Пергамент


Пергамент (ист. культ.). Кожа на Востоке - очень древний материал для
письма. По свидетельству греч. историков V в. до Р. Хр. (Ктесий), она
уже в то время издавна употреблялась в этом качестве у персов; отсюда
она, под именем дифтер (dijJеrаi), рано перешла в Грецию, где
употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. Обработанная
кожа (П.) и теперь употребляется евреями для богослужебных синагогальных
свитков, достигающих порой до 100 и более фут длины. Хорошим собранием
таких свитков владеет рукописное отделение Императорской публичной
библиотеки в СПб. По свидетельству Плиния во II в. до Р. Хр. египетские
цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки,
нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз
папируса за пределы Египта; тогда в Пергаме обратили внимание на выделку
кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили ее в оборот под именем
dеrма, swматiоnV а позднее, по месту главного производства - реrgамнnн
(у римлян мемвrаnа, с IV в. по Р. Хр. - реrgамеnа). Новому материалу
пришлось выдержать продолжительную борьбу с освященным веками папирусом.
Восторжествовал П. сравнительно поздно, хотя его удобства (возможность
письма на обеих сторонах листа, возможность смыть текст, писанный
растворимыми в воде чернилами [палимпсесты] и нанести новый и т. п.)
были сознаны и в древности. Рукописи пергаменные соединялись в кодексы,
т. е. в книги, состоявшие из отдельных квартернионов (тетрадей по 4
листа, согнутых пополам, следовательно в 16 стр.); кодексы переплетались
обыкновенно в дерево, обшитое кожей или пергаментом, иногда с богатыми
металлическими украшениями, и снабжались застежками, вроде наших толстых
старопечатных книг. В монастырском книжном обиходе средневекового
периода пергаменные кодексы, по крайней мере для литературы в
собственном смысле, постепенно вытеснили папирусные vоluмinа. С IVв. по
Р. Хр. уже был распространен обычай писать богослужебные книги на П., и
в средние века для этой цели папирус почти не употреблялся. Выделка
пергамента достигла большого совершенства. На Ю Европы в средние века
употребляли, по преданию, козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции
пользовались преимущественно телячьими (viтulinuм, сокр. vеlluм, франц.
vеlin, наше: веленевый). Из ослиной кожи П. не выделывался. В спб.
публичной библиотеке есть рукопись бл. Августина (по преданию - автограф
святителя, хотя несомненно его рукой сделана только подпись Аvgvsтinvs),
писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергаменте,
выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого,
употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще
фиолетовый П., на котором писали серебром и золотом. Таков напр. Соdех
аrgеnтеus
писана на цветном П., серебром , и хранится в Швеции, в Упсале. В спб.
публичной библиотеке есть греческое четвероевангелие, писанное золотом
по фиолетовому П. - по преданию, рукой византийской имп. Феодоры. Реже
употреблялся желтый П. (соdех сrосатus; от сrосus - шафран) или черный.