Опыт создания магазинов в Internet.Я и моя жена Юлия

Советы практика.


Об авторе:

Ланин Сергей Эдуардович

Возраст - 32 года.

Место жительства - г.Москва

Образование - высшее, МГУ им.М.В.Ломоносова

Мной выполненны работы:

Книжный интернет-магазин "Альфа"

http://www.chat.ru/~alfashop

Интернет-магазин "Компьютеры и комплектующие"

http://agent.arstel.ru

Интернет-магазин "Семена"

http://shop.arstel.ru

и много других проектов различной тематики...

В данный момент - свободный WEB-программист, в поиске интересной работы в дружном коллективе.

e-mail: slanin@yahoo.com

Телефон: 527-6881

Rambler's Top100


Оглавление

Вступление

Где продавать?

Что продавать?

Как продавать?

Пара слов о рекламе

Итоги

 

 

Вступление


Chat.ru рекомендует: товары из Китая на сайте Asia.ru!

В качестве вступления о значении, развитии и переспективах интернет-торговли приведу полностью выдержку из ВТОРОГО ЕЖЕГОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФИРМЫ "ЭРНСТ И ЯНГ" "ПОКУПКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ" (Неофициальный перевод http://www.Univermag.Com ©© Все права на распространение этого отчета принадлежат Ernst&Young http://www.EY.Com.)

"Совершение покупок в Интернете, не выходя из дома, занятие только одного из 10 домовладельцев в 1998 году, быстро развивается. Второе ежегодное исследование покупок в Интернете, проводимое Эрнст и Янг, показывает устойчивый рост совершаемых домовладельцами онлайновых покупок в WWW, которые становятся более частыми и крупными. Значительно возрос также и процент розничных торговцев и производителей, продающих или планирующих продажи посредством Сети.

В сентябре 1998 года мы провели исследование 1363 потребителей, 41 розничного предприятия и 74 производителей в США (см. диаграммы по демографической разбивке). Потребители были опрошены посредством случайно набранных домашних телефонных номеров по всей стране. Мы провели исследование среди руководителей розничной торговли и производителей потребительских товаров, обычно опрашивали главного руководителя по маркетингу. Респонденты либо опрашивались для исследования на специальном Веб сайте, либо заполняли печатный вариант анкеты (тем самым устраняя потенциальное искажение состава участников в сторону преобладания руководителей - приверженцев WWW).

Некоторые наиболее значительные открытия заключаются в следующем:

Как можно заметить из приведенного фрагмента отчета, интернет-торговля на Западе набирает обороты.Российские интернет-магазины пока занимают небольшую нишу на рынке интернет-услуг, но эта сфера бизнеса динамично развивается. В мире, согласно тому же ВТОРОМУ ЕЖЕГОДНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ ФИРМЫ "ЭРНСТ И ЯНГ" "ПОКУПКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ", "за последние шесть месяцев 1998 года, продажи он-лайн возросли на 200 %, с прогнозом, что итоговые продажи за год составят от 10 до 13 миллиардов долларов". Но это в мире: Россия, как всегда, стоит обособленно.

Где продавать?

Первый интернет-магазин "Альфа" я сделал весной 1999 года. Основной задачей было определиться, получится ли из этого что-нибудь путное, по этому в качестве сервера был выбран www.chat.ru. Понимаю, что люди, часто бывающие в Internet, скептически относятся к сайтам на этом сервере, но лично я считаю, что услуги, предоставляемые иными провайдерами по размещению у себя домашних страниц пользователей весьма далеки по качеству (в худшую сторону) от бесплатного сервиса www.chat.ru. Итак, площадка была выбрана.

Что продавать?

Вопрос "что продавать?" весьма риторический. Продавать можно все, что угодно (кроме Родины). Первый эксперимент я решил произвести над книгами, благо была одна знакомая фирма, занимающаяся оптовой книготорговлей. Ей я и предложил поучаствовать в этом проекте, на что получил великодушное согласие (за что нам всем большое спасибо).

Как продавать?

Схема продаж через Internet проста, и ее основной принцип давно знаком покупателю - "товары-почтой". Единственное отличие, то что местом, где можно заказать покупки да и иногда оплатить товар стал Internet. Таким образом, магазин, создаваемый в Internet, должен отвечать следующим требованиям:

А) Предоставить потенциальному покупателю большой перечень предлагаемого товара;

Б) Доступно объяснить схему, по которой покупатель может заказать товар;

В) Предоставить различные способы оплаты (у покупателя должен быть выбор);

Все эти требования я постарался учесть при изготовлении "Альфы", но со временем, пришлось вносить некоторые коррективы.

Остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

А) Большой перечень товаров предполагает несколько сот наименований продукции. Встает задача, каким образом потенциальный покупатель может получить быстрый доступ к интересующей его информации?

Возможны два решения:

динамическая база данных, с организацией поиска и запросов;

статическое предоставление информации;

Лично для меня создание полноценной базы данных не подходило - затраты на ее создание (материальные и физические) не отвечали целям эксперимента. Я решил пойти "простым" путем - организовать максимально упрощенную схему работы со статическими данными. Конечно, потенциальный покупатель может "утонуть" в массиве предоставленного материала, но если брать психологию человека, многие из нас предпочтут "оглашение всего списка" товаров мудрстваниям над запросами в поисковике динамической базы. Как часто, придя на рынок за какой-то одной конкретной вещью, Вы неожиданно покупали что-то иное? Увидели, подумали и купили? Именно этот принцип (конечно, с учетом того, что Вы можете купить именно то, за чем пришли) и был заложен в магазине "Альфа". В этом магазине "оглашен весь список" товаров, потенциальные покупатели заходят и выбирают, что им по вкусу. Как показала практика - такая простая форма понравилась.

Решено это довольно просто, страница с каталогом содержит два основных фрейма - возвратную форму и прайс-лист. Бесплатное предоставление использования возвратных форм сейчас практикуют многие сервера, а прайс - простой текстовый файл.

Как показала практика работы магазина, во- первых, использование текстовых файлов позволяет быстро выводить на экран большой объем информации, что становится невозможным при использовании HTML. Во-вторых, обновлять такой прайс-лист гораздо проще. Достаточно прайс, написанный в Microsoft Excel сохранить в формате "Форматированный текст (разделители-пробелы)" и поменять расширение файла .prn на .txt любым доступным Вам способом :-). Полученный текстовый файл в таком виде сохраняет структуру строк и столбцов.

Описывать настройку возвратной формы я не буду - в каждом конкретном случае она своя. Обязательно должны быть поля "ФИО", "Адрес", "Индекс","e-mail", и поля для ввода наименований заказанного товара.

Б) Схема покупки товара должна доступно отражать поэтапное оформление заказа, срок его обработки, возможные способы и время доставки. Вся эта информация должна быть изложена в наиболее простом для восприятия виде (хотя, как показывает практика, из 20 читающих у одного обязательно найдется к Вам пара вопросов, хотя ответы на них он мог без труда найти в описании). На практике схема доставки товара не вписывается в существующие реалии. Российская почта хорошо работает только для доставки по территории России. Если у Вас возникла задача что-либо отправить в страны СНГ - головная боль у Вас обеспеченна! Почтовые чиновники не хотят браться за отправку посылок в страны СНГ, хотя и должны это делать - то им нужно узнавать тарифы, то правила отправки, возни много:

Я эту проблему пытался решить разными способами и пришел к выводу, что с нашей почтой лучше не связываться. Наиболее приемлемое решение - для Москвы в частности, компания "RUSSIA INTERPOST". Сервис, правда, наш старосовковый, но цены, по сравнению с курьерскими доставками - умеренные. Бандероли при помощи "RUSSIA INTERPOST" отправлять можно как в дальнее зарубежье, так и в ближнее, но только с книгами.

Справочная телефонная служба этой фирмы работает очень плохо, и на вопрос "Сколько будет стоить отправка посылки весом 5 кг. бабушке в Донецк?" я никакого внятного конкретного ответа не получил, кроме приглашения приехать к ним и задать этот вопрос лично. А зачем тогда справочная телефонная служба, спрашивается? Я так понял, что при личном контакте отвечать уже не им:

Так что увы, совет, как доставлять без головной боли заказанный товар в страны СНГ я дать не могу: А число заказчиков, например, с Украины ~ 10 процентов от числа всех покупателей он-лайн.

Что касается срока отправки заказа - осуществляем в течение трех дней после предоплаты заказа. В данном случае торговля идет со склада - хотя, конечно, есть в Internet магазины, предлагающие больший выбор изданий, но сроки отправки у них несравнимо больше - много времени уходит на сбор заказанной литературы по различным издательствам. Есть и в складском запасе свои преимущества!

В) Что касается способов оплаты - это самая больная тема для российских интернет-магазинов.

Если есть причина, которая сдерживает рост покупок в российских интернет-магазинах - так это отсутствие одной, удобной как и продавцу, так и покупателю системы расчетов в он-лайн.

Расскажу о возможных вариантах оплаты покупок в интернет-магазинах.

Сберегательная касса - самый часто встречающийся вариант оплаты покупок и самый неудобный, на мой взгляд. В лучшем случае интернет-магазин предоставляет возможность скачать бланк извещения с уже внесенными в него "сумасшедшими" нулями, в худшем - предоставит Вам возможность написать их самим. А затем Вам придется посетить сберкассу (дай Бог, если рядом с домом), потолкаться в очереди:Весь смысл интернет-торговли теряется, так как нарушается основной принцип - покупай не отходя от компьютера!

Но, тем не менее, для большинства российских пользователей - такая система оплаты единственно возможная. Вот только захотят ли они ей часто пользоваться?

Почтовые и телеграфные переводы обойдутся дороже, а удовольствия Вам доставят не больше, чем сберегательная касса, так что в отдельности я их рассматривать не буду:

Оплата по безналичному расчету - удобно, быстро и, в большинстве случаев надежна. Но для широкого круга покупателей не доступна.

Система оплаты WEBMONEY TRANSFER - один из возможных способов оплаты покупок он-лайн в России.Он позволяет Вам в реальном времени осуществлять наличные платежи за товары и услуги по сети Интернет, любой другой перевод (отправку, получение) Ваших денежных средств по каналам сети.

В двух словах - переводите деньги на счет некой фирмы, а она предоставляет Вам бесплатно клиентскую программу для совершения расчетов в виртуальной валюте WEBMONEY в он-лайн режиме в системе магазинов, которые поддерживают эту форму оплаты. Т.е. в сберкассу для пополнения количества Ваших виртуальных денег (WM) Вам придется ходить, но не часто:

Есть возможность покупки WM с кредитной карточки (www.webmoney.ru/card/), но и за это удобство надо платить.

Плюсы WEBMONEY TRANSFER:

Минусы WEBMONEY TRANSFER:

Но основное про участников WEBMONEY TRANSFER - они действительно покупают!

Системы оплаты по кредитным карточкам - были такие, предлагали клиентский набор получения платежей по кредитным картам за ~200$. Я отказался - где там Ваша карточка после 17 августа? То-то:

В магазине "Альфа" можно воспользоваться любой системой платежа, включая даже некоторые экзотические, которые я приводить не буду по лености своей и разумению -"Пустое это!".

Только оплаты по кредитным картам у меня нет - подожду.

Пара слов о рекламе

Создать сайт - любой, от навороченного до примитива, дело техники. Грамотно раскрутить его в Интернет - вопрос стратегический. Обязательным считаю регистрацию в следующих поисковиках:

Если кто-то желает поделиться своими наблюдениями о других поисковых машинах, которые дают заметный прирост посетителей - напишите мне. Заранее благодарен.

Отдельно по системам баннерного обмена.

В порядке предпочтительности:

Итоги

Ну, спросили Вы Петра Ивановича, тфу:Пардон! Меня , Сергея Эдуардовича -"И как Ваш эксперимент?"

-Хорошо! - отвечу я Вам.-Однозначно, хорошо!

Народ пошел в книжный интернет-магазин "Альфа".

Да, все созданные мной магазины иной любитель пописать на досуге CGI назовет примитивными. Это его право! В Internet есть место для всех.

Я считаю свои работы простыми и предельно удобными для пользователя. И они работают!

Конечно, многие тонкости я не смог, а может и не сумел объяснить в этом коротком отчете.

Один совет дам на последок всем, у кого хватило усидчивости дочитать этот текст до конца - создавая свой магазин в Internet подходите к решению этой проблемы концептуально, с твердым пониманием решения стоящей перед вами задачи. Не надейтесь на быстрый финансовый успех, для России пока интернет-торговля - дело новое.

Но "столбить" участки нужно сейчас!

ЕСЛИ ВАС ЗИНТЕРЕСОВАЛ МОЙ ОТЧЕТ - МОЖЕТЕ ПРИСЛАТЬ МНЕ СООБЩЕНИЕ  
СООБЩЕНИЕ:
   
Our Site Is Listed at WWW.RU   Rambler's Top100
         

Chat.ru рекомендует: товары из Китая на сайте Asia.ru!