Орарь


Орарь (vrаriоn ) - принадлежность облачения иподиакона, диакона и
архидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через
плечи, второй - на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третий
крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под
правой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре дьякон
носит О. по подобию архидьякона, как это практикуется в Иерусалиме. -
Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи и
служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание
еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; это
доказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии"
Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме.
Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда
говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на
себе ризы белы. В относящихся сюда художественных изображениях в римских
катакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но и
руки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно из
свидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане,
гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именно
О. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качестве
он упоминается уже у древнейших писателей, под именем то оrаiuм, то
sтоlа. Первоначально в мире языческом оrаriuм употреблялся в смысле
sudаriuм, sтrорнiuм, linтеоluм, т. е. в смысле ручного платка. Св.
Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христиане
его времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О.
получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровью
мучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографии
Киприана). Само слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря,
происходит от srаw - vidео, овsеrvо - и свидетельствует о том, что лица,
имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать,
что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший в
церкви народ. Другие производят wrаriоn от vrа - хранение, попечение (о
душах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. слове
оrаriuмi, производя его от оrаrе - молиться. Четвертый толедский собор,
Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят оrаriuм от оrо в смысле
говорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежность
священнослужителей, как церковных учителей.