Процент


Процент безработных к общему числу населения был 0,34 % в июне 1895
г. и 1,06 в декабре 1895 г. Итак, процент безработных зимой гораздо
больше, чем летом. Если включить безработных вследствие болезни, то
число безработных составляет 14 июня 1895 г. 229352 чел. (0,58 % всего
населения Германии и 1,89 % всего числа рабочих), 2 декабря 1895 г. -
771005 чел. ( 40 % всего населения и 4,88 % общего числа рабочих).
Наибольшее число безработных падает на крупные города, напр. Берлин (в
июне 2,33 % всего населения, в декабри 3,42 %), Гамбург (в июне 2,6 %
всего населения) и др.
том числе 117286 детей в приютах и т. п. учреждениях), что составляет 1
% населения. Во Франции в 1892 г. бедных, пользовавшихся пособиями, было
1847161 чел. (4,7 % населения), в том числе 123197 детей. В Нидерландах
число их равнялось в 1892 г. 2З818 чел. (5,4 % населения). В Швеции
число бедных составляло в 1893 г. 252652 (5,5 % населения), в Норвегии в
1892 г. 78681 (4,1 % населения). В Англии и Уэльсе пауперов считалась в
1896 г. 827217 (216372 чел. в рабочих домах, 610345 чел. призреваемых на
дому), в Шотландии 99520 чел., в Ирландии 98627 чел., что составляет в
процентах к населении" 3,9 %, 2,6 % и 1,9 %. а вообще по Великобритании
2,9 %. В Соединенных Штатах Северной Америки бедных, находившихся в
домах призрения, было в 1890 г. 73045 чел. (0,14 % населения);
американские писатели считают бедных около 300000 чел. Большие споры
возбуждает вопрос о том, увеличивается ли П. или уменьшается. Точное
исследование этого вопроса невозможно. Там, где число вспомоществуемых
бедных регистрируется с давних пир; оно оказывается колеблющимся по
годам. Исследователями отмечена прямая зависимость этих колебаний от
кризисов и безработицы. Постоянного возрастания числа бедных не
замечается. Это видно, напр., из следующих цифр. Число бедных составляло
в Англии в 1850 г. 881206 чел., в 1881 г, 803126 чел., в 1890 г. 787545
чел., в 1892 г. 754485 чел. В Нидерландах процент бедных по отношению ко
всему населению был в 1883 г. 5,13 %, в 1885 г. 4,94 %, в 1888 г. 5,12
%, 1891 г. 4,38 %. В России - массовые проявления бедности являются до
сих пор результатом преимущественно действия стихийных сил природы -
засух, пожаров, наводнений и пр.; как явление, сопровождающее развитие
крупной индустрии, П. известен только в немногих крупных, городах. Это
объясняется тем, что большая часть фабричных рабочих все еще связана,
так или иначе, с землей и имеет возможность, в случае безработицы,
вернуться в деревню. Наибольшая бедность сосредотачивается в деревнях,
где она принимает, как например в 1891 г., острые формы. Никаких общих
статистических данных о числе призреваемых или вспомоществуемых бедных
для России не имеется.

в. поднял вопрос о П., но разрешал его весьма односторонне. Особенное
внимание П. привлек в 40-х годах, когда нужда стала во многих странах
обостряться. К этому и позднейшему времени относятся соч. Воsаnquет,
"Тне rigнтs оf тне рооr"; DеGеrаndо, "Dе lа вiеnfаisаnсе рuвliquе";
Моrеаu-Снrisторне, "Du рrовlеме dе lа мisеrе"; Маrснаnd, "Раuреrisме";
Lаing, "Nатiоnаl disтrеss"; Сlемеnт, "Rеснеrснеs sur lеs саusеs dе
l'indigеnсе"; Ваrоn, "Раuреrisме"; Саrаu, "Раuреrisме" и др.
Разнообразие значений этого слова в греческом повлекло за собой
различный применения его в научной терминологии и в обыденной речи. С
точки зрения школьной теории словесности, заимствовавшей этот взгляд из
риторики, обособленная и помещаемая перед заключением речи "часть
патетическая", где оратор "действует не на ум, а на чувство слушателей",
считается необходимым элементом произведения ораторского искусства,
отличающим его от обыкновенного рассуждения. Классическая риторика, в
лице Лонгина и Квинтилиана, занимаясь разграничением сопредельных
понятий возвышенного и патетического, пришла к следующим выводам.
Патетическое может совпадать с возвышенным, но понятия эти не
тожественны. Патетическое есть вид трогательного в широком смысле слова:
выражение аффектов (эмоций) не слабых и нежных - что относится к области
трогательного в узком смысле (ruвrеnd, тоuснаnт), а сильных,
потрясающих. Характерными чертами ораторской речи является не отдельная
от логических доводов "часть патетическая", а проникающий всю речь дух
импровизации, творчества в момент произнесения, обусловленное этой
импровизированностыо волнение, увлечение непосредственным общением с
массой слушателей и возможность подвинуть их к неотложному решению.
Выделять элемент патетический в особую часть теории красноречия не
представлялось, поэтому, никакого основания. С иным пониманием
патетического мы встречаемся в теории трагедии, созданной Аристотелем.
Одним из существенных элементов трагической фабулы он считал страдание,
которое определял как "действие, причиняющее гибель или боль, напр.
всякого рода смерть на сцене, сильная боль, нанесение ран и все тому
подобное". В связи с теорией очищения (катарсис) и требованием от
трагедии возбуждения в зрителях страха и сострадания, Аристотель считал
достойными трагедии только те страдания, которые "возникают среди
друзей, напр. если брат убивает брата, или мать сына, или сын мать, или
же намеревается убить, или делает другое что-либо в этом роде". Новая
теория драмы (Frеутаg и др.), перенеся центр тяжести в личность героя
трагедии; почти отказалась от термина: патетическое, обыкновенно
отожествляя его с трагическим; но еще Шиллер, посвятивший патетическому
элементу в искусстве одно из наиболее удачных своих эстетических
рассуждений ("Uевеr dаs Ратнетisсне"), видел в патетическом обособленную
категорию. По его мнению, изображение страдания только как страдания
никогда не составляет цели искусства. Конечная цель искусства -
воспроизведение внутренней жизни человека ("сверхчувственного"):
искусство трагическое в особенности достигает этого тем, что делает для
нас наглядной независимость нравственного начала в состоянии аффекта, от
законов природы. "Мы распознаем существование в нас свободного начала
только из противодействия, которое оно обнаруживает относительно силы
чувств. Существо чувственное должно страдать глубоко и жестоко, тут
должен быть П. (в греч. смысле), дабы разумное существо могло при этом
обнаружить свою независимость". Итак, для Шиллера в патетическом
соединяются три элемента: страдание, нравственная высота страдающего
существа и, наконец, его сопротивление, борьба с страданием. Это
определение Шиллера наиболее приближается к обыденному представлению о
патетическом. А.Г-д.