Сайт переехал по адресу
http://www.postman.ru/~v48
Это зеркало не обновляется!
АВТОРА!!!
ПЕРЕД ЛИЦОМ МОИХ ТОВАРИЩЕЙ ТОРЖЕСТВЕННО КЛЯНУСЬ!
Обрядами инициации культурологи называют разнообразные ритуалы посвящения. Чаще всего это посвящение мальчиков в мужчины, или соответственно девочек в женщины. У диких племен они тесно связаны с легендами о происхождении мира, и мифологическая их идея так или иначе связана с образом сакральной смерти и последующего возрождения. Например, соплеменники, наряженные духами предков, хватают неофита и покрывают его тело множеством порезов. Потом они возвращаются уже без костюмов, и обрабатывают раны. Оставшиеся шрамы служат свидетельством полноценности мужчины в племени.
|
Мы с вами тоже частенько сталкиваемся, а то и подвергаемся обрядам инициации, хотя, конечно, не так часто, как в доперестроечные времена. Поскольку у этих ритуалов древнейшая мифологическая основа, они оказывают очень сильное воздействие на подсознание, и часто используются как один из способов "промывания мозгов". Полезно знать элементы, из которых составляется инициация, чтобы иметь возможность противостоять психологическому давлению, если вам случится подвергнуться ему помимо своей воли.
- Смена имени. Впервые ребенок сталкивается с этим, когда идет в первый класс. До этого его звали "Вовочка", а теперь он стал "Сидоров". Оказавшись в армии, он будет называться "рядовой Сидоров". Многие религии дают духовные имена (при крещении, при постриге в монахи). Девушки меняют фамилию при вступлении в брак.
- Одежда. Военная форма и монашеская ряса, пионерский галстук и желтый балахон кришнаита служат наглядным выражением того, что отныне ты другой человек. В наиболее жестких вариантах обряд посвящения включает в себя раздевание до гола. Новобранец, которому приходится стоять обнаженным в очереди на помывку, понимает, что вместе с гражданской одеждой он расстается и с прежней жизнью. И он чувствует себя новорожденным, рожденным для новой жизни.
- Ритуальная трапеза. Мы привыкли отмечать застольем любое важное событие, но при обряде инициации еда имеет особое значение. Демострируется, что став полноценным человеком ты теперь можешь есть полноценную пищу. Сюда относится и церковное причастие, и обычай круговой чаши.
- Нанесение несмываемых знаков на тело. В наше время такая манера все более признается варварской. Люди слишком ценят свое тело, и, к тому же, хотят оставить себе дорогу к отступлению. Остались только наколки уголовников и проколы ушей у модниц. Во многих закрытых группах, тем не менее татуировки до сих пор приняты. Например, бойцы, решившие остаться на всю жизнь во французском иностранном легионе делают татуировку "Великий неизвестный".
Тесно связан с предыдущим элементом обычай отдавать при посвящении частицу своего тела - каплю крови, прядь волос а то и кусочек кожи. Когда-то японские самураи скрепляли присягу отрезанной подушечкой пальца. Теперь же сохранился обычай обрезания в восточных религиях и пострига у христиан.
- Испытание. Иногда приходится подтверждать свое соответствие высокому званию. Модный парке Горького аттракцион - прыжки но упругом тросе - восходит к ритуалу одного островного племени. Каждый юноша при посвящении в мужчины должен был доказать, что он способен повторить прыжок легендарной красавицы, сбежавшей таким образом от чересчур настойчивого поклонника.
- Клятва. Мы все еще верим словам. От торжественной президентской присяги до простого "Да" в ЗАГСе, клятва "вбивает" в подсознание обязанности, которые возлагаются на посвящаемого. И если мы нарушаем ее, она начинает оттуда, из подсознания, свою разрушительную работу.
В заключение хотелось бы напомнить о клятве, слова из которой вынесены в заголовок. Многие из нас до сих пор помнят ее, хотя бы частями. И практически никто ей следует. Даже для тех, кто в свое время отнесся к вступлению в пионеры, как к формальному мероприятию, такая ситуация не полезна в психологическом плане. Подсознательно нарушаемая постоянно клятва является дополнительным фактором расшатывающим психику, а ведь их и так хватает. И пионерская и комсомольская организация сейчас продолжают существовать. Если бы их руководители нашли в себе достаточно мужества и гуманизма, они могли бы официально освободить от этой клятвы всех, кто не считает нужным ей следовать в новых условиях. Они бы доказали этим свою заботу о нашем благополучии и серьезность своего отношения к своим клятвам.
Владимир Ефимов
efimov@glas.apc.org