Обрезание


Обрезание - составляет весьма распространенный обычай, получивший у
некоторых народов важное религиозное и национальное значение. Мы
встречаемся с обычаем О. во всех частях света, в Австралии, Полинезии,
Африке, Америке, на Малайском архипелаге, в древнем Египте и Мексике, у
евреев и магометан. У большинства народов О. совершается над мальчиками
и юношами 10 - 17 лет (в древнем Египте - на 14-м году) и составляет как
бы посвящение в мужчины, официальное признание половой зрелости. У
магометан О. не составляет догмата, а только традиционный обычай
(соннат), унаследованный, по-видимому, от эпохи до Магомета. Турки
совершают О. над мальчиками 8 - 13 лет, персы - над 3 - 4 летними,
магометане Малайского архипелага - над 10 - 18 летними арабы городские -
на 5 - 6 году, деревенские - на 12 - 14 году. В Африке обычай О. мог
распространиться из древнего Египта (где он существовал уже за 1500 лет
до Р. Хр.), но возможно, что он был известен издревле или был усвоен с
вост. берега. По данным, собранным Заборовским, О. в Африке стоит в
связи с распространением древних культурных растений, проса и сорго, а в
некоторых местностях - и с распространением; сравнительно недавним,
культуры риса. В Австралии О. соединяется иногда с варварскими
операциями, результатом которых является невозможность оплодотворения со
стороны мужчины. Среди племен американских индейцев О. встречается лишь
спорадически. В Полинезии и Меланезии О. ограничивается обыкновенно
только надрезом рrаерuтii; на некоторых островах, напр. Новой Зеландии,
оно неизвестно. Андрэ определяет все число практикующих О. людей
приблизительно в 200 милл. = 1/7 всего человечества. Обыкновенно
племена, разделяющие этот обычай, смотрят презрительно на
"необрезанных". Совершение О. сопровождается обыкновенно празднествами,
отчасти религиозного характера (как у евреев и магометан), отчасти
только знаменующими наступление половой зрелости у одного из членов
семьи; для выполнения операции приглашается у первых духовное лицо
(раввин), у других - врач-знахарь. Производится О. у некоторых народов
еще кремневыми или обсидиановыми ножами; тоже было, по-видимому, в
древнем Египте и у евреев, что указывает на древность обычая. У
некоторых народов О. имеет характер жертвы богам; так, на островах Вити
или Фиджи, в целях облегчения от трудной болезни, приглашают жреца и
приводят еще необрезанного мальчика, над которым и совершают операцию,
принося затем отрезанную плоть и другие дары божеству. Весьма
невероятно, чтобы в деле О. играли какую-нибудь роль санитарные цели,
как это пытались некоторые доказывать. Кое-где, напр. в Африке, у арабов
и т. д. практикуется и О. девочек (удаление сliтоris, малых губ), иногда
в связи с так наз. инфибуляцией; но этот варварский обычай вызывается
другими целями, в частности - предупреждением возможности полового
сношения.
противоположны. В то время как одни смотрят на О. как на печальный
атавизм, лишенный всякого научного значения (Португалов), многие, и
весьма компетентные исследователи (Нуrтl, Маlgаignе, Тilмаns. Еriснsеn,
Rеvеrdin, Lаlемаnd и др.), признают за О. весьма важную в
профилактическом и терапевтическом отношении меру и рекомендуют
распространение операции в более широких сферах населения.
Действительно, операция О. устраняет целый ряд заболеваний, возможных
лишь у необрезанных. У некоторых субъектов, как известно, отверстие
крайней плоти бывает крайне узко, такой прирожденный порок развития
(фимоз), сопровождаясь обыкновенно частичными сращениями крайней плоти с
головкой, влечет за собой многочисленные болезненные явления.
Скопляющаяся при этом в препуциальном мешке смегма своим механическим и
химическим раздражением вызывает воспаление головки или причиняет зуд и
щекотанье, заставляющее детей чесаться, что служит обыкновенно первым
толчком к онанизму. При несоответствии наружного отверстия
мочеиспускательного канала с отверстием крайней плоти могут встретиться
затруднения и при мочеиспускании, с задержанием мочи в препуциальном
мешке и расширением пузыря. В раннем детском возрасте узость крайней
плоти и сращения последней с головкой представляют почти физиологическое
явление и констатируются, по наблюдениям Бокая, Зейделя и Парка, у 80 %
детей, хотя, с возрастом последних, сращения эти постепенно
уничтожаются. В детском возрасте даже сравнительно незначительные
периферические раздражения вызывают нередко различного рода нейрозы как
в двигательной, так и в чувствительной сфере, чем и объясняются
многочисленные, описанные у детей случаи столбняка, эпилепсии, истерии и
параличей, устраненных обрезанием. Этим, может быть, отчасти
объясняется, почему, детская смертность, особенно в первые месяцы жизни,
у евреев и магометан меньше, чем у христиан. По Веселовскому, на первом
году жизни в России умирают: у евреев 14,69 % всех родившихся, у
магометан 17,53, у христиан 21,26; в великом герцогстве Баденском, за
период времени от 1864 до 1873 гг., в первый месяц жизни у католиков
умирало 10,71 - 11,21 % детей, у протестантов 7,93 - 8,26 %, у евреев
5,73 - 6,73 %. Заражения, реr соiтuм, сифилисом распространено среди
христиан несравненно значительнее, чем среди евреев и магометан. Среди
3214 больных (из них 1734 христиан и 1480 евреев), пользованных д-ром
Минором (в Москве) от различных нервных болезней, % христиан, в анамнезе
которых был сифилис, равнялся 16,8, а евреев лишь 3,5.
Медико-хирургическое общество в Лидсе и международный конгресс в Париже
(в 1865 г.) признали за "обязательным О." одну из важных
профилактических мер против заболевания сифилисом. О. производится на 8
день после рождения. Оператор отсекает крайнюю плоть острой бритвой по
всей окружности; во избежание рубцового сужения отверстия ее, разрывает
внутренний слизистый листок крайней плоти, захватывает губами
новообразованную рану, отсасывает и выплевывает кровь, после чего весь
половой орган обсыпается толстым слоем мелко истертого порошка
перегнившего дерева или так наз. пульвером (sемеn lусороdii). С
санитарной точки зрения практикуемая по традиционным методам,
выработанным много веков тому назад, операция далеко не всегда
представляется безопасной (заболевания туберкулезом или сифилисом после
О.). Для упорядочения еврейского обряда О., как в различных государствах
Зап. Европы, так и у нас (общество охранения народного здравия в СПб., в
1890 г.), проектированы были различные меры, которые, щадя религиозные
чувства массы, имели целью лишь обезопасить обряд. Представители
еврейского духовенства, при обмене мыслей с врачами, нашли возможным
допустить употребление особых высасывающих приборов в роде употребляемых
для отсасывания молока из грудей. Еврейские консистории многих городов
Зап. Европы требуют, чтобы правом на производство операции пользовались
лишь лица, после предварительного испытания в теоретическом и
практическом знакомстве с операцией и послеоперационным лечением,
согласно современным воззрениям хирургии, сама же операция должна
производиться в присутствии врача. В настоящее время в более
интеллигентных сферах еврейства О. производится врачами, с соблюдением
всех приемов асептики. Ср. Рlоss, "Gеsснiснтliснеs und етнnоlоgisснеs
uв. Кnавеnвеsснnеidung" (Лпц., 1885); В. Португалов, "О. у евреев"
("Медиц. Обозр." 1884, с. 1065); М. Конельский, "Обряд О. у евреев с
точки зрения современной медицины" ("Врач", 1887, © 33, 34 и 35);
Погорельский "О еврейском обряде О."; Вермель ("Врач". 1890, © 37);
"Журнал Рус. Общ. Охранения Народ. Здравия" (1891, © 8 и 9); Грузенберг,
"Реальная энциклоп. медиц. наук" (т. ХIII); Минкевич, "О. у древних
колхов" ("Медиц. Сборн. Кавказского Медиц. Общества", 1896).