Обстановка


Обстановка и освещение озера. Для облегчения плавания по озеру на нем
имеется 17 огней и маяков и 7 знаков, указывающих подходы к разным
местам или ограждающих плавание по фарватерам.
вероятно, новгородцы. При Петре Вел. О. озеро приобрело значение, как
соединительное звено пути из Архангельска в Неву. В 1702 г. два фрегата,
построенные в Архангельске. были доставлены из гавани Нюкчи в О. заливе,
на расстоянии около 200 вер., по разным рекам и, отчасти, волоком в О.
озеро и через Свирь далее вниз. Несмотря на этот пример, вопрос об
устройстве непрерывного водного пути между морями Белым и Балтийским
остается нерешенным и до сих пор. В 1800 г. Армстрон и мещанин Жданов
заявили о необходимости устроить канал между Белым морем и О. озером:
тогда же местность между ними была осмотрена строителем Мариинского
пути, ген. Деволаном. В 1824 г. куп. сын Антонов предлагал соединить
озеро у Повенца с р. Выг; в 1832 г. Лешевич-Бородулин составил описание
и карту проектированного им водного пути от озера до рр. Выг и
Телекинской; проект был проверен кап. 1 ранга Казарским, составившим
подробное описание пути. Б 1858 г. архангельский губернатор Арендаренко
представил проект, соединения озера с О. заливом, но новое исследование
этого водного пути осталось без последствий. В 1886 г. особой
экспедицией министерства путей сообщения были произведены изыскания
водного пути между О. озером и О. заливом, показавшие, что путь по рр.
Повенчанке, Телекинской, озерам Долгое, Марсо, Выг-озеро и р. Выг будет
иметь общую длину от г. Повенца до с. Сороки 219 вер., из которых. 129
вер. и теперь, в естественном состоянии, вполне судоходны, остальные же
90 вер. подлежат углублению и расчистке. Однако, и до сих пор этот
водный путь продолжает быть только проектом. Несмотря на большое
значение озера для внутреннего судоходства, исследование его в
гидрографическом отношении началось только в 1870 г. В 1873 г. была
назначена, под начальством полк. корп. флот. штурм. Андреева, съемка для
обследования озера, закончившая свои работы в 1894 г. Гидрографические
работы состояли в съемке берегов озера (в масштабе 2000 саж. в дюйме),
промере глубин его, составлении меркаторских карт для плавания,
изготовлении проекта полного освещения озера и ограждения его
предостерегательными знаками и выводе среднего уровня. Ввиду
затруднительности производства триангуляции на южн. берегу, вследствие
болотистости и лесистости местности, работы там были основаны на
астрономических пунктах. В сев. части озера; до устья р. Водлы на В и
Петрозаводска на З, работы были основаны на триангуляции. При береговом
промере глубины измерялись с промежутками от 5 - 20 саж., при судовом -
по параллельным линиям поперек озера, с расстоянием до 2 верст. Для
решения вопроса о среднем уровне озера были установлены постоянные
водомерные наблюдения: в след. местах: с. Черные Пески, с. Вознесенье,
Петрозаводск, Повенец, с. Бесов Нос и устье р. Вытегры, а для связи
нулей этих футштоков произведена нивеллировка вокруг всего озера,
продолжавшаяся 8 лет, По данным нивеллирных работа, оказалось, что
уровень озера на параллели Петрозаводска на зап. и вост. берегах
разнится всего на 0,5 фт., а между Повенцом и с. Черные Пески - в 1 фт.;
обе эти величины вполне. объясняются накоплением ошибок при
нивеллировке. Для нанесения на карты склонения компаса были произведены
магнитные наблюдения: в 1883 г. лейтенант. А. Вилькицким - в Повенце; в
1885 г., им же - в устье. р. Водлы, с. Тамбицы, Повенце и с. Кулмаксы; в
1892 - 93 гг. лейт. Дриженко там же наблюдения произведены в 17 местах
вокруг всего озера. Все наблюдения произведены магнитными теодолитами
Ленца и инклинаторами Гамбея. Кроме того, по просьбе Имп. рус. геогр.
общ., на многих пунктах определялось магнитное склонение более простым.
способом. Результатом всех работ является составление 34 меркаторских
карт озера и лоция его, который в скором времени имеют быть изданы мин.
путей сообщения. Водятся в озере: лососи, сиги (известные чёлмужские
сиги большого размера), налимы, щуки, судаки, угри, окуни, ряпушка и др.
О состоянии промысла рыболовства см. Олонецкая губ. См. А. Тилло,
"Абсолютная высота озер: Ладожского, О. и Ильменя" ("Инженер", кн. 1-я,
1886); Н. Крылов, "Эконом. значение Беломорского канала" (1889); "Речной
флот Европ. России по переписи 1890 г." (изд. статист. отд. мин. пут.
сообщ., 1893); "Сведения о движении товаров по внутр. водным путям в
1894 г." (изд. мин. пут. сообщ. 1896); "Сведения о внутренних водных и
шоссейных путях сообщ. за 1894 г." (изд. мин. пут. сообщ. 1896);
Рыкачев, "Вскрытие и замерзание вод Европ. России" (СПб., 1886);
Поляков, "Физико-географическое описание юго-вост. части Олонецкой губ."
("Записки Имп. Русск. Географ. Общ.", т. ХVI, вып. 2, 1886); Отчеты
отдельной съемки О. озера (архив главн. гидрограф, упр. морск. мин.);
Дриженко "Гидрографическое описание О. оз." ("Известия Имп. Русск.
Географического Общества", 1695).