Перун


Перун - главное божество восточных славян, бог грома и молнии,
отожествляемый с Зевсом и Юпитером. Слово П. производят от санскритского
корня "раr" и сопоставляют с прозванием индийского божества Индры -
Раrjаnуа-раrgаnуа (молниеносная туча) По воззрению славян, П. в теплые
дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и
выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою
пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда П.
производитель, творец. В то же время П. - божество грозное и карающее;
его явление возбуждает страх и трепет. В Псковской губ. и в Белоруссии
еще недавно слышались клятвы: "сбей тебя П. ", "как цябе П. узяв". П., -
божество воинственное, победоносное. В Киеве на Перуновом холме был
поставлен изображавший Перуна деревянный истукан, с серебряною головою и
золотыми усами (летопись Нестора под 980 г.). Подобный истукан П. был и
в Новгороде великом (см. Софийскую летопись под 991 г.). Русское
предание, наделяет П. палицею ("Полн. Собр. Рос. Летоп. ", II, 258),
плетью (в обрядовом причитании на Васильев день - 1 янв.), луком и
стрелами (в белорусских преданиях). Ему приносились в жертву животные,
дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался
живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, напр. при
заключении договоров. После своего крещения Владимир св., до того
времени высоко чтивший П., приказал привязать его идола к хвосту лошади
и "влещи с горы по Боричеву на Ручей" в Днепр, приставив "12 мужи бити
жезлъем"; народ, продолжает летописец, "плакахуся, аще бо не бяху прияти
св. крещения". На Перуновом холме Владимиром была воздвигнута церковь во
имя св. Василия. Древнее поклонение П. перенесено в христианскую эпоху
на Илью пророка и Юрия Храброго. Ср. Афанасьев, "Поэтические воззрения
славян на природу" (М., 1865); А. Фаминцын, "Божества древних славян"
(СПб., вып. 1, 1884).