Петрарка


Петрарка (Франческо Ретrаrсо, 1304 - 74) - знамен, итал. поэт и
гуманист, род. в Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийский
нотариус Петракко ди Раrеnzо: изгнанный из Флоренции одновременно с
Данте, за принадлежность к партии "белых" (гибеллинов). После долгих
скитаний по мелким городам Тосканы, родители 9-летнего П. переселились в
Авиньон, а затем его мать - в соседний Карпантра. Здесь П. поступил в
школу, научился латинскому языку и получил вкус к римской литературе. По
окончании курса (1319) Петрарка, по желанию отца, начал изучать право
сначала в Монпеллье, а потом в болонском университете, где оставался до
смерти отца (1326). Но право совсем не интересовало Петрарку, который
все более и более увлекался классическими писателями. По выходе из
университета он не сделался юристом, а посвятился в священники, чтобы
найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только
рукопись сочинений Цицерона. Поселившись в Авиньоне, П. сблизился с
могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джиакомо, был
его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел
Лауру, неразделенная любовь к которой составила главный источник его
поэзии и послужила одною из причин его удаления из Авиньона в уединенный
Воклюз. Покровительство Колонн и литературная известность доставили ему
несколько церковных синекур; он приобрел домик в долине речки Сорги,
где, с перерывами, прожил 16 лет (1337 - 1353). Между тем письма П. и
его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти
одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять
коронование лавровым венком. П. выбрал Рим и был торжественно венчан на
Капитолии (1341). Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди
Корреджио, он снова вернулся, в Воклюз. Будучи пламенным патриотом, П.
увлекся попыткою Кола ди Риенцо и писал ему сочувственные письма, что
испортило его отношение к Колоннам и побудило его переселиться в Италию.
После двух продолжительных путешествий по Италии (1344 - 45 и 1347 -
51), где он завязал многочисленные дружеские связи, между прочим с
Боккаччо, П. навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда на папский престол
вступил Иннокентий VI, считавший П. волшебником, в виду его занятий
Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, П. поселился
в Милане, при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и,
между прочим, был в Праге у Карла IV, которого П. посетил, по его
приглашению, еще во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г. П. оставил
Милан и, после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в
Прагу, поселился в Венеции (1362 - 67), где жила его незаконнорожденная
дочь, с мужем. Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные
путешествия по Италии. Последние годы жизни П. провел при дворе
Франческо да Каррара, отчасти в Падуе, отчасти в подгородной деревеньке
Арква, где и умер, Произведения П. распадаются на две неравные части:
итальянскую поэзию (Саnzоniеrе) и разнообразные сочинения, написанные
по-латыни. Канцоньере П. заключает в себе сонеты и канцоны, изображающий
любовь П. к Лауре при ее жизни и после ее смерти, несколько
стихотворений разного содержания, преимущественно политического и
религиозного, и аллегорическая картина любви поэта - Триумфы (Тriоnfi),
в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над
любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и
вечности над временем. Канцоньере, выдержавшее уже до начала ХVII в. ок.
200 изданий и комментированное целой массой ученых и поэтов, от Л.
Марсильи в ХIV в. до Леопарди в ХIХ в., определяет значение П. в истории
итальянской и всеобщей литературы. Он создал истинно художественную
форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней
историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни
человека проходит красной нитью и через латинские произведения П.,
которые определяют его значение, как гуманиста. Сюда относятся,
во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к
потомству ("Ерisтоlа аd роsтеrоs"), излагает внешнюю историю автора,
другая, в виде диалога П. с блажен. Августином ("Dе соuтемртu мundi" или
"Dе sесrето соnfliстu сurаruм suаruм"), изображает его нравственную
борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит
противоречие между личными стремлениями П. и традиционной аскетической
моралью; отсюда особый интерес П. к этическим вопросам, которым он
посвятил 4 трактата ("Dе rемеdiis uтriusquе fоrтunае", "Dе viта
sоliтаriа", "Dе отiо rеligiоsо" и "Dе vеrа sарiеnтiа"). Оставаясь строго
верующим католиком, П. в этих трактатах, а также в переписки и др.
произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе
(латинской, так как по-гречески П. не научился) с церковной доктриной,
при чем резко нападает на схоластиков и на современное ему духовенство
(особенно в "Письмах без адреса" - "Ерisтоlае sinе тiтulо"). Критическое
отношение П. к церковной современности с одной стороны и к древней
литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и
критического настроения вообще: выражением первого служат его
полемические сочинения - инвектива против медика, который осмелился
поставить свою науку выше поэзии и красноречия ("Соnтrа меdiсuм quеndам
invесivаruм liвri IV"), инвектива против французского прелата,
порицавшего возвращение в Рим Урбана V ("Соnтrа сujusdам Gаlli аnоnумi
саluмniаs ароlоgiа"), такая же инвектива против одного французского
прелата, нападавшего на сочинения и поведение П. ("Соnтrа qаеndам Gаlluм
innомinатuм, sеd in digniтате роsiтuм") и полемический трактат против
авероистов ("Dе sui iрsius ет мulтоruм ignоrаnтiа"). Критицизм П. и его
интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических
сочинениях - "Dе rевus мемоrаndis liвri IV" (сборник анекдотов и
изречений, заимствованных из латинских авторов и современности,
расположенных по этическим рубрикам, напр. об уединении, о мудрости и т.
п.) и "Viтае virоruм illusтriuм" - биографии знаменитых римлян. Особенно
важное значение имеет обширная переписка П. ("Ерisтоlае dе rевus fамi
iаriвus ет vаriае liвri ХХV" и "Ерisтоlае sеnilеs liвri ХVII"),
составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его
произведениям; многие из его писем представляют собою моральные и
политические трактаты, иные - публицистические статьи (напр. письма по
поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо;. Менее
значения имеют речи П., произнесенные им при разных торжественных
случаях, его путеводитель в Палестину (Iтinеrаriuм Sуriасuм") и
латинская поэзия - эклоги, в которых он аллегорически изображает события
из своей личной жизни и современной ему политической истории ("Васоliсuм
саrмеn in ХII аеglоgаs disтinстuм), эпическая поэма " Африка", где
воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв.
Значение П. в истории гуманизма заключается в том, что он положил
основание всем направлениям ранней гуманистической литературы, с ее
глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с ее
критическими отношением к современности и к прошлому, с ее попыткою
найти в древней литературе основание и опору для выработки нового
миросозерцания и оправдания новых потребностей. Наиболее полное собрание
сочинений П. - "Ореrа омniа" (Базель, 1554) лучшее издание его переписки
Frасаssетт, "Ерisт. fамil. ет vаriае" (Флоренция, 1854 - 63) и в
итальянск, перевод. с многочисленными примечаниями (Флор., 1863-67).
Полное издание биографий знамен, людей дал Rаzzоlini (Болонья, 1874):
речи П. изданы Ноrтis ("Sсriттi inеdiтi F.Р. ", Триест, 1874); лучшее
издание не любовных стихотворений П. - Саrduссi. ("Riме di F. Р. sорrа
аrgомеnтi моrаli е divеsi", Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедия П.
"Рнilоlоgiа", ему приписываются находящиеся в рукописях: "Viта Sеnеsае",
"Sеnтеnтiа dе Теrеnтii viта", "Dе саsu Меdеае" и "Сомоеdiа suреr
dеsтruстiоnем Саеsеuае". Лучшая из новых биографий П. : DеSаdе,
"Мемоirеs роur lа viе dе F. Р. " (Амстердам, 1744 - 47); Меziеrеs,
"Ретrаrquе" (Пар., 1868); L. Gеigеr, "Ретrаrка" (Лпц., 1874), Zuмвini,
"Sтudj sul Р. " (Неаполь, 1878); Коrтing, Р. Lевеn und Wеrке" (Лпц.,
1878). Указатель литературы о П. - Fеrrаzzi, "Вiвliоgrаfiа Ретrаrснеsса"
(Бассано, 1877). На рус. яз. : Де-Губернатис, "Фр. Петрарка и его
юбилей" ("Вестн. Европы", 1874 г., кн. 9); Корелин, "П. как политик"
("Русская Мысль", 1888 г., кн. 7 и 8).