Петрушка


Петрушка - народный кукольный театр в России и главное действующее
лицо даваемых на этом театре пьес. Первое известие о нем мы находим в
путешествии 0леария, к запискам которого приложена картинка,
изображающая тогдашнего петрушку. По описанию 0леария, "Камедь о П. "
устраивалась таким образом: комедиант, обвязав вокруг тела простыню,
поднимает ее свободную сторону, натянутую на обруч, вверх; из-за краев
ее он показывает своих кукол. "Камедь о П. " относится к так называемым
пьесам с постоянными типами: меняется содержание, но действующими лицами
всегда остаются сам П., жена его Маланья, Пигасья или Акулина, цыган,
доктор, квартальный, немец, иногда "две арапки" и татарин. Юбку с
обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках,
а затем ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого
помещается, с ящиком, показыватель. Куклы высовываются не на проволоках,
как в вертепе , а на пальцах кукольника, воткнутых в пустую голову и
рукава куклы; таким образом на сцене одновременно могут быть два
действующих лица. Непременный аксессуар представления - шарманка,
заменившая старого гусляра, изображенного Олеарием, гудочника или
волынщика. П. говорит хриплым и визгливым голосом, картавя и гнуся, что
достигается при помощи машинки из бересты, приставляемой кукольником к
небу (так наз. практика или пищик). После предварительных переговоров с
шарманщиком из-за ширм является П., танцует с женой и дерется с ней.
Цыган предлагает ему купить лошадь и надувает его: лошадь оказывается
норовистой и при первой попытке героя сесть на нее сбрасывает его с
седла. На стоны П. является доктор-немец; в ответ на его расспросы (по
другому варианту - вместо платы за лечение) П. колотит его палкой и
убивает. Следует комический монолог П., боящегося кары, которая и
является в лице квартального ("фатальнаго"). П. сперва просит пощады, но
затем кончает и с полицейским. "Эта расправа производит в публике
настоящий фурор" (Д. А. Ровинский). Пьеса оканчивается или приглашением,
обращенным П. к публике, пожаловать на его свадьбу с Пигасьей, или - по
другому варианту - неожиданным появлением собаки, которая, схватив
неистово визжащего героя за нос, утаскивает его в тартарары.
Представление пересыпано блестками грубого, иногда непристойного юмора,
иногда площадной бранью. Герой пьесы "блудлив, как кошка, труслив, как
заяц" и очевидно сродни героям плутовского романа, равно как немецкому
народному Эйленшпигелю и мольеровским Скапену и Сганарелю. "В итоге
пьеса такова, что даже название водевиль для ее слишком почетно, а между
тем в ней все признаки оперы, балета и ложноклассической драмы. Как в
опере, в ней оркестр - шарманка - и тенор-солист - П.; как в балете, в
ней танцы П. и Пигасьи; наконец, в ней есть три ложноклассические
единства: времени, места (декорации не меняются) и действия - драка"
(Алферов). П. образовался из слияния элементов русского народного
шутовства с чертами итальянского Полишинеля и немецкого Гансвурста -
Пикельгеринга. Это подтверждается рядом лубочных картинок с изображением
Петрухи Фарноса, "дурацкой персоны", на "виноходной свинье" (непременный
аксессуар Гансвурста) и русскими "перечневыми интермедиями", где, как и
в "сомеdiа dеll'аrте" , дана только канва для импровизации. В наши дни
П. встречается все реже и реже. Ср. Марионетки. См. "Путешествие
Олеария", в Чтениях "имп. Моск. Общ. Ист. Древ." (1868, III, стр. 678);
Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870, стр. 309); Н.
С. Тихонравов, "Русские драматические произведения. 1672 - 1725 г. " (т.
1, СПб., 18Т4) и "Первое пятидесятилетие русского театра" (М., 1873); П.
0. Морозов, "Очерки из истории русской драмы" и "история русского
театра"; Д. А. Ровинский, "Русские народные картинки" (т. V); Алферов,
"Десять чтений по литературе" (М., 1895); В. Перетц, "Кукольный театр на
Руси" ("Ежегодник Имп. Театров", сезон 1894 - 95 г., прилож. 1, СП б.,
1895); П. Пекарский, "Мистерии и старинный театр в России" (1857). Вс.
Крестовский, в ст. "искусства на дальнем Востоке ("Худож. Журнал", 1881,
© 2), приводит русского П. в связь с китайским.