Павел


Павел Апостол - величайший проповедник христианства в I в. среди
язычников, вследствие чего называется "апостолом язычников". П. - сын
зажиточных иудейских родителей, принадлежавших к партии строгих
ревнителей Моисеева закона - фарисеев (Деян. ХХIII, 6). В юности он
получил хорошее образование в знаменитой школе Гамалиила, который
отличался от других законников широтой воззрений, доходившей до
признания значения и за языческой литературой. В этой школе Павел не
только основательно изучил весь закон Моисеев со всеми тонкостями его
талмудического истолкования, но и познакомился с греческой литературой,
как это обнаружилось в его знаменитой речи перед афинским ареопагом, где
он приводил места из греческих поэтов (Деян. ХVII). Первоначальное имя
его было Савл или Саул - очевидно в честь израильского царя Саула,
принадлежавшего к одному с ним колену - Вениаминову. Даровитый юноша,
обладавший обширной ученостью, не мог остаться равнодушным к начавшемуся
в его время великому движению, и он, подобно многим израильтянам, жаждал
пришествия Мессии, но вместе с другими фарисеями - ожидал увидеть в нем
могущественного царя, который восстановит царство еврейское во всем
блеске его древнего величия. Велико было его изумление и негодование,
когда часть Иудеев и еще больше язычников признали Мессией безвестного
учителя из презренного Назарета, преданного позорной смерти на кресте.
По его мнению, это было безумием. Он пробовал вступать в споры с
христианами, но встречался с непреодолимым убеждением, которое доводило
его до ожесточения. Тогда он начал прямо преследовать христиан, как
вредных сумасбродов, и был одним из ближайших участников побиения
камнями первомученика Стефана (Деян. VII и VIII, 1). Не довольствуясь
кровью одного мученика, Савл порешил произвести общее гонение на
христиан и с этою целью, заручившись полномочиями, отправился в Дамаск;
но на пути туда с ним совершился тот чудесный перелом, который превратил
Савла из яростного гонителя в великого проповедника христианства - ап.
П. (Деян. IХ, ХХ, ХХVI). После обращения, жизнь ап. П. представляет
собой историю непрерывных миссионерских трудов, которые он неустанно
совершал на всем громадном пространстве, от глубины Азии до столицы мира
- Рима, и даже, по преданию, далее
его проповеди образовались центры христианства и в Азии, и по всему
северному прибрежью Средиземного моря, по которому он совершал несколько
плаваний и терпел неоднократно кораблекрушения. Он служил своей идее с
изумительным самоотвержением, пренебрегал всеми затруднениями и
опасностями. Свою жизнь ап. П. закончил в Риме, где он, по преданию,
осужденный Нероном на обезглавление, был казнен вместе с ап. Петром в 29
день июня, когда церковь и чтит их память. По общепринятой хронологии,
это было около 65 г. по Р. Хр. Деятельность ап. П. выражалась не только
в миссионерских трудах, но и в писательстве, и он является одним из
плодовитейших писателей апостольского века. Ему принадлежат 14 посланий,
который были написаны в различное время и по различным обстоятельствам,
но которые все составляют яркое выражение его религиозного в
нравственного миросозерцания, как и отражение религиозно-нравственного
состояния мира в то переходное время. В его посланиях мы видим первую
чисто богословскую систематизацию христианского учения, и систематизация
эта в руках даровитейшего и образованнейшего из апостолов отличается
такой смелой самобытностью, что дала повод немецкой критики даже видеть
в его богословии нечто отличное от первоначального Христова учения, так
называемый павлинизм, как нечто совсем иное, чем простой христианизм. Но
большинство богословов полагает, что это воззрение основывается на
недоразумении, смешивающем форму с сущностью, что в действительности в
посланиях апост. П. истинное первоначальное христианство нашло себе лишь
гениальное литературное выражение и что благовестие ап. П., по существу,
тождественно с благовестием Христовым. Жизнь и послания ап. П. служат
предметом громадной богословской литературы, из которой можно отметить
только наиболее выдающиеся произведения. Из жизнеописаний наиболее
известны: Соnуреаrе аud Ноwsоn (Л., 1850-52, в 2 томах), имевшее много
изданий; Фаррара, "Жизнь и труды св. ап. П." (в перев. А. Лопухина,
СПб., 1888, несколько изданий); Иннокентия, "Св. ап. П." и др; Из
богословских исследований: Gr. Меуеr, "Еnтwiскlung. d. Раul.
Lенrвеgriffs" (1801); Sсноlsтеn, "D. Раulinisсне Еvаngеliuм" (1881);
Рflеidеrеr, "Dеr Раulinisмus" (1873); на русском языке проф.
Глубоковского, "Евангелие ап. П. и раввинское богословие" (СПб., 1897).
Из комментариев на послания П. известны комментарии Меуеrа, Dе-Wетlе,
Lаngе, Sснаlf'а, Еlliсоlт'а и мн. других.