Омар


Омар ибн-Хаттаб (из дома Адиев) - 2-й мусульманский халиф. Род. в
конце VI в., царствовал от 22 авг. 634 г. до 3 ноября 644 г. Сперва был
ярым врагом ислама; потом, около 615 или 616 г., уверовал в пророка и
стал его ревностным и деятельным помощником, может быть даже
руководителем. Многие европейские историки находят, что настоящим
основателем ислама следует считать именно О., а не Мохаммеда; А. Мюллер,
оспаривая такое мнение, признает однако, что без О. ислам пал бы. Когда
Мохаммед умер и исламу грозила гибель, О. добился, чтобы халифом был
избран не мединец Саад и не слабохарактерный зять пророка, Алий, а умный
Абу-Бекр. Последний, умирая, взял с товарищей клятву, что его преемником
будет О., хотя это было нарушением прав Алия. В халифство О. власть
арабов распространилась за пределы Аравии. Первые набеги на владения
византийцев и персов начались еще при Абу-Бекре, направляясь на южную
Палестину и на низменность Евфрата. Персия, где в малолетство Ездигерда
II господствовала полная неурядица, не могла оказывать арабам упорного
сопротивления. В правление Омара в 636 г. был взят Халидом (выдающимся
араб. полководцем) Дамаск; решительный бой Халида с соединенными, но
несогласными между собой силами греков, христианских арабов и армян
состоялся несколько раньше сдачи Дамаска, 20 авг. 636 г., у р. Ярмука
(Иеромакса), и византийское войско было почти все истреблено.
Одновременно возобновившаяся война с Персией ознаменовалась
блистательной победой арабов при Кадисии, близ Хиры (637), где Саад
ибн-Ваккас разбил соединенное персидское войско, бывшее под начальством
храброго Рустема, но страдавшее отсутствием единодушия вождей. В том же
637 г. завоевана была вся Вавилония, с Ктезифоном (Медаином), столицей
царя Ездигерда, до самых Мидийских гор. В 638 - 640 г. покорены одна за
другой сильные сирийские крепости (из них Цезарея в 640 г. взята Моавией
лишь вследствие измены одного Иудея). О., въехав в Иерусалим, обратил
храм Соломона в мечеть; в то же время заняты были Месопотамия и
Хузистан. В 640 -641 гг. арабы (Амр) овладели Египтом, куда их призвали
монофизиты-копты, ненавидевшие православных греков, и подчинили себе
Мосуд, ограждавший с севера Месопотамию. В 642 г. взята штурмом
Александрия (позднейшее известие о сожжении Омаром библиотеки безусловно
неверно). Египет был соединен посредством канала с Черным морем;
совершены дальнейшие завоевания на запад, до Барки (Киренаика); в это же
время перейдены мидо-персидские пограничные горы и рассеяны последние
значительные силы персов при Нихавенде, к Ю от Экбатаны. В 643 г. Персия
была занята до Рея (Тегерана) и совершено вторжение в Азербейджан
(Персидскую Армению); в сев. Африке взят Триполис (643 или 644). В 644
г. занять Испаган, а на СВ арабские владения дошли до границ Хорасана. К
концу своей жизни О. повелевал; кроме самой Аравии, северо-восточным
берегом Африки, Египтом., Сирией,. Месопотамией, Вавилонией и зап.
половиной Персии (на В Ездигерд держался еще до 651 г.). Жители
покоренных стран или принимали ислам; или должны были платить подать
поголовную и поземельную, подвергаясь известным ограничениям в правах.
Чтобы не допустить смешения мусульман (в частности арабов) с иноверцами,
О. запретил мусульманам иметь земельные владения в покоренных странах (в
последующие времена закон этот пришел в забвение); с той же целью из
Аравии были изгнаны Иудеи и христиане и был учрежден (637)
самостоятельный мохаммеданский календарь. Завоевания доставили
мусульманам огромную добычу, которую нельзя было сразу разделить по
рукам, и богатый государственный доход. Для упорядочения финансового
дела, О. учредил казначейство и диван (мин. финансов или верховную
финансовую камеру). Подражал он при этом образцам византийским и
персидским, да и вообще он, где можно было, старался сохранить хорошо
заведенную бюрократическую машину персов и византийцев: даже счетные
книги велись в Сирии и Персии на прежних языках, монеты чеканились с
греческими и персидскими надписями, на них оставлены были даже кресты и
прежние изображения. В каждой провинции был поставлен арабский
наместник, с мусульманским войском (неверные вообще лишены были права
носить оружие); ему принадлежала также власть судебная, но рядом с нам
О. поставил и специальных судей, "кадиев". Во всех своих начинаниях О.
руководился интересами ислама, которому он был глубоко предан, но этого
нельзя сказать о массе арабоввоинов; не фанатизм, а разбойничья жадность
влекла большую их часть к завоеваниям. После кадисийкой битвы О. велел
излишек добычи раздать тем выдающимся храбрецам, которые знают наибольше
мест из Корана; оказалось, что они знают только формулу: "нет Бога кроме
Бога, и Мохаммед его пророк", или еще: "во имя Господа милостивого,
милосердного", не больше. В своем образе жизни доходивший почти до
аскетизма, О. старался, чтобы мусульмане не уклонялись от предписаны
Корана, и строго наказывал за их нарушение (в том числе даже своих
родных). Память О. до сих пор чтится суннитами; напротив, шииты
проклинают О. за нарушение прав Алия. О. был убит, в своей столице
Медине, персом Абу-Лулу Фирузом (христианским рабом), за
неудовлетворение жалобы на куфского наместника (644). Имя убийцы
священно у шиитов.