ГОСПОДИН РАССОЛ (<Московский Комсомолец>, ~ февраль 1999.)

 

- Дима, что вас потянуло на телевидение? У вас была работа в надежном ТАССе, блестящая карьерная перспектива, кажется вам даже предлагали ехать собкором в Нью-Йорк?

 

- Вообще-то предложения как такового не было. Такое предложение выгрызалось зубами из вымени ЦК КПСС. За границу ехали люди, имеющие хотя бы отдаленную связь с членами Политбюро. Там была своя система, по которой отбирались лучшие и не лучшие, но потихонечку сотрудничавшие с органами Госбезопасности. Нужно было пройти все круги подготовки союзного корреспондента:определенную языковую, творческую, политическую, черт еще знает какую подготовку, и только через несколько лет можно было рассчитывать, что ты вдруг попадешь в круг избранных. Некоторые из моих коллег - ТАССовцы - сейчас собкоры.Один в Мексике, второй в Корее. Но меня бес попутал. Когда все стало выстраиваться и стало ясно, что у меня хорошие перспективы,именно тогда со мной случилось, что при большевиках называлось аморалкой, а на весах вечность называется любовь, которая меняет жизнь. Как Вероника Долина пишет:" Уйди из под этой крыши, ты вырос выше. Ты вырос слишком, уйди же, слышишь!". И я пошел на телевидение.Что было страшной, с точки зрения карьеры, ошибкой.

 

- Так уж и ошибкой?

 

- Ну, что такое телевидение? Это же искусство подобно цирковому. Ни кола, ни двора. Бегай, вот эти передачи снимай. Не то, что в ТАССе - уверенная, материально обеспеченная, исполненная статуса работа, где в семьдесят лет тебе как ветерану дадут квартиру. А я вдруг подумал, что жизнь должна быть цельной,целеустремленной, что стратегию нельзя менять либо вырабатывать по ходу дела. Она должна быть выработана в 20 лет раз и навсегда. Можно менять тактику, но стратегия должна быть неизменной, иначе это не жизнь, а каботажное плавание.

 

- Кто помог выработать стратегию Диброва?

 

- Ну вот они: Дали, Маркес, Воннегут, Райт-Ковалева,Сидоров Валентин Митрофанович, Шамбола, Фрейд, Набоков,Анри Виоль, Аксенов, Битов, Саша Черный, Хармс, Конфуций, Джон Леннон, Махавишна, Ремарк, Хемингуэй, Генри Миллер, Бунин, Будда.

 

- Почему именно Будда, а не Иисус Христос?

 

- Я не вижу разницы.

 

- Ага, понятно - Бог един.

 

- Ну конечно. Но не стоит относиться к Будде с таким пиететом, как мы привыкли в нашей православной традиции. Учитель умер в 82 года от дизентерии, значит, от того, что обосрался, при этом не оставив после себя ни одной написанной книжки. Не правда ли, хорошая эпитафия?

 

- Насколько я знаю, вы считаете всех людей одинаковыми?

 

- Да. В каком-то смысле никто не отличен, особенно это чувствуешь, когда умираешь. Первая же истина, которая открывается в момент смерти, это то, что нет различия между мной и тобой. Все мы оказываемся одним и тем же. Раз так, то любая форма расизма, анти чего угодно - потешна, просто потешна.

 

- Вы всегда были таким философом или это пришло с возрастом?

 

- Да всегда, сколько себя помню.

 

- Разве совместима деятельность на ТВ и философия?

 

- Я отношусь к своей деятельности на телевидении как к мессианству. Мне кажется, что я делаю неоценимое дело для парня из провинции, который находится в том же положении, в каком я находился 30 лет назад. Все, что тогда было - это московское телевидение. Первая программа, вторая. Жизнь в Житомире сонлива, как сурок, поэтому единственное, что можно там делать, - это сидеть по вечерам и смотреть телевизор.

 

- Одно сплошное телевидение...

 

- Да. Любопытно, что и Майк Науменко ( еще один мой учитель) каждый день с утра до ночи сидел и смотрел телевизор. Абсолютно все, от корки до корки. В Ленинграде жизнь была одинакова во всех проявлениях, как и в любой коммунистической провинции.Так вот, Майк делал то же, что и я: улавливал маячки света среди общей серости. Ведь свет это протоплазма, способная делиться, развиваться, умножаться. Без дотаций. Поэтому я надеюсь, что все мои выверты, вкус парадоксов, который я демонстрирую кому-то, показывает, что есть еще здесь, в

России, а не в Калифорнии, - островки свободомыслия.

 

- Как насчет ваших телевизионных проектов, в частности, идеи переноса "Антропологии" на НТВ?

 

- Мы с Леней Парфеновым обсуждали такую возможность. Но,увы, никто не собирается платить за увеличение вещания в сторону ночи, поскольку это экономически неоправданно и нецелесообразно. Видимо, "Антропология" - это слишком скромная цель для того, чтобы ради нее покупать эфирное время.

 

- Но Сергей Лисовский, поддерживавший передачу на Телеэкспо, поверил в эту цель...

 

Пока все, что осталось от "Антропологии", это сайт в Интернете,правда, еще не оформленный. Я хочу, чтоб в него вошло все то, что не попало в программу, ибо самое интересное случается как раз за секунду до работы камеры и через секунду после того, как она перестает работать.

 

- Что с остальными телевизионными проектами?

 

- Сейчас я активно работаю в качестве креативного продюсера над становлением совершенно нового телеканала, который будет полностью посвящен криминалу. Триллерные новости, ток-шоу, программы-расследования, детективы. Главное -это как подать тему.

 

- И как же?

 

- Мы должны рассказывать о преступлениях как о примере концентрации человеческих эмоций - только тогда это будет интересно зрителю.

 

- Когда начнется вещание нового телеканала?

 

- Первого марта. Это официальная дата. Если только у нас не возникнут экономические проблемы...

 

- Вы бросаете НТВ?

 

- Нет-нет. На НТВ я работаю ведущим и, надеюсь, буду работать дальше. Что же касается криминального канала, то там я выступаю только в качестве режиссера, и меня никто никогда не увидит в кадре.

 

- Вас никогда не смущало, что вам всегда приходится работать на разные аудитории?

 

-Никаким образом телевизионная аудитория не раскладывается ни на одну из составляющих. И вот почему. Если передача называется "Для вас, животноводы", по моему убеждению, ее менее всего посмотрят животноводы. А вот фильм " Бриллиантовая рука" посмотрят абсолютно все. И пенсионеры, и пионеры, и животноводы.

 

Телевидение должно быть романтичным, и я не раз в ус усмехался, когда мне предлагали самые плохие эфирные тайм-слоты. А мне безразлично, какой тайм-слот взять: утро так утро, день так день. Плохого эфирного времени нет. Есть плохие эфирщики. Вот у меня - самый гробовой тайм-слот -12 дня, но я делаю 4-5 процентов зрителей в это время. Это те же самые проценты, какими оценивается популярность программы в пятницу вечером на первом канале. Это очень, очень неплохо... И эти мои размышления неожиданно подтвердились. На "Кинотавре" один из кинематографистов сказал:" Вот ты Дибров - телевизионный рассол. Мистер Бодун. Люди просыпаются после вчерашнего, включают телевизор - а тут ты! Вместо рассола огуречного. Взбадриваешь, и мы бежим дальше." Ведь богема, которая засиживается допоздна, встает тоже не рано.

 

- Вам никогда не хотелось отойти от богемной жизни и подзаработать денег?

 

- Нет. Мне нельзя. Ворам и художникам нельзя заниматься бизнесом. Обретая имущество, ты отдаешь заложников судьбе. А дух должен быть свободен, чтобы быстро реагировать на задачи, изменяющиеся обстоятельства. Не следует думать о деньгах человеку, который способен творить. Деньги сами придут.

 

- Но все же давайте вернемся к материи. У вас же был проект, связанный с производством джинсов?

 

- Да. Мы с Алешкой Грековым придумали линию джинсов Grekoff Антропология", но опять все уткнулось в деньги - ведь мы художники. А где их взять? Разве что найти еврея, который поставит все это на конвеер... Поэтому, если кому-нибудь нужно вложить деньги, пусть придет к нам с Алешкой и наладит производство. А за художественную своевременность этого одежного проекта мы отвечаем. Это же ноу-хау.

 

- На них посмотреть можно?

 

- Да на мне же. То, что я ношу, это Леша мне сделал. Ну не сейчас...Это Dolce&Gabbana. Но вообще моя любимая одежда - это то, что мы с Лешкой разработали. Мы долго искали эту линию, много материала перепортили. Но сделали как хотели.

 

- Говорят, вы еще очень здорово играете на гитаре?

 

- В свое время я учился в музыкальной школе по классу фортепиано, а гитару мне преподал частный учитель.Я думаю, что нет такого человека, который бы хоть раз в жизни не мечтал стать рок-музыкантом. Для нашего поколения гитара это больше, чем музыкальный инструмент.Это символ. Возможно, ваши читатели слушали премьеру моих музыкальных поделок на одной из радиостанций, там я играл и пел. Сейчас я открыл для себя царство современной компьютерной музыкии, сидя дома за компьютером, накладываю гитару поверх музыки. Музыка должна звучать в душе, и тогда то, что звучит у тебя в мозгу, будут слышать другие.

 

Все никак не могу приступить к литературе, времени нет. Сам процесс чтения уступает в нашем досуге место видаку. Видимо, кино - это некоторая форма существования литературы ХХI века.

 

- Но вы сейчас все же взялись за написание книги?

 

- Я действительно пишу книгу. Она будет называться "Раб лампы". Это пособие о том, как сделать настоящее, хорошее ток-шоу. Я не расчитываю на широкую публику, книга адресована коллегам и студентам научных вузов, которые хотели бы связать свою жизнь с телевидением. Самоучитель базируется на моем личном опыте, поэтому это не художественная, а скорее автобиографическая книга. Ведь всем только кажется, что это простая работа: зашел в кадр, поболтал час и ушел домой. Я докажу, что это не так.

 

(Спасибо Мэгги за набор текста и пересылку.)