доставить ему не наслаждение, а противоположное чувство.
    Страшное сновидение часто является неприкрытым исполнением такого желания. Возникающий страх является признаком того, что вытесненное, отвергаемое желание оказалось сильнее цензуры, что, не смотря на нее, оно все-таки пробилось к исполнению. Вместо цензуры появляется страх. Страшное сновидение обычно ведет к пробуждению; мы имеем обыкновение прерывать сон, прежде чем вытесненное желание пробьется через цензуру к своему полному исполнению.
    Назад на содержание

Заполните гостевую книгу | Просмотрите гостевую книгу

Составлено по изданиям: