Педагогика


Педагогика (греч. раidаgwgiкн) - наука о воспитании и образовании.
Необходимость этой науки впервые сознана Квинтилианом, но взгляды на
задачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческими
философами. Пифагор высказывал такие понятия о воспитании, которые не
утратили своего значения и в настоящее время. Считая гармонию одним из
основных начал всего существующего, Пифагор перенес это представление и
на человека. Привести в гармонию различные душевные отправления,
достигнуть надлежащего равновесия между телесною и душевною стороною
человеческого существа - такова задача воспитания. Чтобы не вредить
гармонии, Пифагор советует не действовать на честолюбие питомца, а также
не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии
служит привычка. Сократ, исходя из убеждения, что добродетель есть
знание и что ей, поэтому, можно учиться, явился наставником афинского
юношества и создателем особого приема преподавания, носящего его имя.
Ряд наводящих вопросов как-бы помогал мысли родиться в голове другого
(Сократ сам себя называл акушером мысли). Больше разработаны взгляды на
воспитание у Платона. Задавшись целью нарисовать картину возможно
лучшего государственного строя, Платон, в своем "Государстве", смотрит
на воспитание, как на могучее орудие в руках власти. Так как высшую цель
человеческой деятельности Платон видит в познании идей, то и все
воспитание должно, по его мнению, давать необходимую подготовку к этому
познанию. Не все, однако, оказываются способными созерцать идеи: часть
молодежи, не обнаружившая в 20 и затем даже в 30 лет выдающихся
способностей, поступает в ряды защитников отечества, те же, которые
выдержали надлежащее испытание, продолжают дальнейшие занятия науками,
главным образом диалектикой, наукой об идеях. Только в 50 л.
оканчивается весь курс образования. Так вырабатываются философы,
аристократы мысли, которым должны быть предоставлены все высшие госуд.
должности: познавая идеи, они в состоянии установить истинный госуд.
строй, все же остальные люди должны только им подчиняться. По мнению
Платона, весьма важно воспитание в раннем детстве, когда кладется основа
последующему развитию. Период ухода, как только ребенок научится
говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры - незаменимое средство
воспитания в этом возрасте; благодаря им, дитя незаметно nриобретает
целый ряд элементарных знаний. С седьмого года начинается период
систематического обучения, прежде всего - гимнастике и элементарной
музыке, с 10 лет - грамоте, с 13 - поэзии и музыке, с 15 - математике, с
18 - военным упражнениям. Ближе к действительности Аристотель, в своей
"Политике" также изложивший вполне законченную педагогическую систему.
Соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с
задачами школы, Аристотель подчеркивает значение общего образования, в
зависимости с строем того общества, в котором питомцу придется
действовать. Аристотель различает: 1) физическое воспитание, 2)
воспитание неразумной части человеческой души или нравственное
воспитание и 3) воспитание разумной души ил умственное воспитание.
Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного -
подражание. Он указывает образовательное значение грамматики, риторики
(в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и
политики, которую мы бы теперь назвали социологией. В основных своих
воззрениях опирается на Платона и Аристотеля Квинтилиан, который, в
своем "Наставлении к ораторскому искусству", поставил себе задачей
указать, как можно подготовить дельного оратора; но так как, по
убеждению Квинтилиана, оратором может быть только образованный и
благовоспитанный человек, то и взгляды Квинтилиана гораздо шире, чем это
представляется по заглавию его труда. Способность к образованию
прирожденна человеку, как коню - его бег, хищному животному - лютость и
т. п. Дать образование может, однако, не всякий, а только тот, кто
знаком с необходимыми для того приемами, а также с условиями психической
жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, так
как только в школе могут развиваться социальные чувства. Телесное
наказание порождает только рабские наклонности и свидетельствует, прежде
всего, о полной неспособности воспитателя. Образовательный курс
Квинтилиана состоит из семи свободных искусств, составляющих так наз.
александрийскую энциклопедию. Квинтилиан остался авторитетом по вопросам
воспитания и в средние века, и в эпоху возрождения. Правда, блаж.
Иероним написал "Послание к Лете", в котором дает советы, как
воспитывать дочь Леты, а блаж. Августин писал "о воспитании новичков",
желающих посвятить себя духовному званию; но эти произведения не имели в
последующие века никакого влияния и отличаются крайне узкою точкою
зрения. Так, Иероним восстает против музыки и желает, чтобы девочка,
едва научившись складам, составляла из подвижных букв только имена
апостолов и святых. Пренебрегая земной жизнью и заботясь лишь о жизни
будущего века, первые христиане не только не думали о гармоничном
развитии всех сторон человеческого существа, но даже считали одну из
этих сторон источником греха. Умерщвление плоти и обуздание страстей
поставлено было идеалом, к которому должен стремиться всякий христианин.
Такой взгляд тяготел и над средними веками, с их школами, долго не
покидавшими монастырской ограды. Возрождение наук и искусств положило
конец этой односторонности. Снова сознанием лучших людей начинают
владеть воспитательные идеалы древности. Воспитать человека для жизни в
обществе, человека с здоровым духом и телом - такова задача
гуманистической П., имеющей много представителей, особенно среди
итальянских педагогов ХIV - ХV вв. (соч. Вержерио - "О благородных
нравах и свободных занятиях", Вежио - "О воспитании детей", и целый ряд
других, посвященных воспитанию княжеских детей). Оригинальные
педагогические взгляды испанца Вивеса , который, наряду с беспощадной
критикой современной ему науки, указывал на необходимость заводить
благоустроенные школы, с хорошими учителями и с новыми программами. Ему
же принадлежит и первое по времени, довольно обширное сочинение,
посвященное женскому образованию ("Об образовании женщины христианки").
Многие гуманисты примкнули к реформации и стали деятельными помощниками
Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Меланхтону,
написавшему несколько учебников, составившему первый школьный уставь и
подготовившему много дельных педагогов. Под его влиянием такие деятели
школы, как Штурм, Неандер, Троцендорф, положили начало той разновидности
в гуманистической П., которая ныне слывет под именем классицизма и не
переставала иметь многих приверженцев на практике и в теории, особенно в
Германии. Унижая родной язык, вводя в круг предметов преподавания
греческих и римских авторов, педагоги классики мало помалу, особенно
когда увлечение гуманизмом улеглось, отдалились от запросов жизни. В
виде реакции против них появилась попытка отказаться от традиционных
знаний и построить новую науку. Современники Бакона начинают требовать,
чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к
правилу, от более близкого и знакомого к более отдаленному. Полным
выразителем новых требований является Амос Коменский, но и ранее его
Ратке (Ратихий) уже учил, что преподавание должно идти на родном языке,
сообразоваться с естественным ходом развития детей, пользоваться
индуктивным методом и избегать принуждения. Горячо ратуя за то, чтобы
усвоение знаний было как можно больше облегчено для учащегося, Коменский
указывает много дидактических приемов, вошедших в педагогический обиход
настоящего времени. Золотым правилом для учителей Коменский считает
наглядность. 0бразование должно начинаться в материнской школе и
продолжаться в народной, латинской и университете. Введя в школу массу
знаний о природе и человеке, Коменский сделался основателем
реалистического направления в П. Другой крупный представитель этого
направления, Локк, в своих "Мыслях о воспитании" несравненно более
Коменского принимает во внимание законы развития человека и делает
выводы, главным образом, на основании данных психической жизни, не
прибегая к помощи авторитета Св. Писания или какихнибудь случайных
соображений, как это было у Коменского. С особенною основательностью
Локк разбирает некоторые вопросы педагогической психологии, напр. вопрос
о привычке, о недостатках детей, о наказаниях и наградах, о значении
среды и др. Приобретению знаний Локк отводить второстепенное место и
потому лишь вкратце затрагивает вопросы дидактики и педагогики. Особенно
широкую известность педагогический натурализм получил благодаря Руссо .
В своем "Эмиле" он требует воспитания согласного с природою, считая
безрассудством прилаживаться к существующему социальному строю. Нечего
думать заранее о какой-нибудь определенной профессии или положении:
"жить - вот ремесло, которому я хочу научить Эмиля". Предоставить
питомца самому себе и вместе с тем не спускать с него глаз и, незаметно
для него, окружать его подходящею обстановкою - такова трудная задача,
которая ставится воспитателю. Увлечение "Эмилем" отразилось особенно у
Базедова, с его филантропином, устроенным на совершенно новых началах: в
классах ученики вели себя как хотели; преподавание шло по возможности
под открытым небом, среди природы; между ученицами должно было царить
чувство товарищества. Не менее был увлечен "Эмилем" и Песталоцци ,
стремившийся построить свою систему воспитания на "физико-механических
законах" человеческой природы. Песталоцци всесторонне разработал теорию
наглядного обучения, элементы которой находятся уже у Коменского и
Руссо. В то же время он - творец методики элементарных предметов
обучения (грамота, письмо, счет, рисование) и пламенный защитник идеи
народного образования. Самые значительные направления немецкой П.
текущего века (Фребель, Гербарт, Бенеке, Дистервег) примыкают к
Песталоцци. Наибольшим распространением пользуется в настоящее время
система П. Гербарта . Высшая цель воспитания, по Гербарту - добродетель,
состоящая в согласии воли с главными нравственными идеями: внутренней
свободы, совершенства, благорасположения, права и справедливости.
Гербарт различает три стороны воспитательной деятельности. Прежде всего
необходимо считаться с некоторой необузданностью ребенка, противоречащею
всякому порядку. Надо, поэтому, справиться с ребенком, научиться
управлять им: этот отдел П. Гербарт называет управлением (другие
педагоги - уходом). Далее следует обучение, имеющее четыре формальных
ступени: ясность, сочетание, система и метод. Чтобы обучение пустило
прочные корни, надо затронуть разные стороны психической жизни: мало
познания - необходимо участие. Познание отражает многообразие предметов
опыта (эмпирически интерес), приводить к усвоению законов явлений
(умозрительный интерес) и сопровождается чувством удовольствия или
неудовольствия; одобрения или неодобрения (эстетический интерес);
участие может касаться человечества вообще (симпатический интерес), или
общества (общественный интерес), или, наконец, отношения как
человечества, так и общества к высочайшему существу (религиозный
интерес). Следует остерегаться преобладания в обучении какого-нибудь
одного из этих интересов. Чтобы обучение шло равномерно, следует давать
предметные уроки, а затем подвергать приобретенные сведения сначала
анализу, потом синтезу. Третью часть Н. Гербарта составляет учение о
выправке, дисциплине. Надо сдерживать, определять и руководить питомца:
сдерживать, чтобы в его поступках сказывалась одна и та же нравственная
личность; определять, чтобы питомец был в состоянии самостоятельно
делать правильный выбор между возможностями; руководить, чтобы все
поступки питомца проистекали из твердого нравственного убеждения.