Перов


Перов (Василий Григорьевич) - один из лучших русских живописцев
новейшего времени, род. в Тобольске, 23 декабря 1833 г. Окончив курс в
арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В.
Ступина, в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал
впервые, пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры и
написал, между прочим, картину "Распятие" (наход. в црк. села
Никольского, Арзамасского уезда). В 1853 г. поступил в московское
училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти,
А. Мокрицкого и С. Зарянка. В 1856 г., за представленный в императорской
акд. худ. этюд головы мальчика, получил малую серебренную медаль. За
этою наградою следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 г. -
большую серебренную медаль, за картину "Приезд станового на следствие",
в 1860 г. - малую золотую медаль, за картины "Сцена на могиле" и "Сын
дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 г. - большую золотую медаль,
за "Проповедь в селе". Означенные четыре произведения П. и написанные им
вскоре после того "Проповедь в селе" (нах. ул. Солдатенкова в Москве),
"Сцена на могиле" (в Третьяковской галерее, в М.) и "Чаепитие в Мытищах"
(там же), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное
впечатление на публику и показали художника остроумным
жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его
наделенным тонкою наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь,
умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но
несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор "Сватовства
майора". Получив, вместе с большою золотою медалью, право на поездку в
чужие края на казенный счет, П. отправился туда в 1862 г., посетил
главные художественные центры Германии и провел около полутора года в
Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин,
изображающих местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток",
"Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре, "Музыканты и зеваки",
"Тряпичники" и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых,
чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение
родного, русского быта, а потому, с разрешения академии, в 1864 г.
возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства.
Поселившись снова в Москве, П. принялся работать в том же направлении,
на которое выступил в начале своей артистической карьеры, и в период
времени с 1865 по 1871 г. создал ряд произведений, поставивших его не
только во главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между
первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из под
его кисти вышли такие бесподобные картины, как "Очередная у фонтана",
"Монастырская трапеза", "Проводы покойника" (нах. у К. Солдатенкова),
"Тройка" (в Третьяковской галерее), "Чистый понедельник" (там же),
"Приезд гувернантки в купеческий дом" (там же), "Учитель рисования"(у
наследн. Д. Боткина), "Сцена у железной дороги (в Третьяковской гал.), "
Последний кабак у заставы" (там же), "Птицелов" (там же). "Рыболов" (там
же), " Охотники на привале (там же) и нек. друг. Четвертая и шестая из
этих картин доставили художнику, в 1866 г., степень академика; за
"Птицелова", в 1870 г., он получил звание профессора. Однако, рядом с
такими замечательными произведениями, порою являются у П. картины,
странно задуманные и неудачно исполненные, напр. "Божия Матерь с Христом
у житейского моря" и "Выгрузка извести на Днепре". Кроме того, он
пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал
необходимою наблюдательностью и способностью схватывать человеческие
характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком
случае, не составляла его главного призвания. Среди написанных им
портретов, многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности,
передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но лишь некоторые
отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе -
портреты А. А. Борисовского, В. В. Безсонова, А. Ф. Писемского, А. Г. и
Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М. Достоевского и купца Камынина.
Получив в 1871 г. место профессора в московском училище живописи, ваяния
и зодчества и примкнув около того же времени к товариществу передвижных
художественных выставок, П. в первые, следовавшие затем годы, продолжал
писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать
вообще уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все
сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению,
задачами - пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов
("Христос в Гефсиманском саду", "Снятие со креста", "Распятие", "Весна"
и др.) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач
Ярославны", "Первые русские христиане", "Поволжские хищники",
"Пугачевцы", "Никита Пустосвят"). В этих последних произведениях П. еще
просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за ними
нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком изысканы
по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании их
участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец
своей жизни П. пустился в литературу и напечатал в газете "Пчела" за
1875 г. и в "Художественном Журнале" Н. Александрова за 1881 - 82 гг.
несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта художников и
свои воспоминания. Он ум. от чахотки, в с. Кузьминках, неподалеку от
Москвы, 29 мая 1882 г. Ср. Д. Ровинского и Н. Собко, "Василий
Григорьевич П., его жизнь и произведения" (СПб., 1892).