При


При современном состоянии знаний и культуры, в П. различают следующие
части. 1) Общая П., в которой рассматриваются вопросы о задачах
воспитания, о возможности его, средствах, значении и т. п. Сюда же
относят психологические сведения, а также некоторые отделы этики, без
которых невозможно решить общие вопросы о воспитании. 2) Учение о
физическом воспитании, куда входят сведения из анатомии и физиологии
человека. Главнейшею частью учения о физическом воспитании является
школьная гигиена. 3) Дидактика и общая методика, имеющая своим предметом
специальное обучение и общие его приемы. Сюда относятся вопросы о
расположении учебного материала (программа и учебный план), о способах
преподавания (акроаматический, когда курс излагается без активного
участия учащихся, сократовский - гевристический или индуктивный,
катехетический, наглядный). Так как приемы преподавания видоизменяются
смотря по материалу преподавания, то каждый школьный предмет имеет свою
особую методику. 4) Училищеведение, куда главным образом входит школьное
законодательство, вопросы о положении учителей, их обеспечении под
старость и т. п. 5) История П., рассматривающая в историческом развитии
как школу, так и те чаяния в школьном деле, которые были высказываемы
лучшими людьми разных веков. В последнее время это подразделение П.
подверглось некоторому изменению: стали различать теоретическую,
практическую и историческую П., относя к практической П. дидактику,
методику, училищеведение и даже учение о физич. воспитании.
во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной
жизнью народов" (русск. пер. М., 1880; первый том вышел вторым изданием
в 1890 г.). Живее изложение у К. фон-Раумера, "История воспитания и
учения от возрождения классицизма до нашего времени" (СПб., 1875 - 78;
два последние тома подлинника остались не переведенными). Главным
образом по этим двум трудам Л. Модзалевский составил свой "Очерк истории
воспитания и обучения с древнейшего до нашего времени" (2 изд., СПб.,
1877 - 78). В отдельных своих частях много основательного представляет
сборное изд. К. Шмидта: "Gеsснiснте dеr Еrziенung vом Аnfаng аn вis аuf
unsеrе Zеiт" (Штуттгарт, 1884 и сл.; еще не окончено). Богата
содержанием работа Фр. Паульсена: "Gеsснiснте dеs gеlенrтеn Unтеrriснтs
аuf dеn dеuтsснеn Sснulеn und Univеrsiтатеn vоin Аusgаng dеs
Мiттеlаlтеrs вis zur Gеgеnwаrт" (2 изд., Лпц.; 1896 - 97). Более
доступны: Квик. "Реформаторы воспитания" (пер. с англ., М., 1893);
Тнеоd. Ziеglеr, "Gеsснiснте dеr Раdаgоgiк" (Мюнхен, 1895). По общей
педагогике: Zillеr, "Аllgемеinе Раdаgоgiк" (Лпц., 1884); Кеrn,
"Grundriss dеr Раdаgоgiк" (4 изд., Б., 1887); Sснillеr, "Наndвuсн dеr
рrактisснеn Раdаgоgiк" (3 изд., Лпц., 1891; одно из очень
распространенных руководств по П.); А. Маттнiаs, "Рrактisсне Раdаgоgiк
fur нонеrе Lенrаnsтаlтеn" (Мюнхен, 1895); W. Тоisснеr, "Тнеоrетisсне
Раdаgоgiк und аllgемеinе Didактiк" (Мюнхен, 1896); 0. Willмаn, "Didактiк
аls Вilduugslенrе" (2 изд., Брауншвейг, 1894). Литература по методикам
отдельных предметов подробно указана у Шиллера. В настоящее время в
"Наudвuсн" Баумейстера(в состав которого входят вышеназванные соч.
Циглера, Маттиаса и Тойшера) появляются обстоятельные методики по всем
предметам, преподаваемым в средней школе. По школьной гигиене см.
Еulеnвеrg und Васн, "Sснulgеsundнеiтslенrе" (Берлин, 1896 и сл.); П.
Лесгафт, "Руководство по физическому образованию детей школьного
возраста" (ч. 1, СПб., 1888).