Паруса


Паруса - представляют собой поверхности, служащие для воспринятия
давления ветра, если последний служит в качестве двигателя судна. Все
приспособления, делаемые на судах для применения к нему ветра как
движущей силы, составляют вооружение парусного судна. В состав
вооружения входят: рангоут - все деревянные части (или все "деревья"),
такелаж - все снасти (веревки) и П. Для удобнейшего ознакомления с
рангоутом, такелажем и П. здесь рассмотрено вооружение парусного судна с
так наз. фрегатской оснасткой (системой П. и снастей). Основную часть
его рангоута составляют мачты: фок-мачта, грот-мачта, бизань-мачта и
бушприт. Так как такелаж, части рангоута и П. сходны между собой на всех
трех мачтах, то все одинаковые детали их имеют и одинаковые названия, с
прибавлением спереди слов: фок (или фор), если предмет принадлежит
фок-мачте; грот - если предмет у грот-мачты и бизан (или крюйс) у
бизань, мачты. Все мачты делаются составными, для удобнейшего обращения
с ними. Нижние части их, прикрепляющиеся непосредственно к корпусу
судна, носят названия мачт (в собственном смысле). Продолжение мачт
составляют стеньги; к стеньге прикрепляется брам-стеньга, верхняя часть
которой наз. бом-брам-стеньгой. Нижний конец каждого из этих деревьев
имеет назв. шпора, верхний - топа. При соединении мачты со стеньгой
имеется полукруглая площадка, называемая марсом, который положен на раму
из двух продольных брусьев (лонгосалингов) и двух поперечных (краспиц).
Под краспицами, для укрепления их, прикреплены к мачте толстые доски,
наз. чиксами. При соединении стеньги с брам-стеньгой имеются только
лонгосалинги и краспицы, составляющие салинг, у брам-стеньги, в том
месте, где она переходит в бом-брамстеньгу, ставится бом-салинг -
круглый бугель (кольцо) с железными ветвями (рожками). Продолжение
бушприта представляет утлегарь, к которому в свою очередь прикрепляется
бом-утлегарь. Мачты укрепляются в надлежащем положении при помощи
снастей, называемых стоячим такелажем. Те снасти стоячего такелажа,
которые удерживают мачты с передней стороны, носят название штагов, с
прибавлением к этому названию - название дерева, которое они укрепляют;
стен-штаг (от топастеньги), брам-штаг (от брам-стеньги), бом-брам-штаг
(от верхнего конца бомбрам-стеньги); нижние штаги получают в прибавление
к своему названию только название мачт, напр. фока-штаг, грот-штаг,
бизан-штаг. Штаги соединяют также и мачты между собой, так как идут,
напр., от марса одной мачты к салингу другой, от салинга одной к
бом-салингу другой и т. д., а также и бушприт с мачтами. Бушприт в свою
очередь укрепляется снизу ватер-штагами (от конца бушприта к корпусу
судна), утлегарь - штагами (от конца утлегаря) и бом утлегар-штагами (от
конца бом-утлегаря). Для укрепления с боков служат у бушприта - бакштаги
(ватербакштаги, утлегарь-бакштаги и бом-утлегарь-бакштаги - от тех же
мест, где прикрепляются ватер-штаги, утлегарь-штаги и т.д. к борту
судна), у мачт - ванты. Последние носят названия: нижних вант, идущих от
марса к борту; стен-ванты от салинга к марсу и брам-ванты, от
бом-салинга к салингу. Для укрепления мачты с задней стороны служат
фордуны, идущие от салинга (стен-фордуны); бом-салинга (брам-фордуны), и
от верхней части бом-брам-стеньги (бом-брам-фордуны) к борту, позади
нижних вант. Последние также служат для противодействия перегибу вперед
мачты, для чего все прикрепляются к борту позади мачты. Для вытягивания
стоячего такелажа - вант и фордунов - пользуются юферсами с талрепом -
родом упрощенных талей, без блоков, где снасть лишь скользить по
желобкам в деревянных или чугунных юферсах. При проволочном стоячем
такелаже употребляют винтовые талрепа. Нижний юферс или нижнюю часть
винтового талрепа прикрепляют к железным планкам по борту судна, наз.
вант-путинсами.