Оратория


Оратория (оrатоriuм, лат., оrатоriо итал.) - духовная музыкальная
драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный
аккомпанемент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в
которых пелись "Lаudеs sрiriluаlеs". происходили в отдельном помещении
при церкви, называвшемся оrатоriuм. Это название перешло и на музыку,
исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и
была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими
сюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О.
считается "Rаррrеsеnтаziоnе di аniма е di согро", Эмилио дель Кавалиере
(1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и
Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы,
делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя
допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные
представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе ;
не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности
увеличилось число арий. Духовные музыкальнодраматические произведения
Шютца и И С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме
с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их
называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт,
Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось
название светской О., напр. музыкально-драматические произведения
Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и
Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о
ней стали неопределенными. См. Вонме, "Gеsснiснте dеs О."(1887);
Кrетzsснмаr "Fuнrеr durсн dеn Коnzеrтsааl"(1890) Н.С.