Оппозиция


Оппозиция (от лат. Орроsiтiо - противопоставление). - Слово О.
обозначает, вопервых, противодействие, борьбу против какой-либо
господствующей силы; вовторых, ту группу или группы людей, которые ведут
эту борьбу. Объектом О. могут быть господствующие в обществе
религиозные, философские, политические, литературные и всякие другие
идеи; нередко говорят также об О. в акционерных и др. обществах. Всего
чаще слово О. употребляется как термин государственного права. Во всяком
государстве существуют элементы, недовольные господствующим направлением
правительственной деятельности; эти элементы составляют О.
правительству. В государствах деспотических О. не допускается; всякое ее
проявление преследуется более или менее суровыми карами, и она
выражается лишь в скрытом недовольстве, в более или менее
систематическом, обыкновенно пассивном противодействии распоряжениям
правительства; иногда в бунтах. Явления этого рода иногда отказывают в
наименовании О., но его применяет к ним Гастон Буасье. в изв. книге:
"L'орроsiтiоn sоus lеs Сеsаrs" (русск. перевод, СПб. 1896). В
современных конституционных государствах конституции отмежовывают О.
известную область, в пределах. которой она может действовать свободно,
даже под охраной государственных властей; ей предоставлено право
свободной критики правительственных мероприятий в печати, в
представительных собраниях, на народных митингах и т. д., но вместе с
тем всякое неисполнение требований закона, всякое противодействие
правительству, выходящее за указанные законом пределы, даже призыв или
подстрекательство к нему преследуются и подвергаются каре.
Легализированная таким образом О. приняла совершенно новые формы.
Центром ее деятельности являются теперь, во-первых, парламенты,
во-вторых - печать. Все члены парламента, противодействующие политике
министерства, являются О. в наичаще употребительном ныне смысле этого
слова; вся периодическая печать, более или менее враждебно критикующая
деятельность правительства, называется оппозиционною печатью. По
распространенному ныне в западноевропейских государствах убеждению,
такого рода О. в общем не только не вредна, но является необходимым
условием мирного, здорового прогресса, хотя конечно иногда может
тормозить самые благие начинания, дискредитировать наиболее
прогрессивные или благонамеренные правительства. Тем не менее в
большинстве случаев партии, стоящие у власти, крайне враждебно смотрят
на наличную О. и иногда даже нарушают конституцию, чтобы ослабить ее: в
новейшей истории Европы нередки судебные и административные
преследования органов печати или политических оппозиционных деятелей по
совершенно недостаточным (с точки зрения существующего закона) и не
всегда даже фактически верным основаниям (громкие процессы такого рода:
гр. Арнима в Германии, ген. Буланже во Франции, Омдадины в Австрии и т.
д.). К этой же категории явлений можно отнести некоторые случаи отмены
Навеаs Соrрus Аст'а в Ирландии. Вообще положение О. весьма разнообразно
в различных государствах: в одних (Германия) она только терпится, и то
неохотно; в других к ней относятся с большим уважением (Франция);
наконец, в Англии, и только в ней одной, О. сделалась необходимым
институтом госуд. права. Там она призвана к постоянному участию в делах
управления: посредством запросов правительству, участие в обсуждении
ответного адреса на тронную речь и т. п. она дает правительству
возможность действовать в пределах закона, и правительство было бы
поставлено в весьма неудобное положение, если бы на выборах в палату
общин прошли исключительно его сторонники и оно осталось бы в палате без
О. Поэтому в Англии говорят не только о "правительстве Ее Величества",
но, с тем же основанием, и об "О. Ее Величества" (термин этот редко
употребляется в других странах; в Германии социал-демократы иногда
насмешливо говорят о "всеподданнейшей О. его величества", желая
обозначить этим умеренный характер оппозиции свободомыслящих). В
частности положение и характер О. значительно различаются в зависимости
от того, является ли государственный строй представительным или
парламентарным. В государствах представительных (напр. в Германии) О. не
надеется сделаться правительством; вследствие этого ее деятельность
приобретает характер более принципиальный, более радикальный, но вместе
с тем более отвлеченный и менее практический. Напротив того, в
государствах парламентарных (наиболее типическим образцом которых
является Англия), О. имеет право выражать недоверие министерству; если
на ее стороне окажется большинство, министерство обязано выходить в
отставку, и глава государства (король или президент республики)
обращается к признанному вождю О. с предложением сформировать новое;
таким образом вчерашняя О. становится правительством, вчерашнее
правительство делается О., или; как обыкновенно говорят, переходит в О.
Естественно, что в таких государствах борьба между правительством и О.
принимает более практический, деловой, иногда мелочной характер. О.
пользуется всяким поводом, чтобы свергнуть правительство - но вместе с
тем, опасаясь ответственности, которая на нее ляжет, когда она сделается
правительством, она обыкновенно опасается давать слишком большие
обещания. В одних государствах О. состоит обыкновенно из одной, двух или
вообще весьма немногих партий; так, в Англии в течение почти всего ХIХ
в. выдающееся значение имели две партии - консервативная и либеральная,
поочередно бывавшие О.; только в последние два десятилетия рядом с ними
стала играть крупную роль ирландская партия, обыкновенно являющаяся, О.
всем, как либеральным, так и консервативным правительствам. Напротив
того, во Франции и в Германии О. состоит из разнообразных, даже
диаметрально противоположных по воззрениям партий; при этом во Франции,
как в стране парламентарной, эти партии заключают между собой коалиции
для низвержения правительства, что в Германии оказывается невозможным. В
О. чаще всего бывают партии либеральные, радикальные и социалистические,
но нередко также партии консервативные и реакционные; так, во Франции
монархисты находятся в О. наряду с радикалами и социалистами. - О.
существует не только в парламентах, но и в думах, графских советах,
провинциальных сеймах и других органах местного самоуправления.