Пенаты


Пенаты (Реnатеs) - у древних римлян боги домашнего продовольствия или
кладовой (реnus - съестные припасы). Они почитались у очага и близко
стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного
семейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторону
семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы
домашний очаг доставлял семье обильную пищу и потому тесно были связаны
с семьей и почитались как dеi Реnатеs (лары не имели названия dеi). Свои
заботы о семье они разделяли с дарами : участвовали во всех домашних
огорчениях, радостях, несчастиях, покровительствовали всей семье и
каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и
довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым
приемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки с
небольшими дозами кушаний. Домашние П. (Реnатеs fамiliаrеs, рrivатi,
мinоrеs) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже
перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частных
П. были еще общественные (Реnатеs рuвliсi, маiоrеs), представители
общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты.
Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латииян, но вообще
у всех италиков. Равным образом были П. у целых союзов: так П.
латинского союза имели святилище в гор. Лавинии, куда сходились на
поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы,
диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесь
жертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертв
жрецы и военные начальники, отправляющиеся в провинции. По преданию, П.
Лавинии - те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П.
существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р.
Хр. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей
метрополии и переносили с собой на новое поселение старых Пенатов. П.
были чисто римскими божествами; на это указывает их
отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у греков был культ
гестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология не
создала божеств подобных П. У греков были боги покровители семьи,
города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную
физиономию. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два; они
изображались в виде сидящих юношей, с копьями в руках. Ср. Jеr. Мullеr,
"Dе diis Rомаnоruм Lаriвus ет Реnатiвus" (1811); Jаекеl, "Dе diis
dомеsтiсis рrisсоruм Iтаlоruм" (Берл., 1830); Кlаusеn, "Аеnеаs und diе
Реnатеn"; Неrтzвеrg, "Dе diis Rомаnоruм ратriis sivе dе Lаruм атquе
Реnатiuм rеligiоnе еf сulтu" (Галле, 1840).